Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
статья по русскому языку по теме

 

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями;

- развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

- изучить и описать умения необходимые для работы над словами с непроверяемыми написаниями;

- представить этапы  работы по формированию навыка грамотного письма;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kursovaya_rabota.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Волгоградская государственная Академия повышения квалификации

                           и переподготовки работников образования

                                      Кафедра начального образования

Организация поэтапной работы над словом с  непроверяемым  написанием  как средство   развития навыка грамотного письма младших  школьников.

                                                                         

                                                                    Работу выполнила:

                                                                                  Шлыкова Ирина Ивановна,

                                                                                    учитель  начальных классов

 

                           

                                              Волгоград    2010

I раздел

ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта:    Организация поэтапной работы над словом с
                            непроверяемым  написанием  как средство
                            развития навыка грамотного письма младших    
                           школьников.
2. Автор опыта: Шлыкова Ирина  Ивановна,
                           учитель начальных классов МОУ СОШ №100
                           Кировского района г. Волгограда                          

3. Место функционирования         400067, г. Волгоград, Кировский район,  
   опыта:                                            ул.Турбинная 182     т. 44-78-62
4. Опыт функционирует:        с 2007
 года
5. Вид опыта:                           проблемно-изобретательский

6. Опыт представлен  следующими материалами:  

настоящим описанием;  следующими приложениями:
                                                Приложение 1 «Говори правильно»
                                                Приложение 2 «Пиши правильно»
                                                Приложение 3 Словарь синонимов
                                                Приложение 4 Занимательные задания на                            
                                                уроках русского язык
                                                Приложение 5 Рифмованные задания          
                                                Приложение 6 Упражнения для закрепления            
                                                этимологических знаний
                                                Приложение 7 Работа с кроссвордом
                                                Приложение 8 Графические ассоциации
                                                Приложение 9 Группы словарных слов по темам

II. Технологические сведения об опыте          

1. Актуальность опыта.

     В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- зачастую учитель недостаточно внимания уделяет развитию навыков грамотного письма младших школьников при работе над словами с непроверяемыми написаниями;

- у младшего школьника самым распространенным вариантом работы со словом с непроверяемым написанием является механическое запоминание и  воспроизведение «трудных мест в словах»  

-недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для формирования навыка грамотного письма;

- в методике русского языка нет единого взгляда на систему умений, которые необходимы для формирования навыка грамотного письма у младших школьников.

     В данном опыте решены следующие проблемы:

- выделены умения младших школьников, необходимые для работы над словами с непроверяемыми написаниями;

- разработана система формирования навыков грамотного письма младших школьников.

2. Цель опыта  Организация поэтапной работы над словом с  непроверяемым  написанием  как средство   развития навыка грамотного письма младших  школьников

повысить эффективность работы по расширению словарного запаса и развитию связной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволит формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не проб  и ошибок.

выявить наиболее эффективные приёмы по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников и внедрить их в практику обучения.

3. Задачи, решаемые в опыте:

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями;

- развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

- изучить и описать умения необходимые для работы над словами с непроверяемыми написаниями;

- представить этапы  работы по формированию навыка грамотного письма;

3. Педагогические средства, представленные в опыте:

I этап. Предъявление нового слова.

II этап. Этимологический анализ.

III этап. Тренировочно- закрепительный.

IV этап. Учетно-контрольный.

