Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на-чальных классов через применение технологии проблемного диалога
статья

Биккинина Римма Рафиковна

В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей.

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем, будет главным инструментом для формирования познавательных универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология проблемного диалога.68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта  учителя начальных классов Биккининой Риммы Рафиковны

Формирование  учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов через применение технологии проблемного диалога

1.1 Обоснование актуальности и перспективность опыта

В условиях современного образования, введения ФГОС второго поколения в практику работы школ, когда личность растущего человека находится в центре образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей.

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.

В отечественной психолого–педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия  учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их  учебной деятельности.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические,  а также постановку и решение проблемы.

Постановка и решение проблемы включает:

  • формулирование проблемы;

—самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Огромное значение преобретает использование в образовательном процессе технологии проблемного диалога.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем, будет главным инструментом для формирования познавательных универсальных действия

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие "царственной" дорогой.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам выделить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" Думаю, уже понятно, что центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя.

К средствам обучения обычно относят учебники,  средства ИКТ и опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке создание опорного материала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно. Технология конкретно описывает, какие должны быть опорные сигналы. Кто? Учитель или ученик, в какой момент урока создаёт опору, и даже на какую часть доски опору лучше помещать.

1.2 Условия формирования ведущей  идеи опыта

Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях.

 Я считаю, что технология проблемного диалога  не только стимулирует мыслительную деятельность, но и способствует запоминанию материала в процессе обучения. Благодаря ей создается возможность разнообразить деятельность преподавателя, активизировать учащихся посредством использования форм работы в различных режимах: «учитель – ученик», «учитель – класс», «ученик – ученик», «ученик – класс» и т.д.

Для реализации практических целей обучения, следует формам и методам технологии проблемного диалога придать ярко выраженную коммуникативную направленность. Моя педагогическая идея сводится к необходимости применения проблемного диалога при органическом  сочетании с основным содержанием урока.

1.3 Наличие теоретической базы опыта

Актуальность моей темы заключается в том, что технология проблемного диалога выходит далеко за рамки начальной школы и всего учебного процесса и является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности.

Раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения рассматривается в трудах Гальперина П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка.», Кудрявцева Т.В. «Психология творческого мышления.», Лернера И.Я. «Проблемное обучение.» , Матюшкина А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении.» , Махмутова М.И. «Проблемное обучение.», Оконь В. «Основы проблемного обучения.», «Развитие творческой активности школьников», Мельниковой Е.Л. «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками», «Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения»

В моей работе над данной темой я также использую журналы «Начальная школа», «Народное образование», газета «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября», интернет - ресурсы.

1.4 Технология опыта

 Как показывает опыт, обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение правила правописания, математической формулы, способа доказательства точки зрения. Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам выделить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Но урок - это не только методы. Есть ещё формы и средства обучения. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтальный.

Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Ну, например, проблемные ситуации со столкновением мнений, характерные урокам русского языка, прекрасно получаются в групповой работе, а практическое задание по математике можно давать фронтально.

 Проблемное обучение включает такие этапы:

-осознание общей проблемной ситуации;

-ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

-решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную  проверку их);

-проверку правильности решения.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Проблемное задание дается до объяснения нового материала. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Пришел, услышал, заучил – репродуктивная учебная деятельность. Открыл, самостоятельно выразил – продуктивная, активная, творческая учебная деятельность.

Методы постановки учебной проблемы:

-Побуждающий от проблемной ситуации диалог

-Подводящий к теме диалог

-Сообщение темы с мотивирующим приемом

Тип проблемной ситуации: С удивлением.

Приемы создания проблемной ситуации:

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; 

- Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;  

- Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»;

 - Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Тип проблемной ситуации: С затруднением.

 Приемы создания проблемной ситуации:

- Дать практическое задание, не выполнимое вообще; 

-Дать практическое задание, не сходное с предыдущим;

-Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

-Доказать, что задание учениками не выполнено.

1.5 Анализ результативности

Практика моей работы по технологии проблемного диалога показывает её эффективность в том, что она  способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Использование технологии проблемного диалога на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного диалога помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно  сделать подробный вывод по уроку.

1.6 Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Технологию проблемного диалога можно использовать с первого класса, но пройдет достаточное количество времени, пока обучающиеся научатся групповой работе. Именно при работе в группах рациональнее использовать данную технологию. На таких уроках допустим рабочий шум, особенно на первых порах во время знакомства с правилами работы в группе.

Когда обучающиеся получают практическое задание, не выполнимое вообще, часть урока потратится на выяснение безвыходности решения. Время урока ограниченно и часть заданий можно будет распределить между участниками учебного процесса.

В конце урока с технологией проблемного диалога каждый ребёнок захочет высказать своё мнение по решению проблемы. Здесь опять поможет работа в группах, где капитаны выскажут обобщённое мнение. Заслушать всех невозможно, не выслушать кого-то - потерять интерес детей к данной теме.

1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта

Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов. Учителя любых предметов, от русского языка и математики, до таких практикоориентированных предметов, как физическая культура.

Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она уже реализована в образовательной системе "Школа 2100". Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную жизнь.

1.8 Наглядное приложение   

  • «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Тема: «Красная книга. Будь природе другом.», 2 класс .Фрагмент урока

  • Окружающий мир. Мини урок.

 

http://www.proshkolu.ru/user/bikkinina08/file/5411981/

http://конф.net/show.php?num=3375 

http://www.schoolrm.ru/schools_lmb/sc2lmb/video/?ELEMENT_ID=149893


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методический семинар "Применение технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

В материале описан опыт применения технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе....