Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников
статья по русскому языку

Наталья Николаевна Райкова

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rabota_so_slovarem.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на межрайонном семинаре – педагогической мастерской «Формирование речевой культуры как фактор успешной социализации младших школьников» г. Волоколамск

Тема выступления: «Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников»

Райкова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шаховская гимназия»

Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития  -  обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – эта система именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». Использование словарей на уроках русского языка является одним из  требований  стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.  

Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, управление процессом обогащения словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи. Поэтому

большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников имеет работа над словом, его значением, употреблением. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с различными словарями. По мнению известного ученого-методиста А.В.Текучева, «словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

Признавая значимость лингвистических словарей для обогащения лексического запаса учащихся начальных классов, мы должны стремиться к тому, чтобы сделать словари постоянными спутниками ученика в его работе на уроках русского языка и чтения и не только, добиться того, чтобы пользование словарем стало потребностью для ученика.

Проблема запоминания детьми слов с непроверяемым написанием всего лишь одна из многих проблем обучения грамотному письму. Но важность её нельзя недооценивать, так как с этими словами учащимся приходится сталкиваться на протяжении всего школьного обучения. Трудность не в том, чтобы запомнить эти слова, а в том, что дети, только начинающие обучение, не знают, как это делать. Снабдить ребёнка приёмами и способами (так называемыми универсальными учебными действиями), способствующими более лёгкому запоминанию словарных слов – одна из важнейших задач учителя начальной школы.

Хочу поделиться своим опытом по работе с «Универсальным словарем».

Для решения задач педагогу нужно четко знать, с какой целью он будет использовать толковый словарь на своих уроках. Цель использования словаря на уроке двояка: с одной стороны – расширение словарного запаса учащихся, а с другой – формирование умения работать со справочной литературой.

Для того чтобы работа со словарями была максимально эффективной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • необходимо, чтобы на каждой парте на всех уроках лежал словарь (очень хорошо, если такой словарь будет у каждого ученика);
  • наличие большого «Толкового словаря» у учителя;
  • обращаться к словарю надо каждый день и не только на уроках литературного чтения, русского языка, но и на таких предметах, как математика, окружающий мир, труд и др.
  • желательно привлечь родителей к данной работе, давать детям домашние задания, связанные с толковыми словарями.
  • очень важно, чтобы сам педагог имел привычку обращаться к толковым словарям, как дома, так и на уроке.

Педагог непременно должен поощрять желание школьника расширять свой словарный запас. Если ребёнок спросит у учителя значение какого-либо слова, а тот не может четко дать ответ на заданный вопрос, то важно не отмахиваться от ученика, не придумывать на ходу приблизительное определение этому слову, а лучше взять толковый словарь, вместе с учащимся найти нужную словарную статью и прочесть её. И главное – необходимо поблагодарить ребёнка за вопрос и похвалить его за любознательность.

Универсальный словарь (1-4 классы) содержит более 350 слов, входящих в обязательный минимум программы для начальной школы. Эти слова традиционно называют «словарными», потому что их написание вызывает наибольшие трудности. Чтобы сделать процесс запоминания максимально эффективным, в словарных статьях используются разные цвета. Зрительную память ребенка активизируют также игры с «трудными» словами на специальных разворотах. Грамматическая информация, значение, интересные примеры из детских произведений, синонимы, антонимы, фразеологизмы, ряд наиболее употребительных однокоренных слов, исторический комментарий - такая широта информации позволяет решать одновременно разные задачи: повышать уровень грамотности, расширять словарный запас и развивать речь, активизировать читательскую деятельность младших школьников.

Этот уникальный словарь станет надежным помощником ребенку в течение всего обучения в начальной школе. Методическое приложение (учебные задания) может быть успешно использовано как учителями на уроках русского языка, так и школьниками и их родителями самостоятельно.

В первом классе определились следующие цели работы:

1. Заложить основы учебно-познавательной мотивации.

2. Пробудить интерес к особой книге-словарю.

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать сущность алфавитного принципа расположения слов с учетом первой буквы.
  2. Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой букве.

Введение словаря на урок предваряет большая подготовительная работа по усвоению алфавита русского языка. Приведу примеры игр, направленных на решение этой задачи.

Игра «Кто за кем» (расставляем по алфавиту карточки с изображением животных).

Цель: закрепление алфавита, его практическое применение

Игра: «Помощники библиотекаря».

Оборудование: стопки книг, карточки с буквами.

Ход игры: Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро расставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А-И, на второй полке – К-У, на третьей на Ф-Я». Учащиеся выбирают книги из стопки и расставляют их на полках.

Такие игры можно проводить на  уроках, занятиях внеурочной деятельности,  а вот для ознакомления со словарем нужно выделить специальный урок.

Во втором, третьих классах цели работы усложняются:

Воспитывать у детей потребность  обращения детей к словарю.

Задачи: 1. Учащиеся должны знать принцип расположения слов не только с учетом первой, но и последующей буквы.

2.Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой, второй букве.

Развивать самостоятельность и самоконтроль при проверке орфограмм. Работа ведется на этапе частичной самостоятельности и самоконтроля.

В четвертом классе основные цели работы со словарем:

1. Ввести использование словаря в систему ежедневной работы на уроках русского языка, в систему работы над сочинением, изложением.

2. Формировать навык самоконтроля.

Программный материал в 4 классе значительно усложняется, в связи с этим усиливается необходимость ежедневного обращения к словарю как к словарю-справочнику. Так из словаря можно получить сведения из области орфоэпии при затруднении образования падежных форм и форм множественного числа имен существительных.

Работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

К концу четвертого года обучения у учеников начальной школы появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное, если работа со словарями будет проводиться не эпизодически, а в системе уже на ранних ступенях развития, то «учащийся почувствует естественную потребность в словаре, и рука его без всякого принуждения со стороны будет постоянно тянуться к словарю».

Работа со словарем – один из путей воспитания детей средствами языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника

В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

Исследовательская работа "Использование нетрадиционных форм уроков русского языка,как средство формирования коммуникативных УУД"

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, высокими темпами обновления знаний. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профес...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...