5. Технология опыта

 Предъявление нового слова. 
 Работа по обогащению активного словаря учащихся
Объект словарной работы
слово является сложной и многогранной единицей языка, включающей в себя лексическое значение, грамматические свойства, правописание, произношение и ударение.
Цель словарной работы состоит в том, чтобы обеспечить младшему школьнику условия успешного овладения речью. Слово становится принадлежностью активного словаря школьника только в том случае, если ученик правильно понимает значение слова, знает его грамматические свойства, умеет правильно произносить и писать, сознательно и умело употребляет его в
 своей речи.
1) Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся:
лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых понимают неправильно.
2) Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно:
усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм образование которых вызывает у детей затруднения. Так, Например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов, как
стереть; (“стери” с доски), пахать (колхозники “пахают”), бежать (они “бежат”  бегут), падежные формы существительных (был у “сестре”, купили “яблоков”).
3) Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, магазин, километр и др.(Приложение №  .)
4) Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу (Приложение №  ).
Эффективность подобных упражнений будет зависеть от того, проводятся они планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носят случайный характер и насколько педагогически целесообразно построена
- эта работа. Требование целесообразной организации словарных занятий можно лучше всего реализовать в том случае, если лексические упражнения с детьми проводить преимущественно на том лексическом материале, который содержится в учебных книгах по русскому языку и чтению. Работа над словом становится обязательным компонентом в структуре урока русского языка, органически включаясь в его содержание.
Методикой разработано немало приемов объяснения детям непонятных слов. Эти приемы будут разными в зависимости от характера и семантики слова. Для слов с предметным значением лучше всего предложить детям наглядное объяснение, показан им или сам предмет, обозначаемый данным словом, или его изображение на рисунке.
В тех же случаях, когда наглядное объяснение семантики слова не представляется возможным, учителю следует раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, использован для этого один из способов семантических определений слова:
1) Значение непонятного детям слова раскрывается путем подбора к
- нему одного или нескольких слов-синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например: изумрудный- -ярко зеленый; холить—ухаживать, заботиться и так далее (Приложение №  ).
2) Значение непонятного слова или выражения может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), к. торне называются данным словом, например, насекомые - это бабочки, жуки, пчелы, муравьи.
3) Значение неизвестного учащимся слова может быть разъяснено учащимся также описательным способом, В подобном определении “вся необходимая информация” о семантике слова дается в описательной части, которая вво дится в определение словами: тот кто; то что; такой который; так что др, например, адресат—тот, кому отправляю письмо, телеграмму или посылку;  ноша то, что несут и др.

 4) Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т. е. через указание рода и видового различия. Разъясняя семантику слова этим способом, учитель должен сначала назвать слово с более широким значением, указывающее на родовую принадлежность поясняемого слова. после чего называется словосочетание или отдельное слово, указывающее на видовой отличительный признак того предмета или явления, которые именуются поясняемым словом, например: лиственница хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму.
Применение учителем в процессе лексических занятий с детьми рассмотренных способов объяснение лексического значения незнакомых слов обеспечит не только понимание и усвоение учащимися необходимой им лексики, но будет способствовать расширению и углублению представлений у детей формированию у них понятий, связанных с теми или другими словами.
В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить различные занимательные упражнения и игры (Приложение №  ).

Орфографическое проговаривание.

Опыт работы показал, что начинать орфографическую подготовку как можно раньше, а именно в момент обостренного  внимания детей к слову, когда оно впервые пишется и читается. В традиционной системе обучения орфографические трудности обычно не рассматриваются с методикой.
Конфликт между произношением и написанием слова, существующий в
реальности не раскрывается, и учащиеся лишаются возможности развивать
 орфографическую зоркость. Она, как правило, приглушается и только потом подвергается восстановлению. Но для многих школьников это происходит очень болезненно.

Орфографическое чтение наиболее естественно для младших школьников.
Именно в момент самостоятельного чтения и письма, прежде чем осмыслить
слово, ученику необходимо несколько раз произнести его по частям,
проанализировать каждый звук. Становление и развитие орфографической
зоркости может проходить легко и эффективно, если оно осуществляется
доступными для школьников данного возраста средствами.

Например рифмованные упражнения. При хоровой декламации рифмовок ученики сопровождают чтение непроизвольным ритмическим движением головы, рук, ног. Эти движения подтверждали одно из мудрых изречений о том, что движение ума ребенка начинается тогда, когда есть движение его тела, его руки. Ритм непроизвольно и значительно интенсифицирует процесс обучения. После чтения такого упражнения у детей не замечается усталости, а напротив, возникает удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

В программе начальной школы список слов с непроверяемыми ударениями гласными весьма ограничен. По возможности необходимо расширять круг таких слов в плане дальнейшей перспективной работы. От учеников не требуется их заучивания. Слова, объединенные в рифмованные упражнения на основе какого-либо признака (с безударными гласными о, е, и) легко запоминаются.

Рифмованные упражнения могут читаться хором или индивидуально,
громко, тихо шепотом, цепочкой, построчно. Полезно проводить
орфографические чтения шепотом, читая так школьники вынуждены четко
артикулировать.

Полезны игровые задания «Кто запомнит больше слов». В этом случае
рифмовка предъявляется детям на определенное время (Приложение №  ).

Этимологический анализ.

