Формирование универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности
статья

Чернышова Анна Валерьевна

Формирование универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6cdae07ce3fa4eb2f26a296fcf82c8c0.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности

1.1. Характеристика универсальных коммуникативных действий

1.2. Особенности формирования универсальных коммуникативных действий в младшем школьном возрасте

1.3. Способы формирования универсальных коммуникативных действий учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности

2.1. Выявление уровня сформированности универсальных коммуникативных действий младших школьников

2.2. Педагогические условия формирования универсальных коммуникативных действий учащихся начальной школы

2.3. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Тема: Формирование универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Введение

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения наиболее актуальной проблемой является научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [44].

 Согласно ФГОС НОО результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: сформированные универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль). Исходя из этого, современный ученик начальной школы должен уметь активно использовать речевые, информационные и коммуникационные технологии для решения коммуникативных и познавательных задач; быть способным выслушать собеседника, вступать и вести диалог; быть готовым признать возможность существования разных точек зрения и право всех иметь свои; высказывать свое мнение и обсуждать свою точку зрения и оценку событий; уметь определять общие цели и путей их достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [44].

Младший школьный возраст – это период жизни ребенка, когда у ребенка происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную, в которой осуществляется развитие и становление ребенка как личности и части общества. На этом этапе универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация), становятся все более важными. Универсальные коммуникативные действия влияют не только на успешность обучения младших школьников, но и на процесс социализации и развития личности в целом. Этим обусловлена особая важность формирования универсальных коммуникативных действий для детей младшего школьного возраста.

Исследования по формированию и развитию универсальных коммуникативных действий младших школьников представлены в работах таких ученых как А.Г. Асмолов, О.А. Веселков, Ю.В. Касаткин, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин и др.

Важнейшей задачей начальной школы является обучение детей эффективному общению в новой социальной среде, чему способствуют включение их в различные виды деятельности. Положительный эффект в обучении детей младшего школьного возраста показывает внеурочная деятельность, которая направлена не только на получение знаний, но и на развитие личностных качеств и коммуникативных способностей учащихся. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого организацией, так же указывается необходимость в чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы начального общего образования [44].

Анализ психолого-педагогических исследований в этом направлении позволил выявить противоречия между:

- наличием большого накопленного теоретического и эмпирического материала о структуре универсальных коммуникативных действиях (общение, совместная деятельность, презентация) у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью форм, методов и приёмов их формирования в разных видах деятельности младших школьников;

- необходимостью формирования в младшем школьном возрасте универсальных коммуникативных действий (общение, совместная деятельность, презентация) во внеурочной деятельности и недостаточным количеством соответствующих психолого-педагогических программ.

Всё вышеизложенное подтверждает актуальность и необходимость исследования данной темы. 

Объект исследования – процесс формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников 

Предмет исследования – педагогические условия формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и уточнить содержание понятия «Универсальные коммуникативные действия».

2. Рассмотреть особенности формирования универсальных коммуникативных действий и возможности использования внеурочной деятельности для этого в младшем школьном возрасте.

3. Выявить уровни сформированности универсальных коммуникативных действий младших школьников.

4. Определить и реализовать педагогические условия формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

5. Выявить динамику сформированности уровней универсальных коммуникативных действий младших школьников

На основании объекта, предмета, цели и задач исследования мы сформулировали гипотезу исследования: формированию универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности будут способствовать следующие условия:

- педагог будет проводить комплекс занятий, направленных на формирование универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности;

- в ходе проведения внеурочной деятельности учитель будет использовать интерактивные формы как:

-дискуссия;

-ролевая игра

-метод анализа конкретных ситуаций;

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80» Железнодорожного района, г. Барнаула.

В рамках исследования применялись следующие методы:

1) Теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования: обобщение, сравнение; анализ учебников, рабочих программ, методических пособий двух учебно-методических комплексов.

2) Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

В рамках педагогического эксперимента были использована методика исследования:

3) Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 2022 г. по 2023 г. в три основных этапа:

первый этап (2022 г.) – поисково-теоретический: на основе анализа литературных источников и опыта работы учебных заведений системы общего начального образования выявлено состояния исследуемой проблемы в теории и практике формирования коммуникативных навыков младших школьников; формулировалась тема, уточнены объект, предмет и гипотеза исследования; определялась методика исследования;

второй этап (2023 г.) – формирующий: был организован констатирующий и формирующий эксперимент по управлению процессом формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников; разрабатывался и апробировался комплекс занятий; осуществлялась подборка диагностического инструментария.

