Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность
статья (2, 3, 4 класс)

Некрасова Людмила Анатольевна

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно эффективно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое исследование, общение с большим количеством людей при анкетировании,  легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и о возможности формирования личностных УУД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий младших школьников

через исследовательскую деятельность

Некрасова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана

Формирование у детей УУД сегодня является одной из приоритетных задач  начальной школы.  Именно эти действия обеспечивают умение учиться, способствуют   саморазвитию и самосовершенствованию личности ребёнка.

Одной из форм работы и в то же время одним из условий, очень эффективным в данном направлении является включение детей в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.

Каждый ребёнок изначально, по своей природе, исследователь. Важной чертой детского поведения являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать сведения об окружающем мире.

Поэтому важно, организуя учебно-воспитательный процесс, использовать исследовательские (проблемно-поисковые) технологии, которые требуют реализации

педагогической модели – «обучение через открытие»,

ведущего метода – проблемное обучение,

организационной формы – совместный поиск решения проблемных ситуаций,

модели урока – «знаю, но не всё; хотел бы узнать – узнал»;

 обязательного наличия проблемных учебных заданий, решаемых в группе детей;

экспериментирование или моделирование как обучающие приёмы;

функции учителя – организатор сотрудничества, консультант.

        Уже с 1 класса мы развиваем у детей  такие общие исследовательские умения и навыки, как:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умения и навыки наблюдения;

- умения и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умения и навыки структурирования материала;

- умения и навыки работы с текстом;

- умение доказывать и защищать свои идеи.

При выявлении на уроках субъектного опыта учащихся происходит обсуждение и уточнение «методов исследования» (по технологии А.И.Савенкова):

- «подумал самостоятельно»;

- «спросил у другого человека»;

- «прочитал книгу»;

- «получил информацию в компьютере»;

- «понаблюдал сам»;

- «провёл эксперимент»;

- «узнал у специалиста».

В организации исследовательского обучения выделяются три уровня (этапа):

первый: учитель  сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

второй: учитель  ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение.

На первом этапе основная задача – обогащение исследовательского опыта первоклассников: поддержание исследовательской активности детей на основе имеющихся представлений, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели. Используем коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, коллективное моделирование, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе работа нацелена на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя, развитие умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы. Всегда поддерживаем инициативу, активность и самостоятельность детей. Используем учебную дискуссию, наблюдения по плану, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Именно в это время наши дети становятся участниками школьного НОУ «Маленькие ноушата», которое существует в нашей школе с 1998 года.

В НОУ происходит обогащение исследовательского опыта детей через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах в ходе практической деятельности.

Совместно с учителем (в индивидуальной и групповой работе)  дети осваивают следующие основные этапы научно-исследовательской деятельности:

- выделение и постановка проблемы.

- выработка гипотезы.

- поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

- формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

- представление результатов исследовательской деятельности.

        К формам  и видам деятельности на уроках относим: уроки-исследования, групповую работу, анкетирование, эксперимент,  ролевые игры, коллективное выполнение и защиту исследовательских работ.

        При организации исследовательской деятельности  учитываем возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, проблема исследования, которая обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития.

        Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое исследование, общение с большим количеством людей при анкетировании,  легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и о возможности формирования личностных УУД.

Литература

Савенков А.И.  Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные об...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...