Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы
статья по окружающему миру

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебные проекты, экологические знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_egorova_k.a_2018.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебные проекты, экологические знания.

Общество  находится  на распутье: глобальные экологические проблемы на Земле или грамотное сосуществование с окружающей средой. Из этого следует, что человечество должно решить главную задачу — воспитать экологически грамотного гражданина.  

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» сформулированы акты правовой базы для создания системы экологического образования.

Необразованность населения в вопросах использования окружающей среды привела к потребительскому отношению к  природе. Именно это незнание  порождает экологические проблемы.  Поэтому не случайно 2017 год был объявлен Годом Экологии. Важно привлекать внимание учащихся к экологическим проблемам и научить их жить в окружающей природной среде, не нанося ей вреда.

Как же наиболее эффективно формировать экологические знания у младших школьников?  

Способы реализации этой проблемы могут быть самыми разнообразными. Одна из технологий, которая позволяет решать эту проблему – это организация проектно – исследовательской деятельности.  

Н. В. Матяш дает следующее определение понятия:  «проектная деятельность - это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели и преемственности различных сторон процесса обучения» [4 ,с.112].

Анализ вариативных УМК по предмету «Окружающий мир» с точки зрения реализации проектной деятельности показал, что все современные программы предусматривают организацию проектной деятельности. Тематика проектов часто посвящена решению экологических вопросов.

Среди них наиболее полно это представлено в УМК «Перспектива» и «Школа России». Примеры тем проектов: «Береги свой дом», «Красная книга или возьмем под защиту», «Разнообразие природы родного края», «Чистый город», «Встреча с туристами», «С книгой – в природу».

Структура проектной деятельности состоит из следующих компонентов:

  1. Выбор темы исследования. Формулирование вопроса, т.е. постановка проблемы, которую нужно решить.
  2. Обоснования актуальности и ее разъяснение.
  3. Формулировка гипотезы.
  4. Постановка конкретных задач, которые нужно будет решить (изучить, описать, установить).
  5. Выполнение проекта:
  • сбор данных, их обработка,  анализ и обобщение;
  • планирование работы;
  • оформление проекта (письменное).
  1. Защита проекта (представление продукта, результата, дискуссия).

Анализ данных анкетирования учителей начальных классов показал, что большая роль в организации проектной деятельности с младшими школьниками отводится педагогу. Он является консультантом, помощником, ведет диалог с родителями.

Проектная деятельность также влияет на процесс учения школьников: повышается их мотивация, они ориентированы на самостоятельную деятельность. Поэтому меняется даже психологический климат на уроке, так как учитель из авторитарного источника информации становится соучастником творческого процесса.  А это и есть подлинное сотрудничество.

Для формирования экологических знаний  нами были разработаны  проекты по следующим темам: «Письма животным»,  «Красная книга растений Козельского района», «Зеленый уголок в нашем классе», «Живая вода». Рассмотрим содержание некоторых из них.

Цель проекта «Зеленый уголок в нашем классе» - вовлечение учащихся в творческий и практический процесс  по организации и оформлению зеленого уголка в классном помещении.

Урок «Путешествие на родину комнатных растений» проводился в классе биологии, в котором много комнатных растений, которые служат натуральными наглядными пособиями. При изучении темы выяснилось, что растения являются источником кислорода, и по этой причине в данном кабинете легко дышать. У учащихся возникла мысль, почему бы не посадить комнатные растения в нашем классе, чтобы и у нас было красиво, свежо и уютно. Эта идея понравилась всем и оказалась основой для создания проекта «Зеленый уголок в моем классе».

При организации данного проекта были поставлены задачи и определили ресурсы, необходимые для его выполнения. Вначале учащимся было предложено разработать эскизы и составить список растений. Затем началась практическая часть выполнения проекта. Необходимо было найти посадочный материал, узнать, как необходимо его сажать, как затем ухаживать за посадками. После этого началось оформление уголка в соответствие с эскизом. Часть растений дети даже принесли из своих квартир.

Мы определили критерии для оценивания результата-продукта. Растения должны быть правильно высажены в хорошо подготовленную почву, также отбор растений должен проводиться с учетом не повторения или редкости их в других классах.

Вместе с учащимися спланировали этапы проекта:

1.Отобрать и составить список растений для нашего уголка.

2.Найти данные о подобранных растениях.

3.Создать эскиз зеленого уголка.

4.Практическая посадка ратений.      

Проектная деятельность реализовывалась по плану. Мы прошли вместе с ребятами по кабинетам, выяснили самые популярные растения, среди них: фиалки, азалия, примула, бегония декоративная, плющ обыкновенный и др. Далее учащиеся определяли с помощью атласа определителя А.А. Плешакова виды имеющихся у них дома растений, от которых они смогут взять части, из которых можно вырастить растение.  