третий этап (2023 г.) – заключительный: был проведен сравнительный анализ и обобщены результаты исследования; проводилось внедрение полученных результатов в практику, велось оформление выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и приложений.

Практическая значимость исследования: заключается в том‚ что разработанные материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классах в рамках формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности» раскрыта сущность понятия универсальных коммуникативных действий, рассмотрены особенности их формирования, в младшем школьном возрасте, а так же методы и формы.

 Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников во внеурочной деятельности» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.

В заключении содержатся основные выводы по результатам исследования.

В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.

        

        

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников во внеурочной деятельности

  1. Характеристика универсальных коммуникативных действий

Первая ступень в образовании школьника – это начальная школа, которая является важнейшим этапом в формировании и развитие личности. И прежде всего такой личности, которая сможет самостоятельно и успешно овладевать знаниями, навыками и компетенциями.

 В концепции содержания общего образования мы видим, что только через формирования универсальных коммуникативных действий идет развитие личности. ФГОС НОО включает коммуникативные действия в метапредметные результаты обучения.

Обратимся к словам Герберта Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Отсюда и возникает проблема как у младшего школьника формировать универсальные коммуникативные действия. Как научиться вступать в диалог с учителем, одноклассниками, убрать тревожность в беседе, в отстаивании своей позиции, особенно если твоя точка зрения отличается от других. При этом важно правильно формулировать свои мысли, следить за речевыми оборотами, уметь слушать и слышать своих собеседников. Проблемами взаимодействия между людьми, правильной организацией речевой деятельности занимались Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. По их мнению, вся работа с межличностными отношениями может быть только в системе, коммуникативная деятельность выступает не просто для формирования отдельных психических процессов, но и личности в целом.

Прежде чем говорить о формировании универсальных коммуникативных действий у младших школьников, хотелось бы уточнить такие понятия как «общение», «коммуникация», «коммуникативные действия».

Слово «общение» происходит от лат.соттипis, означающее общество, община, общий. Значит, чтобы научиться понимать друг друга, обмениваться информацией, надо правильно контактировать в этом обществе.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

Как и любому виду деятельности, общению надо учить. Такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев рассматривают понятия «общение» и «коммуникации» близкие. Таким образом, коммуникативные действия подразумевают использования средств и приемов, которые лежат в основе коммуникации и общения в целом.

С.Л. Рубинштейн подразумевал под коммуникацией процесс, в котором происходит контакт между людьми, основанный на совместной деятельности, где происходит обмен информацией, работа над общей стратегией взаимодействия, умением понимать и принимать другую позицию. Коммуникация считается не состоявшейся, если не было достигнуто взаимопонимание, не было обратной связи, и понимания со стороны собеседника.

Для того что бы научить ребенка младшего школьного возраста строить грамотно свою речь, обсуждать и комментировать высказывания членов коллектива, воспринимать любую информацию, отличающуюся от своей собственной позиции необходимо создать условия для формирования универсальных коммуникативных действий. Рассмотрим несколько классификаций коммуникативных действий. А. В. Мудрик выделяет следующие коммуникативные действия или умения: умение ориентироваться в партнерах, понимать их настроение, характер; умение разбираться в ситуации общения, следовать правилам, учиться устанавливать контакты; деятельностное сотрудничество, целеполагание, планирование, анализ достигнутого.  

Б. Ломов выделяет целые группы коммуникативных действий: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.

Обратим также внимание на классификацию, предложенную                   А.А.Вахрушевым:

1) межличностная коммуникация: передача рациональной и эмоциональной информации

2) межличностное взаимодействие: способность к установлению обратной связи;

3) межличностное восприятие: умение воспринимать позицию собеседника, слышать его.

Р.В. Овчарова, Е.А. Киянченко выделяют три группы коммуникативных действий:

1) гностические: умения, которые основываются на понимании партнера;

2) экспрессивные: умения сочувствовать, сопереживать;

3) интеракционные: умения влиять на партнеров, вступать в контакт с группой сверстников.

