Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ангелина Владимировна Панкова

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.

Задачи:

  1. раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
  2. показать практическую значимость использования данных приёмов работы;
  3. убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

Формы деятельности учителя:

-работа с методической литературой;

-проведение уроков и занятий с использованием ИКТ;

-анализ и подбор материалов для изучения темы.

Проблема:

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Краткая теория:

Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста.

В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.».

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Возможность применения:

На уроках русского языка можно использовать следующие приемы , которые способствуют формированию функциональной грамотности, позволяют повысить мотивацию создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

  1. Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.

Данный термин вводится в первом классе на уроках обучения грамоте.

           Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют «огнеопасным». О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно «взрывоопасное». Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка? Правильно! Это «ошибкоопасное» место. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму.

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся:

1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные:

2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных.

3. Среди данных слов найди проверяемое и проверочное слово.

4Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву». Объясни, почему вставил такие буквы.

4. Найдите в словах «ошибкоопасные» места для согласных в середине слова.

5. Прочитайте предложение, а затем запишите из по памяти. Подчеркнуть изученные орфограммы.

6.Упражнения на списывание. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места.

   2. Прием «Проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность. Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

3. Прием «Ассоциации»

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.

Суть этого приема в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.

Использованная литература:

https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole-6067365.html?ysclid=lobwgwo5w5840561236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языкаи литературного чтения

В работе дано определение функциональной грамотности младших школьников и показаны приёмы повышения техники чтения , освещены этапы  и методы подуктивного чтения....

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...