Главные вкладки

    Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zapryagaeva_t.v._proekt.docx145.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практико - ориентированный проект

    «Сочинение как средство  формирования коммуникативных  компентенций младших школьников»

                                                                                           

       Автор-разработчик:

    Запрягаева  Татьяна Васильевна

    МБОУ «СОШ №2 –  многопрофильная»        

      г. Нижневартовска

    Нижневартовск 2012

    Оглавление

    I.Краткая аннотация проекта………………………………………….3

    II. Обоснование необходимости проекта…………………………….4

    III. Цели и задачи проекта…………………………………………….5

    IV. Основное содержание проекта…………………………………...6

    V. Ресурсы проекта…………………………………………………...22

    VI.Партнёры проекта…………………………………………………24

    VII. Целевая аудитория………………………………………………24

    VIII. План реализации проекта………………………………………24

    IX. Ожидаемые результаты…………………………………………..25

    XI. Перспективы дальнейшего развития……………………………28

    Литература…………………………………………………………….29


    I. Краткая аннотация проекта.

    В настоящем проекте представлен опыт педагогической деятельности учителя младших классов по формированию коммуникативных компетенций младших школьников средствами сочинений на уроках русского языка и литературного чтения в рамках  преподавания по УМК «Перспективная начальная школа». Педагогический опыт представили в  виде учебно- методического комплекса, включающего в себя электронный ресурс «Сочинения по картинам на уроках литературного чтения и русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» и методическое пособие «Как работать над сочинением». Актуальность разработки данного  продукта обусловлена необходимостью формирования коммуникативных компетенций младших школьников, развития их творческого потенциала, эстетического сознания и художественного вкуса.  Представленный проект направлен на решение задач по формированию у учителей начальных классов теоретических знаний и профессионально-педагогических умений, необходимых для совершенствования различных сторон педагогического мастерства,  с учётом  необходимости формирования у учащихся универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

    II. Обоснование необходимости проекта

    Коммуникативные компетенции – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.  А речь в любых её проявлениях является основным компонентом этих компетенций. Профессиональные, деловые контакты, межличностные  взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества  разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Развитие связной речи учащихся, навыков самостоятельной  работы  по созданию текстов разных жанров и стилей и в целом формирование коммуникативных компетенций – актуальная   проблема современного образования. Среди разнообразных средств формирования коммуникативных компетенций младших школьников особое место занимают уроки русского языка и литературного чтения, связанные с обучением написанию сочинений. Именно сочинение - высшая форма проявления творческой, коммуникативной и регулятивной деятельности ребенка. Можно сказать, что сочинение - наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника, проявление его компетентности  в сфере речевой деятельности. Дети свободно выражают свои чувства в устной речи, но письменная речь требует выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка. Большинство детских сочинений страдают схематизмом, однообразием языковых средств, невыразительностью языка, отсутствием эмоциональной окрашенности. Это вывело меня на проблему, связанную с необходимостью поиска и внедрения в практику наиболее эффективных методов и средств обучения, обеспечивающих формирование коммуникативных компетенций учащихся при работе над сочинением. Работа по УМК «Перспективная начальная школа» помогла обнаружить новые подходы к  работе над сочинением, выявить наиболее эффективные приёмы, что позволило считать актуальной избранную тему моего педагогического опыта: «Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младшего школьника».

    Новизна опыта в теоретическом плане представлена сочинением как средством формирования коммуникативных компетенций младших школьников.

    Прикладное значение педагогического опыта заключается в  разработке электронного ресурса  по работе над сочинением в начальной школе на уроках литературного чтения и русского языка и применение его в практической деятельности учителя.

             III. Цели и задачи проекта

    Цель: выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы над сочинением, направленных на формирование коммуникативных  компетенций младшего школьника.

     Задачи:

               1.Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

    2. Выявить эффективные приёмы и методы работы над сочинением, влияющие на формирование коммуникативных компетенций учащихся.

    3.Разработать электронный ресурс, направленный на  развитие речевой деятельности учащихся на уроках литературного чтения и русского языка.

    4.Создать методическое пособие для учителей начальных классов «Как работать над сочинением».

    5.Провести мониторинг эффективности применяемых методов и приёмов.

    Для реализации поставленных задач использовала комплекс взаимодополняющих методов:

    -теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; изучение образовательных стандартов, программ, нормативной  методической документации РФ об образовании);

    -эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса);

    -социальные (беседы, опросы);

    -творческие (работа в сотрудничестве по составлению памяток, планов,  терминологических словариков для обучающихся).

    -диагностические (проведение мониторинга качества обученности учащихся, диагностики уровня сформированности   )

    Объект: процесс формирования коммуникативных компетенций младших школьников.

    Предмет: сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

    IV. Основное содержание проекта

    Методологической базой педагогического проекта  явились основные положения, раскрывающие сущность, содержание, структуру основных теоретических и прикладных аспектов развивающего обучения: Л.С.Выготского, В.В.Давыдова,  Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина,  В.В.Репкина, педагогов Ш.А.Амонашвили, Г.И.Щукиной, В.Н.Дружинина,  И.Ф.Харламова и других; исследования в области образовательных, и инновационных технологий: В.Д.Шадрикова, А.И Савенкова, Н.Ю. Русова, Ю.ГМолокова., А.ВМолоковой; научные работы, в которых рассматриваются содержание и сущность работы над развитием речи: И.В. Дубровиной, Н.И. Жинкина, Л.Н. Ковалева, М.Р. Львова, Е.С. Скобликовой, Н.А. Чураковой , М.Л. Каленчук. и других. 

    Преподавательский опыт, реализуемый педагогом, строится на учете личностно-ориентированных принципов, а именно:

    - непрерывного общего развития каждого;

    - целостности картины мира;

    - учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

    - прочности и наглядности;

    - охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

    В основе построения системы работы над сочинением (в различных его вариантах) учитывались следующие положения, влияющие на эффективность данной работы:

    1)Возраст школьника;

    2)Разный уровень его развития (школьники, не посещающие детский сад, часто приходят в школу с несформированными сенсорными эталонами);

    3)Разный уровень владения русским языком:

    а)всё чаще встречается детей с большим количеством логопедических проблем;

     б) это не всегда школьники, у которых русский язык – единственный язык общения;

    4)Особенности мировосприятия школьника, который часто общается с узким кругом носителей знаний - своим учителем, родителями.

    Содержательную основу опыта составили основные ключевые понятия, термины: коммуникативная  компетенция, сочинение, речь, стили, типы и жанры речи, язык, язык и речь, речевая деятельность,

    Коммуникативная компетенция младших  школьников  -  это создание различных текстов (писем, поздравлений, аннотаций, докладов, научных сообщений), публичное выступление,  создание диалогов, работа в группах, умение корректно отстаивать свою точку зрения, владение способами взаимодействия с людьми разного возраста и статуса посредством речи.  Речь – это деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления. Она является отражением индивидуальных свойств личности, а потому ее развитие сказывается  на развитии ребенка в целом.

       Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.

        Речевая деятельность  это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Речевая деятельность может протекать как в форме устных так и письменных высказываний. Сочинение одна из форм таких высказываний. Это  упражнение, с помощью которого мы пытаемся сделать более совершенной естественную монологическую речь учащихся, стремимся обогатить их опыт речевой деятельности, сформировать элементарные компетенции в сфере речевых коммуникаций.

    Работая по программе «Перспективная начальная школа», я  увидела  широкие возможности по формированию данных компетенций при работе над сочинением:

    1) более углубленное содержание (введение отдельного часа по развитию речи, введение новых форм сочинения: научное сообщение, аннотация, тезисный план, работа над письмом и поздравлением, увеличение часов по работе  над живописным произведением);

     2) возможность использовать уроки литературного чтения и окружающего мира в подготовке над накоплением языкового материала, так как существует тесная интегрированная связь между данными учебными предметами.

    О значении сочинения знают все учителя, написано много методических разработок. Сложнее ответить на вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей, повысить интерес к творческой работе, сформировать коммуникативные компетенции, которые в последствии станут основой для дальнейшего успешного обучения в основной школе?. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, состава микротем, их последовательности, особенностей, использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому.

    Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по следующим направлениям:

    Источник материала

    1)На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;

    2)По картине, фильму, на книжном материале;

    3) Материалы разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения)

    4) )На основе творческого воображения (по сюжету картины, по данному началу или концу, сказок и пр.

    Способ подготовки

    1)Коллективный; 2)Индивидуальный (самостоятельный).

    Язык (стиль)

    1)Эмоционально-образный (художественный);

    2)Деловой (близкий к научному).

    Жанр

    (тип, вид)

    Повествование, описание, рассуждение, смешанные, миниатюры, отзыв, заметка(статья в газету), письма, поздравления.

    Начиная обдумывать подготовку будущего сочинения, я прежде всего  имеют в виду следующее: стиль речи, тип речи и жанр, форма сочинения: устная или письменная. Знакомство с этими понятиями начинается уже в 1 классе на уроках литературного чтения, когда дети впервые  создают свои устные высказывания, знакомясь со сказкой-цепочкой, докучной сказкой, загадками и другими малыми жанрами литературы. Изучая строение  этих произведений,  дети знакомятся с повторами, как особенностями текста, пытаются разгадать смысл используемых слов, впервые сталкиваются с исследованием самого слова (-А что такое докучная сказка? Замени это трудное слово в предложениях: «Миша докучал мне и мешал делать уроки». «Не докучай мне Миша!». Выбери правильный ответ или ответь: докучать – это скучать? Надоедать? Тосковать? Приставать?). На данном этапе использую приём работы по данному образцу. Дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста (Объясните, почему докучные сказки легко запомнить. Кто поможет Маше сочинить сказку. Сочините сказку и разыграйте  её с соседом. После анализа строения закличек, даётся задание: «Сочини закличку к Зиме, чтобы она отступила, а твой сосед к Весне, чтобы она наступила. Не обязательно складную.) При таком подходе формируются первые коммуникативные компетенции ученика: умение слушать, высказывать своё мнение, взаимодействовать с партнёром по созданию личного или общего продукта.  

    Основная работа  над сочинением начинается во втором классе и проходит поэтапное формирование речевых компетенций:

    1)работа над структурой предложения;

    2)строением текста и значении места предложения в конкретном тексте;

    3) умению определять тему и основную мысль текста и главное переживание;

    4)деление текста на смысловые части и соответствие данных частей готовому плану, а в последствии и самостоятельное составление плана;

     5)составление письменных сообщений в форме письма и поздравление (по образцу и самостоятельно) с предварительным обсуждением правил речевой культуры;

    6) первое знакомство с живописными произведениями, анализ темы и главного переживания данной картины. Расширяются представления о средствах художественной выразительности (олицетворение, сравнение, контраст). В этот же период вводятся понятия типов текста: повествования и описания, даются определения научного и художественного текстов. Начиная со второго года обучения, урок развития речи вводится отдельным компонентом (в рамках преподавания русского языка) и проводится один раз в неделю, что позволяет  использовать уроки литературного чтения, как дополнительный и самостоятельный источник подготовительной работы учащихся к сочинению.

     В третьем классе данная работа продолжается. Вводится анализ развёрнутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему, сочинение по картине с использованием описания и повествования.

     В четвёртом классе происходит знакомство с  элементами рассуждения в научно-популярных и художественных текстах, использовании этих элементов в собственных сочинениях по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации, составление аннотации на сборник произведенийУрок это творческий процесс, поэтому в зависимости от того какая цель стоит перед учителем, какой вид работы намечается выстраивается и структура урока. Предлагаю пример базового урока: 1.Создание речевой ситуации;

      2.Обсуждение темы сочинения ( либо другой формы)

      3. Определение типа и стиля текста

      4. Выбор языковых средств

      5.Обсуждение и составление плана

      6. Оформление текста в устной или письменной форме

      7. Обсуждение полученного продукта

       8.Кооректировка  речевых и грамматических ошибок

      9. Оформление готового продукта.

     Хочу подробнее остановится на этапах работы над сочинением.

    Этапы работы над сочинением.

    1.Предварительная подготовка.

     Ее цель: создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена по времени, проводится на уроках не только русского языка, но и литературного чтения, окружающего мира,  изобразительного искусства. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе. В неё входит работа по обогащению словарного запаса ребёнка, знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре, умению находить в тексте и применять по назначению специальные литературные приёмы: олицетворение, сравнение, контраст. Для этого использую приёмы:

    Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

          б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. (4 класс, литературное чтение, часть 1, В.Жуковский «Славянка» -Трудно ли было читать текст? Какие слова и формы слов подтверждают, что стихотворение было написано почти 200 лет назад? Перечитай текст найди звуковые впечатления, зрительные. Попробуй объяснить «беззнойное солнце», «пламенеет», «противный брег горит»).

    Поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», имена  «Мика», «Как ты думаешь, что это за имя – «Мика»?» можешь уточнить на странице 48. Подходит ли имя мальчику?», «Уточни в Толковом словаре, что такоё «плёс». Догадываешься,  почему городок получил такое название?», развитие речи 4 класс). Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

     - работа с синонимами;

    - работа с омонимами;

    - работа со словами иноязычного происхождения;

    - работа с устаревшими словами;

    - работа с многозначными словами;

    - работа с фразеологизмами;

    - составление тематических групп слов.

    Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

    -обнаружение слова в тексте;

    -семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия;

    - выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее;

    -введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

    Приведу несколько приемов, которые использую для развития словарного запаса учащихся.

    1.Игра « Фразеологический зверинец»

    - Вставьте подходящие слова.

    Голоден как ….                        Изворотлив как …

    Хитер как …                        Надут как …

    Упрям как …                        Болтлив как …

    Слова -  подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

    2. Игра « Путаница»

    - Пока  письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать, что было написано.

    КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ. ( Кот ел сметану,  все дно вылизал).

    3. Побери антонимы к словосочетаниям:

    глубокая река - …                глубокий сон -…

    глубокие знания - …                глубокий обморок -…

    4.Замени глаголом следующие выражения:

    прикусить язык-…

    мозолить глаза - …

    путаться под ногами - …

    совать нос в чужие дела - …

    5. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений. После прочтения некоторых произведений детям предлагается составить список наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными могут быть слова с точки зрения их лексического значения, грамматической формы, написания. Работа ограничивается одним условием – слова должны быть написаны грамотно и красиво. Содержание словариков можно усложнить, дети составляют словарики слов иноязычного происхождения. (приложение1, электронный ресурс)

    Дети получают различные творческие задания, например, выпустить афишу, приглашающую посетить цирковое представление. Использовать при этом слова иностранного происхождения, написать приглашение, используя устаревшие слова. Такой вид работы активизирует познавательную деятельность, усиливает мотивацию, развивает речевую деятельность, формирует коммуникативные навыки.

       2.Создание речевой ситуации.

    Ее цель: во-первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во-вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста. Главный признак, по которому разграничены ситуации, - функция речи и адресат: кому и для чего говорит или пишет ученик. Иначе говоря, типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания. Использую метод эмпатии (принятии чужой позиции, точки зрения), (Развитие речи. 2 класс, «Как писать письмо» - «Маша решила написать письмо бабушке. Но очень боится показаться невежливой. Помоги Маше. Если ты когда – нибудь писал письмо, подскажи с чего начать. Обсуди эту проблему с соседом по парте»,  4 класс «О чём рассказала старая фотография» - У вас в семье есть старые фотографии? Попроси старших показать их тебе.  Как  ты думаешь,  о чём могут они рассказать?»)

          3.Непосредственная подготовка.

    Её цель: уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, т.е. деталей, языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел, - вот программа подготовительной работы на уроке.

    На данном этапе использую метод сравнительного анализа,  самостоятельного поиска (развитее речи, 3 класс «Портрет  Мики  Морозова» происходит анализ картины по вопросам учителя, либо данным в учебнике: Подходит ли имя мальчику? Сколько, на твой взгляд ему лет? Что можно сказать о характере, если судить о его позе, по его внешнему виду? И т.д. После устных высказываний с обоснование своей точки зрения, даю текст А. Чехова «Гриша» и на примере содержания в коллективном обсуждении выясняем тип текста, языковые средства: «Это текст – описание или текст-повествование? Какова цель этого текста? Автор рассказывает только о том, как выглядит мальчик, или ещё о чём-то? Какие слова и выражения передают то, что Гриша чувствует?)

     В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки. Одной из таких ступеней любого действия, любого высказывания – построение плана. Обдумывая свою речь, особенно монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, затем - устный, затем - мысленный.