Оценить уровень сформированности универсальных коммуникативных действий достаточно сложно. Учитель должен опираться и на возрастные психологические особенности, и ориентироваться на ФГОС НОО, где прописаны «Планируемые результаты начального общего образования», в котором универсальным коммуникативным действиям, отводится одна из главных позиций.

В более раннем ФГОС НОО встречалось понятие «коммуникативные умения», более принятым в психологии. Сейчас же в педагогической и методической литературе используется термин «универсальные коммуникативные действия» (УКД). Данный термин был введен в употребление после введения ФГОС НОО и описывает одну из групп метапредметных планируемых результатов.

Как считает группа авторов «Концепции формирования универсальных коммуникативных действий» А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов, УКД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и слышать собеседника; в обсуждении проблем принимать активное участие; непосредственно интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать с ними, а также сотрудничать со взрослыми.

К видам коммуникативных действий относят умения:

- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

- Правильно ставить вопросы;

- Сотрудничать в поиске и сборе информации;

- Умение находить способы разрешения конфликтов;

- Оценивать, корректировать и контролировать действия партнеров;

- Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- Владеть монологической и диалогической речью.

Вступая в пору младшего школьного возраста, ребенок уже обладает минимальными речевыми умениями, строит предложения, умеет задавать вопросы, отображает в речи существенные признаки. Но ему необходимо создать условия для того, чтобы в совместной деятельности он мог не просто совершенствовать свои речевые навыки, а научиться выделять и отображать при помощи коммуникативно – речевых действий существенные ориентиры для собеседников.

И так, подводя итог выше сказанного можно утверждать, что УКД это многоплановая и неотъемлемая часть личности, затрагивающая все сферы социальной жизни человека и что бы полноценно ее сформировать у ребенка нужно изучить все ее многогранные аспекты. Младший школьный возраст выступает сензитивным периодом для становления личности ребенка и формирования универсальных коммуникативных действий.

1.2. Особенности формирования универсальных коммуникативных действий в младшем школьном возрасте

Воспитание полноценной, гармонично развитой личности младшего школьника напрямую коррелируется с необходимостью формирования универсальных коммуникативных действий, тем самым это обуславливает целевую направленность современной школы и ведет к гармонии во взаимодействиях с социумом, помогает адаптироваться к условиям современного мира, что соответствует социальному заказу общества.

 Переход ребенка из дошкольника в младший школьный возраст обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка и занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы) [47]. В первую очередь, в этом возрасте происходит изменение ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, дети примеряют новую социальную позицию, расширяется сфера познания [14]. В это время закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера каждого ребенка, большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе [30]. Так же данном этапе развития у ребенка меняется мотивация с «Я хочу» в пользу мотива «Я должен», учится действовать в соответствии социальным, традиционным, нормативным требованиям общества. Новые требования, предъявляемые ребенку в отношении речевого развития, вынуждают его взять ответственность за собственную речь и грамотно ее оформлять, устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и преподавателями [20].

От уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития способности строить предложения и высказывания различных видов напрямую зависит развитие коммуникативных навыков младших школьников. К 7 годам ребенок овладевает элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая, планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Во втором и третьем классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает полезные ориентиры в отношении средств и способов стимуляции развития коммуникативных действий, а также благоприятную ситуацию для достижения школьниками определенных результатов по освоению коммуникативных универсальных учебных действий [42].

Следовательно, педагоги должны поддержать эту тенденцию и обеспечить ребенка условиями для формирования универсальных коммуникативных действий. Непосредственно проблемой развития коммуникативных действий (умений) у школьников были посвящены исследования: О.В. Бескровной, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лошкаревой, А.В. Мудрика и др. [48]. В свою очередь возрастные особенности формирования универсальных коммуникативных действий у младших школьников рассматривает А.Г. Асмолов в своей книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» [2].

 Важно отметить, что формирование универсальных коммуникативных действий в начальной школе «накладывается» на опыт межличностного взаимодействия ребенка в дошкольном периоде. Семья для ребенка становится «образцом» коммуникативной системы, на основе взаимоотношений ее членов формируется первоначальный, самый значимый опыт будущей социально-ориентированной личности, который будет реализовываться и в процессе образования [37].

