Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
материал по теме

Биккинина Римма Рафиковна

 Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedideya.rar363.82 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые члены жюри, коллеги и гости!

Разрешите представить вашему вниманию систему работы, в основу которой легла методическая проблема, сформулированная мной так:

Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов

                                                 Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим

Луи Паскаль

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» -  говорил Сократ, для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. 

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение  проблемы  мотивации учения  школьника.

Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На  практике  формирование мотивов учения - это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.

В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации  учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога.

Опыт использования данной технологии я изучала в работах

Леонтьева А.Н., Мельниковой Е.Н., Занкова Л.В., Щукиной Г.И.., А.М. Матюшкина.

Они отмечали, что  умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством  усвоенных знаний,  но  и  структурой мыслительных  процессов,   системой   логических операций и умственных действий, которыми владеет.  

С декабря по февраль 2011 года я прошла курсы повышения квалификации в МРИО по программе: «Психолого-педагогические и технологические подходы к выявлению и развитию одаренности учащихся», руководителем которых была кандидат педагогических наук, доцент Литяйкина О.Г. Она  выделяет проблематизацию как один из типов стратегии обучения. Фокус обучения в этом случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование  качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Ясно так же, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы.

И от того, насколько грамотно используются инновационные технология  в  начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Я хочу поделиться опытом работы над  технологией проблемного диалога в  традиционной системе обучения, так как  работаю по УМК «Школа России».

Цель  моей идеи:

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие речи учащихся;

- развитие умения применять приобретённые знания.

Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена:

Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);

Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);

Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)

Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

Сравним методы используемые в традиционной системе и развивающей.

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение

знания

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.     Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию.

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

0

На диаграмме мы  видим позитивные изменения уровня школьной мотивации первоклассников.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики  выдвигают и проверяют гипотезы, т.е. «открытие» знаний обеспечивается путем проб и ошибок.

«Окружающий мир» А.А. Плешаков. Тема: «Красная книга. Будь природе другом.», 2 класс.

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка

проблемы

Побуждение к осознанию.

– Внимательно рассмотрите

книгу.  Прочитайте  её название.

-Почему «Красная»?

(Проблемная ситуация.)

Побуждение к осознанию.

-Что символизирует красный цвет?

- Какой возникает вопрос?

-Стоп!

-Опасность!

-Какая опасность?

Побуждение к проблеме.

Выявите проблему для животных и растений.

Кто подвергается

опасности? Почему?

 Подведение к вопросу.

 Вопрос.

Фиксирует вопрос на доске.

Что сделать, чтобы список

 растений и животных в

красной книге не

пополнялся?

Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов, теорий, мнений (Тема «Кто такие рыбы? 1)Кит – рыба; 2)Кит – млекопитающее.) После чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

На уроке математики при знакомстве с  уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога я хотела бы показать на одном из уроков русского языка в 1 классе.

Тема «Твёрдый и мягкий разделительные знаки»  на доске записаны два предложения:

Мальчик сел сладкую грушу.

У нас дружная семя.

Подводящий вопрос

-Вы поняли, о чём эти предложения? Обратите внимание на выделенные слова. Произнесите слова, которые должны быть здесь написаны. Что нужно изменить, чтобы правильно записать слова?

Обобщающий вопрос помог детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести правила правописания разделительного Ь  и Ъ (Нужно поставить преграду между согласной и гласной, чтобы не было слияния). Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать  логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Создается ситуация успеха на уроке. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.  

Традиционный урок обеспечивает репродуктивное усвоение знаний. Проблемный урок сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Прослеживается  связь методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО.

         Часто в своей  работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно».

Специфика данного метода проявляется в качестве самого интригующего материала.

При работе с младшими школьниками метод используется часто, причем «ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки (например при записи под диктовку словарных слов).

Учитель лично может предъявить ученикам неправильное мнение. (Окружающий мир А.А.Плешаков, 1 класс, тема: «Почему на луне не живут люди?»

-Если луна светится на ночном небе, то значит луна - звезда?)

Так же заранее подготовленные учащиеся могут инсценировать противоречивые теории или мнения.

Оправданным является применение опорных сигналов на уроке.

Опорный сигнал есть наглядно образная форма выражения знания. (символ, схема, таблица, опорные слова).

Большую роль в стимулировании   деятельности играет качественная оценка учителя, который должен помнить: одна похвала даёт ещё несколько побед, одна критика несколько проблем с частицей «не» и порождает новые проблемы.

Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

       Использование проблемно-диалогической технологии при ведении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Девиз моей работы: «Не давать знания, а воспитывать желание их взять, поэтому хочется сказать:

 «Так здорово – открывать знания вместе с детьми!»  

Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11,12

13

14

15

16

17

18

19



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Презентация по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации "

Презентация мастер- класса по теме "Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников»Цель: Продемонстрировать использование современного...

Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...

Мастер-класс: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».

Данный мастер-класс " Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС" предназначен для учителей начальных классов. В работе содержатся примерные задания для создания проблемных ...