Этимологический анализ - система приемов обогащения словаря младших школьников; содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, об историческом составе слова.
Этимологический анализ имеет своей целью изменение характера запоминания “трудных” слов: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Условия успешного использования этимологического анализа:
1.Осмысленность достигается на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности установления связи данного слова с ранее изученными словами. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
2 Беспроверочные написания- самый трудный раздел методики обучения орфографии. Ученика скорее может заинтересовать в слове не форма, а содержание. Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии, т.к. интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность учащихся.
3. Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:
мешок-от мех; столица от стол; дорога, корова, мороз - содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а.
Применение исторического комментария убеждает младших школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке, основывается: на ее положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии становится на научную основу.
Целью этимологического анализа является объяснение значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.
Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися
во взаимосвязи, можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и трудно проверяемых слов: подготовительный, ориентировочный, закрепительный этапы и этап контроля и самоконтроля.
1) Подготовительный этап. Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:
—познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение;
—научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;
 приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять ее класс и тип;
—познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.
2) Ориентировочный этап. На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово, перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью
правильность и осознанность его написания.
Примерный фрагмент урока. Работа над словом огурец.
Вспомните, что нового вы узнали о слове огурец?
Слово огурец произошло от огур “незрелый. Огурцы едят “незрелыми, пока они не пожелтели, не поспели окончательно.
Как вы напишете это слово? О-гу-рец. С безударной гласной о в первом слоге. Почему? докажите. Слово огурец можно проверить словом с огур
незрелый”, ”неспелый”
3).
Закрепительный этап, На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. Сознательность проявляется в обоснованности  выполняемой структуры действия, в установлении связей между операциями, составляющими данное действие. Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, т.е. правильности написания непроверяемого слова. На данном этапе этимологические сведения с слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допускает ошибку в написании о. Учитель напоминает опорное написание ороз, означающее на греческом языке предел. Если же допускается ошибка в написании и, то напоминается опорное написание оризо “ограничиваю”.
Упражнения, выполняемые учащимися на закрепительном этапе направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи
(Приложение №  ).

4) Этап контроля и самоконтроля. Необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во-первых, навык формируется в речевой деятельности (ее письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во-вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и сочинения различных видов, а также игры из занимательной грамматики.
Знакомство младших школьников с этимологией слов не только оказывает
положительное влияние на правописание непроверяемых слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

Тренировочно-закрепительный этап.

      Формирование орфографических навыков происходит в процессе
механического запоминания слов. Орфографическая работа, проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, предотвращает появление ошибок в них во время самостоятельного письма.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность младших
школьников, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот тип памяти при усвоении слов с непроверяемыми написаниями, т.к. зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.
Вопросы формирования грамотного письма младших школьников
традиционно решаются главным образом в плане обучения учеников
орфографии не основе употребления определенных правил и запоминания ряда словарных слов. Задача учителя: научить детей правильно пользоваться словарем и использовать их в работе. Учиться работать со словарем – это значит учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Работе со словарями способствует работа по отгадыванию кроссвордов. Эта работа возможна на всех капах урока, но особенно она эффективна при закреплении материала. Кроссворды составляют так, чтобы слова из словаря для 1 класса закреплялись во 2 и в 3 классах. Кроме того, задания ввиде определения слов не повторяются дважды.

Рассмотрим задание для кроссвордов:

1        класс. «Школьная комната для занятий».

2        класс. «Группа учеников одного года обучения»

3        класс. «Категория, подразделение в различных классификациях»

Таким образом, расширяя и активизируя словарный запас, младшие
школьники сталкиваются с многозначностью слов.

При работе с кроссвордами за школьником остается право заглянуть в словарь и повторить написанные слова. (Приложение №  )

При работе над словом на начальной ступени школьного обучения следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Словарную   работу   необходимо   рассматривать   как   совокупность систематически проводимых упражнение, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических и орфографических норм литературного языка;
  • Наряду     с     учебниками     по     русскому     языку     целесообразно использовать как учебную литературу, различные справочники,  в частности,   всестороннее   и   эффективное   включение   словарей   в процесс обучения способствует лучшему закреплению и прочному усвоению    детьми    изучаемого    материала    и    расширению    их словарного запаса.
                                       Метод графических ассоциаций.

Повышением эффективности усвоения слов с традиционным написанием
психологи связывают с изменением характера запоминания: запоминание
графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания
учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в
ней трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения учителем и использования учащимся специальных приемов запоминания, активного включения «трудных слов» в речевую практику ребенка.