Многие дошкольники большую часть своего времени проводят в дошкольных образовательных организациях, которые так же оказывают определённое воздействие на формирование универсальных коммуникативных действий ребенка. В частности, М.Н. Волокитина отмечает, что «до поступления в школу некоторые дети, не посещавшие ДООА, еще не находились в таком большом коллективе, как класс. Их жизненный опыт распространяется только на маленькие товарищеские группы из 3-5 детей». Даже сидя за одной партой, дети еще являются чужими друг другу и отношения их носят чисто внешний характер. Поговорить о чем-либо или поближе познакомиться друг с другом - такого желания в первые дни у них чаще всего еще не возникает [18].

Следовательно, формировать универсальные коммуникативные действия необходимо на всех уровнях общего образования, начиная еще с дошкольного возраста. Например, согласно ФГОС НОО существуют определенные целевые ориентиры, на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам): ребёнок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности[44].

Именно эти целевые ориентиры должны быть сформированы к первому классу начальной школы и подразумевать под собой, так называемую, коммуникативную готовность к школе. Коммуникативная готовность является одной из составляющих личностной готовности ребенка к школе. Которая представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленному ситуацией школьного обучения.

В состав базовых предпосылок коммуникативной готовности  А.Г. Асмолов включает следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника [30].

За время обучения в школе обучающийся развивает свои коммуникативные умения и уже к концу четвертого класса ФГОС НОО определяет, чему обязательно должен научиться выпускник начальной школы: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [44].

Проследим более подробно поэтапность формирование универсальных коммуникативных действий в первых, вторых, третьих и четвертых классах. В первом классе речь идет об общей готовности учеников к обсуждению и их умению договариваться по поводу конкретной ситуации, часто конфликтной. Учащиеся учатся работать в парах, поэтому учителю необходимо разъяснить возможные варианты и правила работы в парах. Детям необходимо научиться объединять свои усилия для формирования и представления общего результата (ответа).

Во втором классе педагог предлагает варианты деления на группы. Учащимся необходимо выбрать для себя различные функции, которые они будут выполнять. Группа работает по алгоритму, который сформулирован учениками под контролем учителя. Необходимо к концу 2-го класса сформировать умение работать в парах и малых группах. Сюда входят умения выслушивать задание и разделять обязанности. Учащиеся должны уметь слушать собеседника и поддерживать разговор с ним, проявляя внимание и доброжелательность в беседе.

В третьем и четвертом классе затрагиваются более сложные коммуникативные действия, с акцентом на большую самостоятельность детей. Ученики при работе в малой группе учатся самостоятельно ставить общую задачу, определять промежуточные цели. Они учатся договариваться и приводить свои аргументы при распределении обязанностей в группе. В помощь учащимся составляется алгоритм, который ориентирует их в порядке и правильности действий. Очень важно, что они учатся вносить свои идеи в работу для достижения общего результата и его представления [30].

Можно сделать вывод о том, что при дальнейшей работе по формированию универсальных коммуникативных действий необходимо будет обращать особое внимание на класс младших школьников. В каждом классе существуют свои особенности развития универсальных коммуникативных действий.

Так же необходимо обозначить, что свою возрастную специфику имеют все компоненты универсальных коммуникативных действий, например, в рамках коммуникации как взаимодействия от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной. К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Если рассматривать коммуникацию как кооперацию, то от первоклассника правомерно ожидать лишь простейших форм умения находить общее решение. К концу 4 класса формируется умение договариваться даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; аргументировать свое предложение, умение уступать; способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации спора, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Для коммуникации как условии интериоризации к моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. К четвертому классу должна быть рефлексия предметного содержания и условий деятельности. [17]  

Таким образом, в младшем школьном возрасте активно продолжается развитие всех трех взаимосвязанных аспектов коммуникативной деятельности: коммуникации как взаимодействия, коммуникации как сотрудничества и коммуникации как условия интериоризации, каждый из которых имеет свою возрастную специфику.

Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества развитие всех основных аспектов коммуникативной деятельности происходит более интенсивно (в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, для развития коммуникации как взаимодействия необходимо обеспечить обучающихся определенным опытом общения, в котором обучающиеся научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах.

 В число основных составляющих организации коммуникации как кооперации по мнению А.А. Абрамовой и Е.Ф. Козиной входят:

распределение начальных действий и операций;

-обмен способами действия для получения продукта совместной работы; взаимопонимание;

-коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

-планирование общих способов работы;

-рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности [1].

Для развития коммуникации как интериоризации лучше всего организовывать совместную деятельность обучающихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, прежде всего в форме громкой социализированной речи [8].

