Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)
статья (3 класс)

Миничкина Евгения Анатольевна

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том, что он должен помочь детям осмыслить требования и нормы языковой культуры, научить младших школьников самостоятельно формулировать мысли, следить за точностью, правильностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

 (из опыта работы)

   

Миничкина Евгения Анатольевна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                    МКОУ «Анненковская СШ»

                                                   Майнский район,

                                                                    Ульяновская           область

Аннотация: в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том, что он должен помочь детям осмыслить требования и нормы языковой культуры, научить младших школьников самостоятельно формулировать мысли, следить за точностью, правильностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.

Ключевые слова: развитие речи, речевые умениямладший школьник, словарь, методы и приемы.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.
На  младший школьный  возраст приходятся наиболее важные ступени в овладении речью. Задача учителей начальных классов -  довести речевые умения учащегося до такого минимализма, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе. Таким образом, задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и  ее выразительные возможности.

 Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте.

В начальных классах она приобретает  развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу несколько эффективных методов и приемов развития речи,  которые использую в  своей работе.  

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников и  повысить уровень их речевого развития.

Чтобы овладеть словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками. А на уроках и во внеурочное время создавать ситуации поиска лексического значения слова. Учить детей анализировать незнакомые слова в тексте учебника или  дополнительной литературе.

В процессе работы учащиеся узнают о назначение словарей, учатся  находить в них нужное слово и работать со словарной статьёй. Учитель должен  пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы. На каждом уроке  должна планироваться гибкая, постоянная работа над словом. На уроках русского языка можно использовать интересные и эффективные приемы работы со словарными  словами:

- устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);

 - разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

- орфографические игры;

- работа в парах, в группах, работа с карточками;

- подбор однокоренных слов и т.д.

В 1-м классе, на уроках обучения грамоте, по ознакомлению,  запоминанию и написанию словарных эффективно использовать такие приемы как:

«Собери слово»

«Расшифруй слово»

«Отгадай загадку, напиши отгадку»

 «Составь предложение»

 Если  такую работу  проводить в системе, то у учащихся вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При знакомстве с новым словарным словом работу можно проводить в такой последовательности:

- чтение слова с доски;

 -обозначение ударения;

- выделения корня;

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

- проговаривание слова вслух;

 - письмо слова в тетрадь;

- разбор слова по составу;

 - подбор родственных слов;

- составление с данным словом словосочетания, предложения (устно или письменно)..

 

Для ученика начальной школы особую трудность представляют  словарные  слова, написание которых проверить родственными словами не получается.  Память ребёнка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа – буквы в слове. Зато эта память  у ребенка очень яркая и образная.  Поэтому придумать для словарных слов свои правила – «неправильные».

Сделать можно  это с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша активно заработает.  Для  этого нужно связывать словарное  слово с другими словами, обыгрывать ассоциативную связь в стихотворении, сказке загадке или шараде. Таким образом,  у  словарного слова появляется «приёмный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове.

С настоящими родственными словами таких «приёмных родственников» не спутаешь: уж слишком далеки они друг от друга по смыслу.

Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифмой, ритмом стихотворения, дополнительными ассоциативными «ниточками», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову.

Иногда удаётся составить пару из двух «упрямых» слов, которые становятся «приёмными родственниками» друг для друга: например «топор и тополь», «город и огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Развивая и обогащая речь младших школьников,  нужно использовать

разные методики, в том числе и методику скороговорения. Эта методика может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе. Можно использовать следующие формы работы со скороговоркой:

 - скороговорные разминки;

- скороговорные пятиминутки;

- скороговорные диктанты;

 - скороговорные мастерские;

Скороговорная разминка  в начале урока,  помогает сконцентрировать внимание, настроить на положительную эмоциональную волну, подготовить артикуляционный аппарат.  А использование скороговорных  пятиминуток в середине урока, снимают интеллектуальное  напряжение  и  помогают сменить вид деятельности.

Варианты обыгрывания скороговорок:

- проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);

- проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);

- импровизационное  инсценирование  скороговорок;

- создание скороговорных приветствий;

   

Важной задачей для начальной школы является развитие речи учащихся. С самых первых ступеней  обучения должна вестись работа по ее развитию.

     Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

     У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, моя статья поможет вспомнить некоторые из них. И  приведенные мною формы работы вы будете использовать в дальнейшей своей работе.

   

  Список литературы:

  1. Агафонов В.В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографи-

ческий словарик. М., 2004.

  1. Апросимова  Э. П. Ж урнал Педагог   «Методика скороговорения для развития речи младших школьников»
  2.  Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников

на уроках русского языка.1класс. М., 2001.

  1.    Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401
  2.  Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...