В своей работе трудную орфограмму словарного слова я стараюсь связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детьми при написании данного слова и помогает правильно написать орфограмму. Использую специальные карточки с напечатанным словарным словом и изображением определенного образа, который вызывает это слово. Это позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшеклассника, точно подмеченной К.Д. Ушинским: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «описывать» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква «О» в слове автомобиль превратится в колеса. А в тетради появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком буквой.

Этот метод помогает справиться с проблемой написания слов с
непроверяемой буквой, основан на возрастных особенностях мышления
младших школьников и общих законах запоминания. Как известно, мышление
детей начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно
опирается на конкретные представления и образы. Суть этого метода состоит  том, что ребенок для того, чтобы запомнить слова выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

Рисунок надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок - обязательно должен соответствовать смыслу слова.

Процесс этот столь увлекательный, столь и полезный. Дети с
удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву будет
интересно, весело и легко: ты становишься волшебником - ведь обычная буква «О» превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету.

Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и
считают самым интересным и наиболее тренирующим и лучшим для
запоминания не смысловой информации. Иногда для обосновывания рисунка
использовалось лексическое значение слова: «Аллея - дорожка, с двух сторон
обсаженная деревьями».

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове» или метод звуковых (фонетических) ассоциаций.

Он используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
(Приложение №  ).

Такой прием запоминания слов имеет мною преимуществ по сравнению с другими, т.к. отчасти решается проблема

  • отчуждения ребенка от учебного процесса
  • учит детей  нестандартно  мыслить,   изобретать,   высказывать  свое мнение,    видеть    в    каждом    слове    необычное, эмоционально воспринимать слово;
  • у учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению     положительной      мотивации      учения      и      развитию познавательных процессов;
  • исчезает авторитарность и императивность процесса обучения;
  • развивается    детское    воображение    и    снижается    нагрузка    на природную память.

Обучение орфографии словарных слов приобрело осмысленный характер: графическая форма запоминаемой буквы в слове стала увязываться со смысловым значением этого слова.

Другим эффективным способом изучения написания слов с непроверяемой гласной является деление слов на тематические группы. Каждую группу слов пишу на отдельном листе и работаю целую неделю по следующей методике.

Понедельник - списывание с доски в тетрадь.

Вторник - чтение слов по слогам.

Среда - письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается.

Четверг - проговаривание слов без зрительного ориентира.

Пятница - словарный диктант.

Суббота- работа по карточкам.

Карточки делаю в форме предмета, соответствующего теме. (Приложение №7).

Все эти виды деятельности работы над словом способствуют запоминанию словарных слов и правильному написанию их в дальнейшем.

Учетно – контрольный этап

Цель этого этапа: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты (в словариках, в рабочих или контрольных тетрадях;  1 класс –  8-10 слов,  2 класс – 10-12, 3-4 классы – 12-15 слов; проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаю слова с непроверяемыми написаниями) и творческие работы. Например, выборочный диктант. Этот вид работы учит детей умению находить слова с непроверяемым написанием в тексте. Читаю вслух  текст, а ученики, прослушав предложение, записывают встретившиеся слова с данными орфограммами. Творческие работы по опорным словам. Например: на тему «В библиотеке» со словами портрет, библиотека, автор, плакат и др.
Анализирую, допущенные ошибки в словах определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.
Для лучшего усвоения правильного написания трудных слов провожу взаимопроверку  диктантов. Ученики могут сами себя проверить по «Словарю» учебника