    В своей работе использую подготовительные упражнения:

    1)выделение главной мысли каждой части (после прочтения текста, разделённого на части даю задание: «Устно продолжи высказывания: в первой части говорится, как дождь развесил… во второй части речь идёт о том, как солнечный луч… Третья часть рассказывает. как подул ветер и …;

    2)деления текста в соответствии с планом;

    3) анализ разных планов и выбор наиболее подходящего (Маша и Миша придумали несколько вариантов названий для каждой части этого текста. Выбери самое подходящее и составь из них свой план. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, отличаются ли ваши планы.);

     4) построение плана по  заданному пункту (Маша начала составлять план текста так: 1. Снежные узоры. Продолжи Машину запись у себя в тетради;

    5) составление плана по заранее подготовленным вопросам ( после прочтения текста «Слоны» Б.Житкова задаю вопрос: что тебе хотелось бы добавить в описание слона? Подумай, с чем можно сравнить хобот слона. Его уши, ноги, всего слона целиком?. Устно дополни рассказ мальчика своими сравнениями. Попробуй составить описание своего домашнего питомца, написав план его описания.)

    Такие способы работы готовят ученика к последующему уже самостоятельному, уверенному построению плану личного сочинения, позволяют ему  пользоваться приобретёнными умениями анализировать ход своих мыслей, мысленно делить на части будущий текст, выделять главную мысль и оформлять её в название части, сверять написанное с запланированным.

     Так как в содержании программы по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения представлено достаточно много живописных произведений и даны подробные вопросы к их анализу, это позволяет достаточно широко использовать метод сравнительного анализ. Использую  сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященным разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов, используя вопросы в качестве составляющей плана к сочинению ( устному, либо письменному):, Такой приём помогает ребятам глубже проникнуть в  понимание содержательности живого произведения, расширить свои эмоциональные возможности, развивает наблюдательность, учит вглядываться в детали картины, определять ее тему и главное переживание автора, составлять и использовать  план для устного  и письменно рассказа по картине.

    Фрагмент  урока   Работа с картиной  Клода  Моне  «Прогулка»

    Дети внимательно рассматривают  картину. Учитель задает  примерные  вопросы: Какое время года писал художник?

    -Постарайтесь, как можно точнее рассказать о погоде в этот день?

    -Автор хотел рассказать о прогулке дамы с ребенком  или поделиться  своими  впечатлениями об особом  дне?  

    -В чем же необычность этого дня?  Как художник показывает, что погода  ветреная?

    - Как ты думаешь, название картины  выражает   ее тему  или  главное впечатление  художника?

    Аналогично  ведется  работа  по картине   Аркадия Рылова  «Зеленый шум», а после анализа картины «Зеленый шум» ведется сравнение картин.

    -Художники изобразили  одно и тоже время года или разное?

    - Похожа ли погода в этих картинах? В чем их сходство?

    -Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы  на картине Моне. Сможешь определить, с  какой стороны расположено солнце

    -А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.

    -Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону  дует ветер?  А как  узнать о направлении ветра на картине Аркадия Рылова?

    Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые принес ветер? Договоритесь с соседом по парте, о выборе  картины для своего сочинения. Включение в процесс созерцания музыкального произведения усиливает эмоциональное воздействие картины, даёт дополнительный выход эмоций через речевые высказывания (Прослушивание произведения А.Вивальди «Времена года». «К какой картине лучше подходит данное произведение? Почему вы так считаете?  Какие мысли, чувства, ощущения возникают при прослушивании? – такие вопросы возможны только тогда, когда в классе ребёнок чувствует свою эмоциональную безопасность, возможность  высказывать свою точку зрения без боязни быть неправильно понятым,  осмеянным)

    4.Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Можно позволить ребенку пропускать сомнительные буквы (Например, вет…р, ч…тает.), обращаться к словарям, данным в учебнике «Развитие речи». Это освобождает ученика от страха перед ошибкой, позволяет сделать сочинение подлинно творческой работой. На данном этапе разрешается пользоваться памятками, словарями слов синонимов, антонимов, фразеологизмов (Приложение 1 электронный ресурс):

     5. Самопроверка. Это этап, важный для речевого развития. Прежде всего, ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений. Использую приём перечитывания  текста  с определенной целевой установкой.

    Первое перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений: квадратными скобками отмечают лишние элементы, после «галочки» в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения.

    Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п.

    Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности. Это этап, важный для речевого развития. Прежде всего, ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений. Предлагаю ввести приём перечитывания сочинения соседом по парте или другом, которому доверяешь: это помогает услышать текст как бы со стороны и лучше услышать речевые ошибки. («Обменяйтесь сочинением с соседом по парте, если хочешь. Почитайте друг другу свои тексты. Понравилось ли тебе сочинение? Что интересного и необычного заметил? Были ли речевые ошибки? Подумай, как можно их исправить? Пользуйся памяткой для проверки сочинения.) Работа с партнёром, которому доверяешь, формирует положительную коммуникативную компетенцию уважительного взаимодействия, учит слушать и слышать осознанно  анлизировать  личное творчество.

