План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
материал на тему

Еремеева Ольга Владимировна

Тема по самообразованию:

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_na_zavtra.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1»

муниципального образования городской округ Симферополь  Республики Крым

План профессионального самообразования

учителя  начальных  классов

Еремеевой Ольги Владимировны

Тема: «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

2017-2018 уч. год

Любое обучение человека

есть не что иное,

как искусство содействовать

стремлению природы

к своему собственному развитию.

И.Песталоцци

Тема по самообразованию:

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

Цель:

  • Систематизация и обобщение опыта психолого-педагогических условий организации проектной деятельности в образовательном процессе начальной школы, которые связаны с образовательной программой развития ОУ, задачами направленными на развитие универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения учебных проектов;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов;
  • Исследовать результативность применения проектов, через внеклассную деятельность;
  • Использовать проекты в классно-урочной деятельности.

Актуальность:

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»  В. Гузеев

Ожидаемые результаты:

Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

Умение планировать работу над проектами;

Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

Теоретические основы технологии учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Практическая  основа технологии учебных проектов

  • индивидуальные и коллективные  проекты во внеурочной деятельности;
  • уроки в режиме проектного обучения;
  • опытно-экспериментальная работа.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

II этап: Сбор и обработка информации

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

V этап: Подготовка к защите проекта

 ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио,

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Банк проектов

«Как сохранить здоровье зубов?»

 «Домашние тапочки»

«Мотоциклы»

«Изготовление куклы-матрешки в технике папье-маше»

«Азбука»

«История цифр»

«Как люди научились считать»

«Укрепляем здоровье зимой»

Опытно-экспериментальная работа

  • Участие в школьной научно-практической конференции .
  • Обобщение и представление опыта работы на МО учителей начальных классов;
  • Проведение мастер-класса для учителей начальных классов на курсах повышения квалификации КРИППО.
  • Публикация материалов в сетевых сообществах учителей, на сайте организации.

Ожидаемые результаты

  • Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
  • Развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
  • Приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.

Планируемые результаты самообразования:

  • Выступление на педагогических советах школы.
  • Участие в работе МО школы.
  • Участие по теме самообразования в научно-практических конференциях, конкурсах.
  • Разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования, выступление на родительском собрании.
  • Создание банка проектных и исследовательских работ учащихся.
  • Ведение электронного портфолио учителя.

План самообразования разработан на 2017-2022 г.                                                              и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2017 - 2018 г.  

1.Анализ личных профессиональных затруднений по данной проблеме.

2.Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

3.Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

4.Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

5.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

 

II. Практическое решение проблемы: 2018 - 2021 г.

1.Создание комплекта педагогических разработок.

2.Корректировка работы по данной проблеме.

3.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

4.Оформление результатов по теме самообразования.

      5.Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении учителей начальных классов.

6.Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.

III. Оценочный этап: 2021 - 2022 г. 

1.Анализ проделанной работы по проблеме.

2.Создание банка статей по теме самообразования.

3.Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.

 4.Подготовка методических рекомендаций для использования результатов исследования на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

laquo;… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»...

выступление на МО "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"

     Учебные  проекты как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов для придания креативного х...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной ...

"Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе рассказывается о том, что проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проек...

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...