Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
учебно-методический материал

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования функциональной грамотности младших школьников

на уроках русского языка и литературного чтения.

Недбаева Светлана Викторовна,

 учитель начальных классов

 Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.  

Человек 21 века должен быть функционально грамотным.

Слайд:     Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

 Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

Слайд: - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

Слайд:- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

Слайд: - деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

  ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

     Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

  Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Слайд: Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство».

Это:

-Пробно-поисковые ситуации;

-Беседы-дискуссии;

-Сам задай вопрос;

-Приём устного словесного рисования;

-Словарно-стилистическая работа;

-Элементы драматизации;

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности я применяю различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

Слайд: 1«Чтение с остановками».

При работе с повествовательным текстом, учащимся ставится задача: по названию текста определить, о чём пойдёт речь в произведении, определить тематическую направленность текста, выделить героев текста, найти ключевые слова, соотнести иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Прием «Ромашка Блума». 

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Объясняющие вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. учащиеся оценивают те или иные события, поступки, сравнивают.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза:  «Что будет, если….», «Что изменилось бы…».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Если я правильно понял(а), то…», «Ты так считаешь?». Их задаю с целью что-то уточнить (понимание ситуации, поступка идр).

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинаю их со слов: «Что можно сделать из…?», «Как можно применить?», « Как бы ты поступил на месте героя произведения….?».

Слайд:        3. Для развития речи, активизации мыслительной деятельности и более прочного усвоения материала использую  приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даю карточку с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.  

Слайд:         4.Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».

Прием «Знаю – хочу знать – узнал» - в начальных классах применяю следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным».  Целью является развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

ЗУоН — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗУоН в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.  (работа с таблицей)

Прием использую как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Слайд:      5. «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6. «Уголки»  использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

7. «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование, выбирают  лучшего – «знатока» темы.

8. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…? Когда?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

 Слайд:      Также, на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.

Слайд:       Я использую на своих уроках инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, в зависимости от потребности:

 - игровые формы;

- групповую, парную или индивидуальную работу;

- самостоятельную деятельность учащихся;

- проблемное обучение;

- постановку вопросов, активизирующих диалог;

- проектную деятельность;

- метод дискуссии;

- ИКТ.

Слайд:     Игровая форма работы с учащимися особенно важна для формирования ребёнка как личности, развивает в нём качества, необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде, как сверстников, так и взрослых, укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе.
Слайд:     При групповых формах работы учащиеся находят взаимопонимание  друг с другом, учатся организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, высказывают свою точку зрения и аргументируют её доказательствами.

 Слайд:    1. В своей работе использую тестовые материалы, содержание которых включает в себя основные разделы по русскому языку: фонетика, состав слова, морфология, лексика, синтаксис и пунктуация;

- Тестовые материалы задания разделены на уровни:

Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.

1) Отметь слово, которое не является родственным остальным словам.

Комментарий: Прямое применение способа определения однокоренных слов: однокоренные слова объясняются через слово того же корня. Решение задачи возможно даже в том случае, если не все слова знакомы: «родственность» легко обнаружить в приведенных объяснениях (три слова обозначают нечто, связанное с лесом, одно имеет совершенно иное значение).

Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения, как основу способа действия.

1) Отметь слово (или слова) с суффиксом –ик (приставка, окончание).

Комментарий: В этом варианте задачи требуется морфемный анализ: необходимо различить суффиксы -чик- и -ик-, для чего нужно понять, от какого слова образовано данное (барабанчик = барабан + -чик; летчик = летать + -чик; стульчик = стул + -чик; а перчик = перец+ - ик (чередование ц/ч + беглая гласная)).

Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия.

1) Какую начальную форму может иметь слово? Запиши все варианты.

плачу – __________________________________________________

Комментарий: Реконструкция возможных вариантов парадигмы. Ударение не обозначено, что задает  бóльшую  вариативность.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Слайд:                2. Использую прием «Игровая цель»

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных заданий или примеров.

Формирует:

  • Учебные умения;
  • Умение работать в команде;
  • Умение слушать и слышать друг друга.

Предлагаю в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

На доске записаны слова в два столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и исправляет ошибку в первом слове, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

3.                      Приём «Добавь следующее»

Игра, которая развивает не только речь, но и память младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Пример. 1.слон. 2.слон, тигр. 3.слон, тигр, лев и т.д.  (Могут быть разные варианты  примеров: названия частей речи, состава слова и др.)

4. Применяю на уроках логические поисковые задания

1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

2. Группировка и систематизация (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Слайд:          Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения . Недбаева Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Слайд 2

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Слайд 3

Виды функциональной грамотности - коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

Слайд 4

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

Слайд 5

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .

Слайд 6

«Читательское пространство» Это: -Пробно-поисковые ситуации; -Беседы-дискуссии; -Сам задай вопрос; -Приём устного словесного рисования; -Словарно-стилистическая работа; -Элементы драматизации

Слайд 7

«Чтение с остановками» При работе с повествовательным текстом, учащимся ставится задача: по названию текста определить, о чём пойдёт речь в произведении, определить тематическую направленность текста, выделить героев текста, найти ключевые слова, соотнести иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Слайд 8

«Угадай вопрос». Ученику, вышедшему к доске, даю карточку с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. Развивает речь, активизирует мыслительную деятельность и более прочно усваивают материал.

Слайд 9

«Знаю – хочу узнать – узнал» Цель - развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией. Прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе, способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся . В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию .

Слайд 10

«Мозговой штурм» Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. «Уголки» И спользую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. « Создание викторины» После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы. «Тонкие и толстые вопросы» С пособствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать вопросы .

Слайд 11

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка Методы и формы работы - игровые формы; - групповую, парную или индивидуальную работу; - самостоятельную деятельность учащихся; - проблемное обучение; - постановку вопросов, активизирующих диалог; - проектную деятельность; - метод дискуссии; - ИКТ.

Слайд 12

Игровая форма Важна для формирования ребёнка как личности, развивает в нём качества, необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде, как сверстников, так и взрослых, укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе.

Слайд 13

Групповые формы Учащиеся находят взаимопонимание друг с другом, учатся организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, высказывают свою точку зрения и аргументируют её доказательствами.

Слайд 14

Тестовые материалы Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики. Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения, как основу способа действия. Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия . На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание , ограничение.

Слайд 15

«Игровая цель» Приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: - у чебные умения; - умение работать в команде; - у мение слушать и слышать друг друга. «Добавь следующее» Развивает речь, память младших школьников. Логические поисковые задания 1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно). 2. Группировка и систематизация (обобщить несколько слов одним понятием или термином). Улучшают восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Слайд 16

Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия , а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии , которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся , соответствующую их возрастной ступени.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...