     6.Проверка работ учителем. Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают, если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения.

    7.Доработка сочинения учеником-автором. На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или группами.

    Работа над сочинением даёт учителю уникальную возможность увидеть и развить творческий потенциал  ребёнка, подготовить его к реальной речевой практике, к использованию полученных знаний и опыта в жизни, формирует  коммуникативные компетенции.

    В процессе работы над сочинением  использовала:

      Методы эмоционального воздействия, необходимые для создания положительной мотивации обучаемых: позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей, создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности; («Маша считает, что главное в этом стихотворении – солнечный свет, а Миша уверен, что главное – это мальчишка, который бежит на коньках. А ты как считаешь?», «А я знаю, какая запись является текстом! – сказал Миша. – Просто я не могу это объяснить! А ты можешь? Если  не можешь – давай рассуждать вместе!»)

    исследовательские: проблемные вопросы, самостоятельное толкование слов, составление плана, подбор языкового материала для создания максимального раскрытия творческого потенциала  учащихся; ( «Какая тайна в словах АТЫ –БАТЫ?», «Почему животных и даже птиц человек называет именами людей?», «Возьми лупу и рамку рассмотри два портрета Д. Арчимбольдо. Почему один называется «Осень», а другой «Лето»? постарайся из каждого портрета сделать натюрморт».

    творческие: сочинение загадок, сказок, подбор текстов на одну тему, но разных по стилю; (1класс:«Кто поможет Маше сочинить сказку?». «Попробуйте сочинить загадки (не обязательно складные) про петуха, про полотенце…, про что сами захотите»,3 класс: «Придумай короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке». Выбирай из неё только самое главное. Не забудь подобрать походящую мораль из нашего списка пословиц. Если тебе трудно придумать самому. Можешь продолжить и закончить Машин  вариант»).

    проектные: анализ литературных источников и связь их историческими событиями, создание проектов для расширения границ практического опыта учащихся.(Создание проекта «История  глазами  поэтов и художников» после изучения темы по окружающему миру «Древние славяне. Древняя Русь» )

     В работе учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся:

             1)изучение материала строится не на искусственных языковых моделях, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи;

             б) способны удержать внимание ребёнка;

            2) система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений;

             3)свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном, а так же удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоёванным позициям на протяжении всего периода обучения. ( Какие бывают предложения?, Что такое текст?, Тема, основная мысль текста и главное переживание. План текста. Работа с картиной. Как писать письмо,  поздравление?)

      У детей формирование коммуникативных компетенций складывается постепенно, проходя несколько стадий развития ( начинаясь в начальной школе и продолжая своё формирование в основной и старшей).

          Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, использую различные методы и приёмы: 

     - исключения критики;

     - поощрения самого необузданного ассоциирования, требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим; 

     - каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

          Благодаря внешней интриге: включение в творческий процесс героев разного возраста (Маши и Миши, их друзей из села Иванова), имеющих своё мнение по любому вопросу, школьники усваивают важнейшие коммуникативные формулы устной и письменной речи, позволяя выйти за пределы личного практического опыта, что служит условием творчества и интеллектуального развития, помогает снять учебную тревожности.

                                                     

    V. Ресурсы проекта

      Временные: для реализации проекта требуется до 5 лет, время, необходимое   для   сбора   информации,    обобщения   данных   научно-

    методической литературы, систематизации материалов личных дневников и документов перспективного и текущего планирования, оформления результатов в виде методических рекомендаций для педагогов, осуществление рецензирования материалов, выпуска конечного продукта и его распространения.

         Информационные: для    обобщения    материалов    необходима информация, представленная в учебниках по теории и методике работы над сочинением, в научных работах, посвящённых формированию коммуникативных компетенций младших школьников, развитию и активизации речевой деятельности,  учебных пособиях, научно-тематических журналах, программно-нормативных материалах, регламентирующих деятельность учителя начальных классов в рамках введения ФГОС нового поколения. Для распространения опыта информационными ресурсами будут являться средства интернет, разработанный учебно-методический комплекс.

