Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством проблемного диалога.
статья по теме

Полиева Елена Ивановна

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.      В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. 

     Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_seminara_peredelano_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическое обучение (ПДО) – это такой тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, проблемно-диалогическое обучение базируется на психологии творчества.

Таким образом, в основе проблемно-диалогического обучения лежит: проблемное обучение, диалоговое обучение и психология творчества.

Как ни странно для проблемного диалога ключевым является понятия «творчество». Попробуем разобраться с основными положениями психологии творчества.

Какой же вид творчества доступен ученику на уроке?

Согласитесь,  на уроке чтения вряд ли получится изобретать новые механизмы, а на уроке математики, едва ли уместно будет предложить новое видение мира. Зато на уроке по любому предмету ученики могут занять позицию ученых и открывать новые знания для себя. Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.

Проблема, над которой работает и определяет для себя учитель,  должна носить актуальный характер и прежде всего со стороны новых требований ФГОС. 

Технология проблемно-диалогического обучения  как никогда актуальна в современном   образовательном пространстве, т.к.

  • у нынешних школьников низкая функциональная грамотность;
  • теоретические знания зачастую оторваны от их практического применения;   
  • обучающиеся не владеют целостным восприятием окружающего мира;  
  • они   привыкли к получению знаний репродуктивным способом и не умеют их добывать;
  • большинство обучающихся не умеют  работать самостоятельно, без подсказок  и мыслить творчески.

     Проблемно-диалогическое обучение позволяет реализовывать формирование различных УУД на всех этапах обучения, что является одним из приоритетных направлений ФГОС.

           В образовательном процессе универсальные учебные действия являются одними из основных структурных элементов. Так, коммуникативные универсальные учебные действия используются в изучении всех без исключения предметов, поэтому их развитие является задачей первостепенной важности. Формирование универсальных учебных действий в современной образовательной системе использует деятельностный подход, в рамках которого школьник понимает цель своей работы, ищет пути решения самостоятельно поставленных задач, контролирует и оценивает собственную деятельность.

          Задачи, которые ставит перед педагогом проблемно-диалогическое обучение являются:

  • создание условий для развития научного творчества младшего школьника, продуктом которых станет новое видение мира;
  • обучение школьников «открывать» новые знания посредством технологии проблемного диалога;
  • развитие  у обучающихся психологии мышления;
  • обучение  детей самостоятельному решению проблем;
  • предоставление  каждому ребёнку возможности реализовать свой творческий потенциал;
  • применение  технологий проблемного диалога, обеспечивающего творческое усвоение знаний.

    Такая работа должна носить системный характер. Думаю, уже понятно, что смысл технологии проблемного  диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.    

   Однако, нужно еще разобраться, как при этом действует учитель?  

   Педагог волен выбирать между двумя видами диалога. Мы различаем два вида диалогов: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

       Наиболее сложным методом  в работе учителя является побуждающий диалог, который представляет собой отдельные стимулирующие реплики, вопросы, помогающие школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Иначе говоря, помогают работать творчески. Развивают творческие способности.

      Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам

вопросов и заданий, которые подводят их к формулированию темы урока. Подводящий диалог задействует и соответственно развивает логическое мышление школьников.

После проведения проблемного диалога учебный материал, как показывает практика, закрепляется быстро и легко.

Школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли.

Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала.

Методы поиска решения учат планированию  и контролю.

Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие.

      Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное.

      Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога

 Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

 Технология проблемно-диалогического обучения результативна. Она обеспечивает высокое качество усвоения материала,  развивает  интеллект и творческие способности  школьников, универсальные учебные действия; воспитывает активную  личность при сохранении здоровья обучающихся.

 Технология проблемно-диалогического обучения носит общепедагогический характер. Т.е. ее могут использовать учителя любых звеньев – от начальной школы до старших классов, учителя любых предметов – от русского языка и математики до таких практико-ориентированных предметов, как физическая культура.

      Из каких же этапов состоит проблемно-диалогический урок?

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий учащимися.

3) Актуализация имеющихся знаний.

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

       Проблемно-диалогический урок это урок постановки и решения проблемы самими учениками в организованном диалоге с учителем.

      Но урок это не только методы.  Есть еще и формы,  и средства обучения.

      Принято выделять групповую, фронтальную и парную формы работы, которые вам хорошо известны. Традиционные методы обучения всегда фронтальны и не способствуют потребности обучающихся добывать новые знания самостоятельно. Технология проблемного диалога дает возможность варьировать разными формами обучения, повышается интерес учащихся к учёбе, обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения, не допускается переутомления на уроках, обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика, происходит развитие речи, логического мышления, вырабатывается активная позиция детей.

      Проблемно-диалогическое обучение способствует формированию целостной непротиворечивой личности, объективно оценивающей свои возможности, желающей и не боящейся учиться новому.

      Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе. Но наиболее полно и последовательно она уже реализована в образовательной  развивающей системе «Школа 2100».

      Технология предметного диалога -  это ключ к успеху в педагогической профессии.

Литература

1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007

2. Инновации и традиции. Опыт методической работы школы МОУ «Лицей № 2» // Из опыта работы педагогов школы, 2010

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2002

4. Мережинская Е. Неожиданные подарки.school25.admsurgut.ru/win/download/688

5. Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2

6.Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.-№ 5

7. http://festival.1september.ru/articles/587651/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников посредством проектной деятельности

В данной статье говориться о методе проектов.Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантно...

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...