Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
материал по русскому языку на тему

Малыгина Галина Владимировна

Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_kak_sredstvo.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

 

Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

Содержание

Примечания

Несмотря на то, что ФГОС, в наших образовательных учреждениях, успешно реализуется уже не первый год, некоторые учителя все еще испытывают затруднения при организации работы по формированию УУД на предметных уроках. Внеурочные занятия проходят в более свободной форме, простор для использования разнообразных методов и приемов, работающих на благо формирования УУД, не ограничен такими жесткими рамками как урок. Но как быть на таких  уроках, как математика и русский язык. Материал данных предметов объемный и, скажем прямо, не всем детям дается легко. Хочется добиться усвоения учащимися основных понятий и их понимания. А  тут еще нужно работать над формированием универсальных учебных действий. Лично у меня возник вопрос, как развивать  коммуникативные умения на уроках русского языка, а конкретно на тех уроках, где идет работа над написанием сочинения. 

В программе ПНШ, по которой я работаю, большое количество часов отведено  на уроки по развитию речи. Материал представлен обширный и ведется работа над различными видами сочинений. Но для развития коммуникативных УУД, наиболее подходящим я сочла  сочинение-описание картины. Хочу представить вам описание урока с этапами формирования коммуникативных УУД по теме:  «Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец»».

 Класс делится на три группы.

 На первом этапе, ребята рассматривают репродукцию в группах и выбирают основные аспекты картины, которые послужат опорой для составления текста-описания.

На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2.управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Второй этап: составление общей схемы-кластера, каждая группа предлагает свой вариант опорных слов. При добавлении нового блока в кластер ученики, отвечая на вопросы, рассказывают об этом блоке. Также дети предлагают вынести на доску сложные слова и специальные слова (относящиеся к профессиональной лексике)

На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 3. Умение четко отвечать на вопросы учителя и одноклассников. 4. Выполнять различные роли в группе.

Третий этап: По каждому пункту схемы ученики в группе устно по цепочке составляют предложения, чтобы получился текст-описание.

На данном этапе формируются следующие КУУД: 1. Умение следить за выполнением  устного задания, другими участниками группы; 2. Сотрудничество для достижения единой цели; 3. Умение слушать друг друга; 4. Оказание помощи своему товарищу в ситуации затруднения; 5. уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого

Четвертый этап: Условия создания сочинения. Оно должно быть по типу речи – описание, по стилю – разговорно-художественное, по жанру – сочинение по картине,  по степени самостоятельности учащихся – коллективное. Данный методический анализ, проведенный учителем,  имеет большое значение для продуктивной работы учащихся. Анализ помогает детям понять структуру текста и его языковые особенности, количество частей, языковые особенности и орфографическую насыщенность.

Пятый этап: Создание в группах сочинения по картине под руководством учителя. У каждого ребенка свой подписанный лист. По сигналу записывается предложение. Время 2 мин. Сигнал – по часовой стрелке обмен листами. Начиная с первого пункта плана, каждый участник группы добавляет по одному предложению. Задача других участников добавить свое предложение связанное по смыслу с предыдущим.

На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.Совместное выполнение практического задания; 2. Умение строить письменное высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей.

Шестой этап: Анализ сочинения по классификации (см. 4 этап). Грамматическое и орфографическое редактирование.

На данном этапе формируются следующие КУУД: 1. Умение выполнять анализ работы товарища, коррекция ошибок; 2. Умение адекватно воспринимать чужие ошибки и критику своей деятельности.

Благодаря показанному на примере виду работы, у учащихся на каждом этапе формируются предметные общеречевые умения и универсальные учебные действия,  в том числе и коммуникативные.  При этом работа проходит непринуждённо, интересно и достаточно насыщенно. Реакция на коллективное сочинение у детей, как на чудо. Им очень интересен тот факт, что могут получиться замечательные цельные работы и как они сами говорят: « меньше, чем за урок, мы написали не одну, а несколько работ». И хоть план работы был общим, все сочинения получились разными.

-  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Использование интерактивной доски на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся.

   В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий....

Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...

Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...