С интересом учащиеся отнеслись к решению творческой задачи - разработать эскиз зеленого уголка. Учащиеся создали большое число вариантов дизайна зеленого уголка. Затем состоялось обсуждение вариантов и голосование, какой проект будем реализовывать.  

В этой деятельности с удовольствием приняли участие родители, которые помогли подготовить землю  и горшки для посадки. Итог выполнения проекта - оформление зеленого уголка.  

Самым интересным для учащихся стал проект «Письма животным». Мы обратили внимание на то, что в книгах для детей о природе, местообитания животного называют «адресом». Это заинтересовало нас, и  возникла идея о написании учащимися писем своим любимым животным. Замысел оказался продуктивным.

В основе проекта лежит  игровой прием - написание писем животным. Учащиеся определяют своего любимца среди животных и пишут ему письмо по определенному алгоритму.  Но при этом они должны были оценить возможности природной среды, в которой они живут, и написать приглашение в гости, если условия подходят для животного, или написать вежливое письмо-отказ в связи  отсутствия таких условий.

Далее ученики оформляли конверт, которые они делали на уроках технологии. На уроках изобразительного искусства вверху справа  они  рисовали марку с изображением животного – адресата.  При рисовании портрета животного учащиеся должны были обращать внимание на особые его приметы. Затем они писали адрес. При этом они должны были знать, что у каждого животного есть своя «страна» (природная зона) и своя «квартира», то есть местообитание. Это помогает сформировать у учащихся первоначальные представления о местах обитания, об области распространения.  

При написании адреса животного возникает вопрос об имени и фамилии, кому предназначается письмо. Поэтому учащиеся узнают основы классификации животных: имя – это вид животного, фамилия – это род, семья – это семейство.

После этого учащиеся должны были сочинять содержание письма. Сделать это оказалось непросто, так как надо было прочитать о биологических особенностях животного: чем он питается, где может жить, как он поведет себя в новых для него условиях. Об этом они должны были читать в дополнительных книгах о природе. К тому же была установка писать красиво и без ошибок.

Но, несмотря на достаточно сложные задачи, которые ставились учащимся, они включались в эту работу с огромным энтузиазмом. Защита проекта – это выступления детей со своими письмами перед классом.

Этот проект был нелегким и для учителя, так как необходимо было писать ответы на эти письма. И чтобы сочинить ответ, необходимо было прочитать много дополнительной литературы.

Чтобы усилить интерес учащихся к занятиям и внести в проект дополнительный игровой момент, был сделан специальный почтовый ящик, в который дети опускали письма.  

Многие родители отметили большую заинтересованность своих детей к этому виду деятельности. У некоторых учеников повысился познавательный интерес к предмету. Они стали задавать много вопросов по тому, что они узнавали из дополнительных книг, некоторые учащиеся продолжали читать рекомендованные им книги.  Многие продолжали сами писать новые письма.

Данный проект развивает фантазию и мышление учащихся. Урок превращается в интересный, творческий и необычный процесс.  Часто дети и взрослые мыслят стереотипно – все животные из литературных сказок плохие (заяц – трусишка, лиса - лукавая, волк – злой).  Это явление не значит, что не надо читать детям сказки, но при формировании экологических знаний  следует обращать внимание учащихся на необходимость  существования  в природе всех живых организмов вне зависимости от собственных симпатий или антипатий.

Проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися показало  эффективность данного вида деятельности. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической знаний школьников является единство их экологического сознания и поведения, поэтому важно укрепить в сознании каждого ученика понимание того, что человек – часть природы и его долг и обязанность – заботиться о ней. Начните с себя!

Список литературы:

  1. Берестнева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы. [Текст] / Е.В. Берестнева. // Начальная школа. – 2011. - №6. – С. 15-17.
  2. Попова. Е.В. Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании. [Текст] / Е.В. Попова. // Начальная школа. – 2014. - № 11. – С. 50-52.
  3. Курапова, И.И. Метод проектов в экологическом образовании. [Текст] / И.И. Курапова. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - №11. – С.25-29.
  4. Матяш,  Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. [Текст] / Н.В. Матяш. – М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
  5. Назарова, Е.В, Искусова, Н.А.  Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. [Текст] / Е.В. Назарова, Н.А. Искусова. // Начальная школа. - 2009. - №4. – С. 68-73.
  6. Пилюгина, Н.А. Проектный метод — один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения. [Текст] / Н.А. Пилюгина. // Начальная школа. - 2014. - №1. – С. 44-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у младших школьников

Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею....

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....