                                                       Работа над ошибками.
Привлечение внимания к ошибке, глубокая работа над осознанием ошибки - это пути, которые ведут к ликвидации главных причин ошибок.
Самое важное для учащегося - это чтобы ошибка стала предметом анализа, разбора, и даже средством обучению грамотному письму. Важнейшее значение приобретают конкретные условия деятельности, в которой происходит столкновение ученика с ошибкой. При работе над ошибками неправильному восприятию противопоставляется объяснение, как и почему надо писать иначе и победителем оказывается интеллектуальная деятельность, связанная с осознанием ошибки.
Помимо интереса учеников к упражнениям, содержащим выбор написания, у школьников происходит обострение орфографической зоркости, г.к. орфографическая зоркость предполагает умение обнаружить ошибки, собственные и чужие.
Вызывает интерес и такой вид работы: учитель от имени Незнайки делает
ошибки и предлагает детям их найти. Средством контроля и самоконтроля служат «рифмовки - контролеры». Их отличие от других упражнений состоит в том, что они состоят из двух частей. Первая настраивает младших школьников на выбор правильного написания орфограммы, заставляет подумать над вопросом, как писать. Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с выделенными орфограммами, поощряет детей отличной оценкой.
Одним из приемов, возвратившихся к ним их XIX века, является прием
какографии: умышленно ошибочного письма. Длительное время этот прием
подвергался резкому осуждению, т.к. считалось, что показ неверного написания может укорениться в памяти ребенка и породить новые ошибки. В задании были допущены ошибки: протек и замена букв, перестановка,
зеркальное написание буквы. Это позволило создать условия для понимания детьми коммуникативной значимости грамотного письма, а также для формирования у них действия самоконтроля. Действия пишущего будут
 целенаправленны, когда он осознает необходимость грамотного письма. В этом плане «отрицательной языковой» материал является наиболее оптимальным средством. Так, использование омофонов: Шарик - шарик, Соня - соня, Лев лев - при изучении правила правописания заглавной буквы в именах, фамилиях и кличках и т.д. пожевать - поживать, частота - чистота при введении написания гласной после шипящей вызывает большой интерес у учащихся, а сами правила приобретают практический смысл.
Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе, включающий отрицательный материал, когда в результате
непрерывного написания меняется смысл высказывания, дети четко
улавливают зависимость между лексическим значением слова и его
орфографическим образом. Аналогичные речевые ситуации можно создавать при изучении правила «Мягкий знак - показатель мягкости». Например: не смущаясь нисколько, начал танцевать я полку. Корабль наш сел на мел.
Остановимся подробнее на примере применения ошибочного письма при
закреплении правила связанного с оформлением предложения. Необходимо
разделить стихотворение на предложения и поставить точки.

Кисель там варят и 1 резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жнут из молока

Творог готовят из песка.

  • Как показать границы мысли на письме?
  • Почему слова из резины не входят в эту мысль?
  • Сначала прочитать.
  • Выделить мысль
  • Проверить, все ли слова связаны по смыслу
  • Правильно на письме обозначить границы мысли.

Дети учатся анализировать примеры с ошибками при оформлении
предложения. Исправляя «чужие ошибки»,дети не только накапливают опыт
 правильного выполнения различных операций, необходимых для грамотного письма, но и обретают веру в собственные силы.

Чтобы предотвратить запоминание неверных написаний при
использовании приема умышленно ошибочного письма, необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

  1. Предлагать какографические упражнения в системе;
  1. Начинать работу с коллективного исправления ошибок, когда учащийся усвоит общий алгоритм проверки.

5. Результативность опыта.

     В данном опыте решены следующие задачи:

- изучены и описаны умения, необходимые для формирования навыка грамотного письма младших школьников;

- младшие школьники научились работать со словом, наблюдать, находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

- у школьников сформированы навыки самоконтроля, самопроверки и взаимопроверки.

III. Эффективность функционирования опыта.

  1. Условие функционирования опыта.

     Опыт функционирует в МОУ лицей № 10 Кировского района города Волгограда, в классе 29 человек. Учебный кабинет соответствует требованиям СанПИНа, оснащён учебными и методическими пособиями.

     По данной проблеме подобраны и систематизированы следующие материалы:

- упражнения по обогащению активного словаря учащихся;

- словарь синонимов;

- упражнения для закрепления этимологических знаний;

- рифмованные задания.

  1. Научно-практические основы опыта.

     Данный опыт опирается на научные положения Канакиной В.П., Приступа Г.Н., Львова Р.М.

     Канакина В.П. считает, что работа над написанием трудных слов должна проводиться систематически, из урока в урок.

     Полезно привлекать детей к исследованию исторического корня слова согласно научным положениям Г.Н. Приступы.

     В начальных классах, как считает Р.М. Львов, орфографические умения и навыки – это составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом.

    3. Рекомендации последователям опыта.

     Последователям данного опыта рекомендуется учесть следующее:

- опыт может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе;

- предложенная система упражнений, способствует расширению лингвистического кругозора, развитию орфографической зоркости, творческих возможностей;

- данный опыт проявляет эффективность в работе с детьми любого уровня развития.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь по развитию навыков грамотного письма

      Тетрадь предназначена для формирования навыков грамотного письма в начальных классах.Тетрадь содержит:·...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

Работа над словом как средство развития речи

 Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития....

Статья «Развитие навыков грамотного письма»

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...

Развитие навыков грамотного письма

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...