ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
опыты и эксперименты по русскому языку (2 класс)

Албитова Вероника Юрьевна

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагностики уровня сформированности регулятивных УУД. 

В итоге даны сравнительные результаты начального и конечного этапов, которые свидетельствуют об эффективности проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно - исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир, решая их самостоятельно.   Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности реализуют УУД, так как они носят надпредметный, метапредметный характер.  

    В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

     Процесс социализации и развития личности в целом в первую очередь зависит от степени сформированности у детей регулятивных универсальных учебных действий.

   Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

       целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

       планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

       прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

       коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

       оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

     Выявленные недостатки в теории и практике формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников объясняются наличием объективно складывающихся противоречий:

- между необходимостью владеть умением строить учебно-познавательную деятельность и несформированностью регулятивных универсальных учебных действий;

- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы;

- между возможностями предмета и недостаточным использованием практико-ориентированных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий.

 Актуальность опыта определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию способности младших школьников к саморазвитию и самосовершенствованию;

- настоятельной потребностью проведения систематической работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка как средства для успешной социализации личности.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель опыта: создание условий для развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

 Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий,

- рассмотреть и выявить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников,

-  создать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

- определить приемы формирования и совершенствования регулятивных универсальных учебных действий и вариативное использование их на уроках.

   Методы:

- теоретический анализ научной и методической литературы;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;

- наблюдение, беседа;

- опытно-экспериментальная работа;

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

     Мы предполагаем, что формирование у младших школьников регулятивных УУД будет проходить более успешно при реализации следующих педагогических условий использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка: 1) поэтапное введение элементов проблемного обучения на уроках русского языка; 2) самостоятельное создание проблемных ситуаций при изучении русского языка; 3) самооценка учащимися сформированности регулятивных УУД; 4) использование обучающих компьютерных программ.

Нами выделены критерии диагностики уровня сформированности регулятивных УУД: принятие задачи; план выполнения; контроль и коррекция; оценка; отношение к успеху и неудаче; использование помощи в работе.

На основе данных критериев нами выделены уровни сформированности регулятивных УУД. Высокий уровень – ребёнок адекватно принимает задачу, которая вызывает у него интерес, сохраняет к ней интерес, ставит цель; есть план выполнения действий, который адекватно использует; производит адекватный контроль по результату; коррекция по исправлению ошибок иногда запаздывающая, но адекватная; адекватная оценка достижения цели, результата; адекватная оценка на успех и неудачу; помощь в работе не использует; стремится разобраться в трудных вопросах, заданиях, интенсивно и с увлечением протекает процесс самостоятельной работы в овладении необходимым знаниями, умениями, имеет высокую самопроизвольную активность. Средний уровень – ребёнок адекватно ставит цель, принимает задачу, сохраняет её, но не имеет адекватной мотивации; у него есть план действий, но может быть не совсем адекватный или неадекватно им используется; производит адекватный контроль по результату, но коррекция запаздывающая и не всегда адекватная; оценивает только достижение / недостижение поставленной цели, результата; оценка адекватная – на успех, неадекватная – на неудачу; в работе нуждается в помощи и принимает её; предпочитает поисковый характер деятельности, но не всегда склонен к выполнению проблемных заданий, самостоятельность зависит от ситуации, активен в соответствии с побуждениями учителя.

Низкий уровень – ребёнок задачу не принимает или принимает неадекватно, не сохраняет её, интерес отсутствует; не имеет планирования действий; не производит контроль и коррекцию ошибок, возможен контроль по результату и тот ошибочен; на успех и неудачу реакция парадоксальная, либо вообще отсутствует; в работе нуждается в помощи, но не умеет ею пользоваться, или нуждается, но не обращается; предпочтение отдаёт заданиям репродуктивного характера, заданиям по образцу, нет желания преодолеть трудности, полная бездеятельность при затруднениях, проявляется инертность мысли и деятельности.

Для выявления уровня сформированности регулятивных УУД у второклассников на уроках русского языка в качестве методики мы применяли типовые задачи УМК «Перспективная начальная школа». Кроме этого, на основе наблюдения старались выявлять осознанное отношение ребёнка к проблемной ситуации, его поведение при их решении. Диагностику проводили дважды: до применения элементов проблемного обучения с целью формирования регулятивных УУД в данном классе и после него. Это обеспечило возможность сравнения результатов и подведение итогов исследования.

    Одним из наиболее эффективных путей формирования регулятивных УУД на уроках русского языка мы считаем использование элементов проблемного обучения, а именно проблемных ситуаций. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Мы специально создаём проблемную ситуацию, направляем учащихся на её решение, организуем поиск решения. На уроках мы предлагаем проблемные ситуации, где вместе с учителем учащиеся обнаруживают уровень своего незнания и самостоятельно формулируют свою версию проблемы урока. На доску мы выносим проблему, сформулированную самими детьми и в течение всего урока обращаем внимание на сформулированную ими проблему, задаём вопрос «Что мы должны узнать на уроке? Что уже узнали?» Помогаем детям осознать их продвижение в изучении нового материала. Для этого к уроку готовим карту знаний по теме урока, к которой возвращаемся в течение всего урока. Стремясь поддержать интерес у детей к новой теме, мы создаём новую проблемную ситуацию и побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Для того чтобы ребёнок сам создавал проблему на уроке, мы предлагаем ребятам после самостоятельной работы с учебником над ознакомлением с новым материалом, задать вопрос по содержанию.

На уроках русского языка учим осуществлять контроль своих учебных действий. С этой целью мы используем созданную нами карту успеха, в которой учащимся представлены критерии оценивания своих регулятивных УУД. Здесь они отмечают свои успехи по их формированию с помощью шкалы успеха: жёлтый квадрат – хорошо умею, можно идти вперёд; синий – у меня есть умения, но допускаю ошибки; зелёный – у меня есть сомнения, нужно ещё поработать; красный – мне ещё трудно, я не всё понял и допустил ошибки.

В своей работе мы используем и мультимедийный УМК « Уроки Кирилла и Мефодия» как иллюстративный материал для создания проблемной ситуации изучаемого материала. Опыт использования позволил обеспечить на уроках русского языка мотивацию детей к обучению, самоопределение к деятельности (хочу – могу), включение в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок, объективность оценивания учебных достижений, формирование адекватной самооценки, ситуацию успеха для каждого ученика. Через применение мультимедийного УМК формируем умение видеть и формулировать проблему, так как задания построены так, чтобы ребёнок сначала попытался про себя или вслух выяснить, а что же тут неясно? Что необходимо решить?

Реализация условий формирования регулятивных УУД позволила нам получить более высокие результаты на конечном этапе по сравнению с начальным, что свидетельствует о её достаточной эффективности (начальный этап: высокий уровень – 19%; средний уровень – 69%; низкий уровень – 11%; конечный этап: высокий уровень – 23%; средний уровень – 77%; низкий уровень – 0%). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что проблемные ситуации создают благоприятные условия для развития универсальных учебных действий каждого ребёнка. Проблемные ситуации включают школьников в самостоятельную поисковую деятельность, помогают им овладеть приёмами самостоятельной работы, приучают школьников к умственному напряжению, способствуют формированию универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....