Важно отметить, что развитие универсальных коммуникативных действий должно происходить комплексно и систематично, в связи с тем, что все аспекты универсальных коммуникативных действий исключительно тесно связаны между собой и каждому из них необходимо уделить внимание, иначе должного эффекта развития наблюдаться не будет.

Следовательно, возникает необходимость диагностики уровня развития каждого отдельного аспекта универсальных коммуникативных действий, для этого существуют определенные методики. Например, для диагностики коммуникации как взаимодействия используются методики: «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997, возраст: 6-7), «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др., 1992, возраст: 8-10), «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл, возраст: 10-11). Для диагностики коммуникации как кооперации: методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман, возраст: 6,5-9), «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская, 2007, возраст: 10-11). Для коммуникации как условия интериоризации: «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман и др., 1992, возраст: 6- 7), «Дорога к дому» модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель», возраст: 8-11 [22].

 Однако опыт практиков показывает, что общение со сверстниками претерпевает значительные изменения. Например, по мнению Т.В.Калининой далеко не все дети умеют общаться со сверстниками. На переменах они предпочитают уединяться и взаимодействовать с гаджетами, нежели чем общаться. В ходе осуществления групповых форм работы педагог сталкивается с трудностью научения общению и сотрудничеству в группе детей, сводящуюся к самому низшему ее уровню - подсказке [25].

 Е.И. Авдеева и Л.Р. Саубанова считают, что дети мало играют в групповые игры, что не позволяет им в полной мере усваивать моральные нормы и нравственные принципы общения [9].

Г.А. Цукерман и К.Н. Поливанова полагают, что многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера, а также, что несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам [44].

Т.В. Калинина определяет базовые причины, которые вызывают трудности межличностного взаимодействия младших школьников с одноклассниками: трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; связанные с непониманием и неприятием партнера общения; вызванные непониманием партнера общения; связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру; вызванные общей неудовлетворенностью человека общением [23].

В.П. Ковалев и М.Н. Кузнецова пишут о том, что не всегда в отношениях со сверстниками дети находят общий язык. Не исключена возможность возникновения конфликтных ситуаций, в которых ребенок не может разобраться самостоятельно. В таких случаях необходима помощь педагога, как наставника, который помогает детям разобраться в сложившихся противоречиях и учит детей ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях [23].

Из выше представленного следует, что период, который ребенок проживает в начальных классах, имеет ключевое значение для развития универсальных коммуникативных действий. В младшем школьном возрасте продолжается активное развитие всех трех сторон коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации и каждая из этих сторон имеет свою специфику. Важно отметить, что развитие универсальных коммуникативных действий должно происходить совокупно и систематично, так как все их аспекты тесно коррелируют между собой и каждому из них необходимо уделить внимание для достижения оптимального эффекта развития.

Федеральным государственным образовательным стандартом регламентируется перечень различных коммуникативных действий, необходимых выпускнику начальных классов. Однако педагогическая практика в этой области показывает, что большинство младших школьников не умеют общаться со сверстниками либо испытывают различного рода трудности. Из чего может возникнуть конфликтные ситуации, которые дети не в силах решить без помощи взрослого. В таких случаях появляется потребность в помощи педагога, который в качестве наставника должен помочь найти выход из сложившейся ситуации и подвести стороны к консенсусу, а также научить детей ориентироваться в разных жизненных ситуациях.

1.3 Способы формирования универсальных коммуникативных действий учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

Формирование универсальных коммуникативных действий младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности УКД влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные действия формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Исследованиями в области организации внеурочной деятельности занимались Ю.К. Бабанский, И.П. Волков, С.В. Сальцева, Н.М. Сокольникова и др. Внеурочная деятельность в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начинает приобретать новые характеристики. При этом увеличивается ее актуальность в современном обществе, так как она обладает определенными возможностями, которые имеют важное значение для развития учебной, творческой и коммуникативной активности [17]. Именно новые стандарты закрепили обязательность по организации внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности учащийся может выбрать область интересов и развить в ней свои способности. Поэтому особенно важно уделять внимание внеурочной деятельности в начальной школе, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должны помочь ребенку попробовать себя различных сферах жизни. На сегодняшний день есть масса определений понятия «внеурочной деятельности». Мы рассмотрим наиболее полные и актуальны из них. Е.В. Советова считает внеурочную деятельность школьников понятием объединяющее в себе все виды деятельности школьников (кроме учебной), которые позволят решить задачи социализации и воспитания. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса и одно из возможных форм организации досуга учащихся. [50].

