Главные вкладки

    Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
    статья

    Лементуев Александр Александрович

    В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, которые могут быть сформированы в процессе участия младших школьников в учебном сетевом проекте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon setevoy_proekt_i_uud._statya.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лементуев А.А.

    Учитель начальных классов

    МБНОУ «Гимназия №59», г. Новокузнецк

    Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Учебный сетевой проект — это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и стран. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

    Для работы в сетевом проекте необходимо:

    1. Определиться с тематикой проекта. Она очень разнообразна. Сетевые проекты предусмотрены для всех классов. Нас интересовали проекты для начальной школы. Они тоже делятся на группы по предметным областям и классам. В этом 2016–2017 учебном году были предложены несколько маршрутов: для учащихся 1–2 классов «Мир, в котором мы живем», для 3–4 классов «Возвращение к истокам», «Удивительное рядом!». Работа с проектами распределена по четвертям. Одна команда могла за весь учебный год поработать с несколькими проектами.

    2. Учителю-тьютору команды необходимо создать свой Google-аккаунт (почта Gmail, Google – диск, блог, сообщества и т.д.).

    3. Собрать команду ребят-участников сетевого проекта. От трех и более учеников. Каждый проект задает определенное количество участников команды. Также можно работать в одном проекте и нескольким педагогам.

    4. Многие проекты привлекают к участию родителей учеников. Это интересный вариант сотрудничества. Родители дают согласие на работу в проекте своих детей. Заполняют различные формы анкетирования, пишут эссе, комментируют работу команд в форумах проекта.

    5. Команда знакомится с проектом, его этапами, заполняют разные виды Google-документов, определяют роли в проекте, выбирают название команды, придумывают девиз и эмблему. И, конечно, знакомятся с сервисами Web 2.0 и правилами безопасной работы в сети Интернет.

    Работа над сетевым проектом состоит из нескольких этапов.

    Подготовительный этап:

    1. определение темы, в рамках которой проводится сетевой проект.
    2. определение целей и задач проекта.
    3. определение контингента участников.
    4. определение примерной структуры проекта.
    5. определение временных рамок этапов проекта.
    6. формулировка проектных заданий.

    разработка критериев оценивания этапов (заданий) проекта.

    Основной этап – это выполнение проектных заданий.

    Заключительный этап:

    1. подведение итогов: определение финалистов (победителей) и участников.
    2. рефлексия.

    Формы итогового продукта могут быть самыми разнообразными. Это может быть совместный буклет, путеводитель, книга кулинарных рецептов, виртуальная экскурсия, газета, сайт, блог,

    видеоролик. Использование интерактивных форм работы и интернет-сервисов обязательно.

    Проект направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    Личностные:

    • проявлять уважительное отношение к иному мнению;
    • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные:

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    • умение планировать, контролировать, при необходимости корректировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • умение определять успешность выполнения своего задания.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
    • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
    • решения коммуникативных и познавательных задач; (письмо по электронной почте, детский форум, совместное редактирование документов);
    • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями задания;
    • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. (Правила безопасной работы в Интернет; Правила работы в группе; Правила общения на Детском форуме).

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;
    • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
    • умение определять общую цель и пути ее достижения;
    • совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные:

    Учащиеся получат возможность:

    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете.

    При работе над сетевыми проектами есть ряд трудностей, с которыми встречаются участники, часто они носят чисто технический характер: низкая скорость Интернета, неумение пользоваться сервисами web 2.0 (познакомить и помочь овладеть новыми инструментами, используя разработанные инструкции по созданию ментальных карт и презентаций google).

    Достоинства сетевых проектов:

    1. Предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной

    компьютерной сети Интернет.

    2. Позволяют пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

    3. Помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

    4. Предполагают решение проблемы, требующей интегрированных знаний.

    5. Развивают сотрудничество.

    Участие в различных сетевых проектах способствует развитию у детей умения работать в команде, планировать свою работу. Учителю это дает идеи заданий для следующих проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

    статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

    В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

    «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

    Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

    Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

    Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

    В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

    Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

    ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

    Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

    В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...