Во время урочной деятельности формирование коммуникативных навыков проводится достаточно бессистемно, не учитывается последовательность в овладении детьми коммуникативными действиями. Педагоги испытывают трудности в организации работы по данному направлению, так как учитель зачастую теряет желаемый ритм урока (и время на отработку все тех же знаний, умений и навыков) в попытке стимулировать эффективное взаимодействие и сотрудничество детей. Кроме того, признание ученика субъектом обучения зачастую лишь декларируется, а демократичный стиль общения, сотрудничество, личностно-ориентированный подход еще не стали повседневной практикой в образовательных организациях. В условиях строгих требований, руководящих органов образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, тревожность педагога повышается, что отрицательно влияет на его профессиональную креативность и собственные коммуникативные навыки [69].

Кроме того, в урочной деятельности существуют проблемы и трудности общения обучающихся, вызванные нежеланием некоторых из них участвовать в уроке из-за наличия коммуникативного барьера. Эту проблему проще решить во время внеурочной деятельности, так как отсутствует жесткая временная регламентация, и нет строгого стиля высказывания.

Такие ученые как В.О. Кутьев, В.Д. Шадриков, И.Д. Демакова посвятили свои исследования вопросу внеурочной деятельности. В своих работах они определяли понятие внеурочной деятельности как особый вид организации труда, общения и познания, которой позволял ученикам овладеть социальным и практическим опытом. [49]

Особенно значима роль внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте, так как учебная деятельность требует больших волевых усилий и очень быстро утомляет обучаемого, что непременно сказывается на его коммуникативных способностях. Усталость напрямую влияет на речь обучаемого, произношение становится невнятным, многие слова пропускаются, ребенок начинает изъясняться «как проще», а не как правильно, речь становится более скомканной нелогичной. В свою очередь внеурочные занятия могут быть организованы в игровой форме, досугово-творческой, туристическо-краеведческой и спортивно-оздоровительной, они не ограниченны ни по форме проведения, ни по времени, что позволяет формировать и развивать универсальные коммуникативные действия, не ограничиваясь жесткими временными и методологическими рамками. Нельзя так же забывать, что огромная ответственность за организацию внеурочного занятия ложиться на плечи педагогов, так как по результатам проведенных занятий должен быть достигнут определенный результат. Например, при посещении музея ученик должен не просто пройтись по нему, а должен открыть для себя что-то новое, суметь при помощи речевых форм описать увиденное в музее, тем самым отработать навык полного и грамотного изложения информации.

Основная цель внеурочной деятельности – это создание для ребенка таких условий, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы. Важным аспектом внеурочной деятельности является создание образовательной развивающей среды, в рамках которой будет проводиться индивидуальная работа в областях детского познавательного интереса. [21]

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов выделяли девять видов внеурочной деятельности, но мы рассмотрим три их них, которые наиболее доступны для организации в школе.

 Первый вид – это познавательная деятельность. Она представляет собой приобретение и освоение новых знаний. То есть может быть реализована в форме деловой или познавательной игры, где ученикам необходимо решить совместно определенную задачу в дискуссии, в рамках данного занятия у учеников будут формироваться универсальные коммуникативные действия [21]. Например, деловая игра «что? где? когда?». Эта игра подразумевает интеллектуальную викторину с групповым ответом на вопросы.

В рамках этой игры участникам необходимо высказывать свое мнение, формулировать свои мысли и учитывать мнение своих напарников. Все это позволяет формировать такие коммуникативные действия как передача информации, выражение своих мыслей, учет точки зрения собеседника и аргументация своей позиции.

Так же возможны походы в театры или музеи. При этом познавательная деятельность будет перекликаться с досугово-развлекательной. Второй вид – это досугово-развлекательная, представляет собой расширение кругозора ребенка по средствам развлекательных мероприятий. Является значимым компонентом в воспитании и формирование эстетического мироощущения [21]. Такие авторы как А.В. Гуревич и Е.В. Хижнякова, говорили о том, что досугово-развлекательная сфера имеет более значимую роль в формировании в младшем школьном возрасте универсальных коммуникативных действий, чем принято считать в настоящее время. Например, при походе в театр между педагогом и детьми должно возникнуть сотрудничество, суть которого будет заключаться в выборе интересующего спектакля, встречи с распространителем билетов. Затем необходимо составление приветственного обращения к театру. Итоговая, коллективная рефлексия событий в классе. И выполнение тематической творческой работы. [48]

 Таким образом, по мнению авторов, досугово-развлекательная деятельность будет максимально эффективной и окажет большее воздействие на формирование в младшем школьном возрасте универсальных коммуникативных действий.

Третий вид внеурочной деятельности – художественная. Она представляет собой занятие творческой деятельностью и анализ продуктов творческой деятельности, как своей, так и других. В рамках данного вида деятельности ученики могут выполнять как индивидуальные, так и групповые проекты на определенную тематику. В рамках внеурочной деятельности это может быть коллективное письмо, создание стенда или коллажа. Развитие письменной речи также является немаловажным аспектом формирования УКД в младшем школьном возрасте. [21]

Следующие два вида деятельность (четвертый и пятый) очень схожи межу собой, это спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность. Они заключаются в формировании у обучающихся осознанного отношения к своему физическому и психологическому здоровью. Данные виды внеурочной деятельности могут быть реализованы по средствам регулярных кружков (волейбол, футбол и т. д.) или походов (на природу, в парки, музеи и.т.д.). [21] При таких видах внеурочной деятельности происходит формирование активное развитие имеющихся коммуникативных навыков работы в группе, так как происходит активное групповое общение, возникает потребность в урегулировании конфликтов, возникающих на соревновательной почве, а также пригодится умение быстро принимать решение и добиваться его реализации. Эти навыки универсальных коммуникативных действий активно формируются, так как все участники группы вовлечены в активную деятельность, и для достижения благоприятного результата им необходимо координировать действия друг друга и прислушиваться к точкам зрения других членов группы.

 Шестой вид внеурочной деятельности - это игровая деятельность. Она характеризуется авторами, как действия, протекающие в рамках определенного места и времени, определенным образом и по добровольно принятым правилам. [21]

Во внеурочной деятельности часто реализуется работа в парах, например, над созданием общего проекта. Так же совместная работа может реализовываться в походах и экскурсиях. При этом происходит активное формирование коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте. Ученики так же могут работать над ответами на поставленные вопросы, выполнением игровых действий, которые лежат в основе получения знаний.

При совместной деятельности младших школьников необходимо учитывать мнение друг друга, согласовывать действия и распределять обязанности. Это позволяет формировать такие коммуникативные умения, как учитывать позицию собеседника, согласованность действий в процессе взаимодействия, выражение своих мыслей и аргументация своей позиции.

Прекрасным способом для формирования УКД во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте становится создание литературных гостиных. На этих занятиях может быть реализована работа по группам, то есть весь класс разбивается на не большие группы и выполняет определенное задание, работа может быть организованна в форме дискуссии как индивидуальной, так и групповой. В свою очередь данный способ организации внеурочной деятельности будет способствовать развитию таких коммуникативных действий как передача информации, учет позиции собеседника, выражение своих мыслей и аргументация своей позиции.

 В рамках игровой внеурочной деятельности есть огромное множество упражнений, направленных на формирование универсальных коммуникативных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности. Например, такая игра как «Только вместе». Задача детей в данной игре собрать общий пазл с завязанными глазами. Данная игра направлена на развитие коммуникативных действий, на понимание собеседника и четкую передачу информации, так как в ходе упражнения участники должны прийти к общему результату, по средствам межличностного взаимодействия. Так же иметься достаточно популярное упражнение на знакомство «возьми салфетку». Каждому участнику предлагается взять любое количество салфеток перед началом. Затем необходимо сказать столько фактов, о себе, сколько у тебя салфеток.

Цель данного упражнения помочь участнику вступить во взаимодействие с партнерами по группе. Также это может быть большая деловая игра такая как «Дебаты». В данной игре группа делиться пополам и в каждой подгруппе определяются, цели, которые должны быть достигнуты в ходе дискуссии с противоположной командой. Цели у команд разные, но должны, так или иначе, перекликаться межу собой. В ходе этой игры формируются такие коммуникативные действия как передача информации, учет позиции собеседника, выражение и аргументация своего мнения. Так же к игровой деятельности можно отнести квестовые игры. В них участникам необходимо совместно решить определенные задания преодолеть препятствия для достижения совместной цели. Данный вид игр разнообразен в сюжетном плане. Но практически любая такая игра требует от участников слаженной совместной работы. [33] Это, в свою очередь, позволят формировать у участников такие коммуникативные действия как передача информации, согласование действий в процессе сотрудничества, учет позиции собеседника, выражение своих мыслей и аргументация своей позиции.

Использование технологии развития критического мышления будет наиболее эффективным средством, обеспечивающим формирование универсальных коммуникативных действий обучающегося. Обучающийся, умеющий критически мыслить, способен аргументировать свою точку зрения, учитывать мнение собеседника, принимает многополярность окружающего мира [26]. При использовании вышеуказанной технологии необходимо обращать внимание на условия формирования универсальных коммуникативных действий: давать учащимся время на обдумывание их ответов; обращать внимание учеников на каждый ответ их товарищей; стараться не вносить своих исправлений и своего мнения; поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет; предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; создавать атмосферу доброжелательности, доверия и уважения в общении.[23]

Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у обучающихся универсальных коммуникативных действий, в частности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию. Вот некоторые используемые приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, прием «Знаем – Хотим узнать – Узнали» и др. [23]

Подводя итоги, мы видим, что внеурочная деятельность не имеет строгих ограничений ни в форме работы, ни во времени проведения. Ее основная цель - это создание для ребенка таких условий, в которых он сможет свободно проявлять и развивать свои интересы и универсальные коммуникативные действия.

Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать все требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. [36]

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных коммуникативных действий. [21]

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется формирование полноценной всесторонне развитой личности с правильно сформированными коммуникативными навыками, которая в будущем сможет реализовать себя в качестве специалиста в различных сферах жизни.

 Дети младшего школьного возраста, как правило, с доверием относятся к предложениям авторитетных взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми. Однако какой бы вид деятельности не выбрал школьник для формирования универсальных коммуникативных действий в младшем школьном возрасте желательно применение технологий развития критического мышления и продуктивного воображения. [40]

В результате использования технологий развития критического мышления во внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. [40]

 В результате систематического применения технологий развития критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности формируются:

 - способность к выбору;

 - способность оценивать себя, свои действия и поступки;

 - личностные приоритеты (образ «Я»);

 - функция ответственности.

Задача педагога обеспечить возможность для становления и развития личности. Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, сотрудничать с другими детьми, причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда ребенок мыслит критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

Таким образом, развитие универсальных коммуникативных действий в младшем школьном возрасте будет наиболее эффективно во внеурочной деятельности с применением технологий развития критического мышления. Так как базовая трехстадийная модель технологии развития критического мышления позволяет формировать и совершенствовать на этапах «вызов», «осмысление», «рефлексия» все составляющие универсальных коммуникативных действий.

Выводы по первой главе

Изучив психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме, можно сделать вывод, что формирование УКД начинается еще в дошкольном возрасте и активно продолжает развиваться в начальной школе, так как у детей происходит смена социальной ситуации и  ведущей деятельности. Младший школьный возраст играет большую роль в дальнейшем развитии личности ребенка, так как является сензитивным для формирования УКД.

 Основные компоненты универсальных коммуникативных действий, которыми младшие школьники должны овладеть, к концу начальных классов, это умнее передавать информацию так, чтобы ее понял собеседник, умение выражать свои мысли и аргументировать свою позицию, умение учитывать позицию собеседника, умение согласовывать действия в процессе совместной деятельности.

В начальных классах педагогу необходимо уделять особое внимание на подбор методов и методик по формированию УКД во внеурочной деятельности, необходимо выстроить комплексный подход в решении данной проблемы, так как дети легко воспринимают новую информацию, пытаются максимально адаптировать ее под себя, легко поддаются корректировке поведения и мышления.

Беря во внимание перегруженность урочной деятельности и ее четкое временное ограничение наиболее эффективным способом формирования универсальных коммуникативных действий у детей младшего школьного возраста становится внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в корне отличается от урочной, дети находятся в творческой эмоционально окрашенной среде в одном увлеченном русле с педагогом и сверстниками. В такой среде общение становится менее формализованным, отстраненным от предметных тем, именно тогда и осуществляется формирование универсальных коммуникативных действий, которые так необходимы в будущем для становления и развития успешной личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...