        Интеллектуальные: представлены знаниями и умениями лиц, причастных к обобщению и распространению педагогического опыта, а именно, учителей начальных классов, методиста образовательного учреждения МБОУ «СОШ №2 – многопрофильная».

       Кадровые: для реализации проекта необходимо участие учащихся младших классов, учителей начальных классов, наличие у учителей  педагогического образования, компетенций, необходимых для  эффективного ведения учебного процесса (владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся), курсов повышения квалификации, владение информационно-коммуникационными технологиями, технологией сотрудничества, системно-деятельностным подходом в обучении,  методиста, заместителей  директора по учебной и воспитательной работе.

           Организационные: комплектование пакета нормативно - правовых документов, регламентирующих работу учителя по созданию электронного ресурса «Сочинения по картинам на уроках литературного чтения и русского языка по УМК «Перспективная начальная школа», методического пособия «Как работать над сочинением», организация  сохранения  преемственности в  обучении при переходе обучающихся с одной ступени на другую.

     Материально-технические: наличие учебного кабинета, оснащенного   современными информационно-техническими  средствами (компьютер с мультимедийным оборудованием, принтер с цветным картриджем, вебкамера, широкополосное скоростное соединение с сетью Интернет, банк информационных ресурсов,);  учебно-методических комплексов, поддерживающих обучение, служат УМК под редакцией М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская  (русский язык, литературное чтение 1-4класс) О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова (окружающий мир 1 – 4 класс). Основанием для выбора  служит наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя,  рабочих тетрадей для учащихся, соответствующих   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, концепции комплекта «Перспективная начальная школа».

    Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно – коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения школьниками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

    Финансовые: дополнительного финансирования реализация педагогического опыта не предполагает.

    VI. Партнёры проекта

         Для успешной реализации проекта необходимо участие: учащихся начальных классов, учителей начальных классов, преподавателей музыки, изобразительного искусства и администрации МБОУ« СОШ №2 – многопрофильная» г. Нижневартовска;

    VII. Целевая аудитория

    Целевой группой, на которую рассчитан проект, являются учителя начальных классов, преподаватели музыки и изобразительного искусства, учащиеся начальных классов, родители, слушатели курсов повышения квалификации в области преподавания в начальных классах.

    VIII. План реализации проекта

    I .Подготовительный этап

     1.Выявление актуальности темы проекта: сентябрь, декабрь   2009 – учитель.

     2. Подбор методической и теоретической литературы: январь-май 2010-учитель, методист.

     3.Изучение имеющегося опыта формирования коммуникативных компетенций средствами работы над сочинением: сентябрь-декабрь 2010-учитель.

    4.Подбор эффективных методов и приёмов работы над сочинением: сентябрь 2010-декабрь 2011 – учитель.

    II. Организационный этап

    1.Формирование структуры электронного ресурса и печатного издания: январь-ноябрь 2011 – учитель.

    2.Проведение предварительной экспертизы разработанного материала: декабрь 2011, январь2012 – руководитель МО, методист.

    3.Внесение корректив по результатам экспертизы: январь, февраль 2012 –учитель.

    III. Основной этап

    1.Создание учебно-методического комплекса: март-май 2012-учитель

    2.Распространение электронного ресурса и печатного издания: май – декабрь 2012 – учитель, руководитель МО,

    IV. Заключительный этап.

    1.Подведение итогов реализации проекта: 2013г. – администрация МБО «СОШ №2 –многопрофильная», МО начальных классов.

    IX. Ожидаемые результаты

    1. Появление продукта (электронной ресурс «Сочинения по картинам на уроках литературного чтения и русского языка по УМК «Перспективная начальная школа», методическое пособие «Как работать над сочинением»)

    2.Использование материала, представленного в методическом пособии, учителями для самообразования и решения задач профессиональной ориентации.

    3.Повышение уровня коммуникативных компетенций учеников моего класса (умения выделять главную мысль, определять тему,  строить план, оформлять грамотно и выразительно свои устные и письменные высказывания).  

               4.Адаптированность младших школьников к учебно- воспитательному процессу и к жизни в коллективе, умению общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, умению критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

      5.Формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости

       Качественная оценка эффективности:

    Результатом  реализации проекта является:

    1)Расширение представления учителей начальных классов о методах работы над сочинением  с использованием художественных текстов, живописных и музыкальных произведений (уровень компетентности);

    2)Обогащение и приумножение личного опыта через разработку и создания электронного ресурса (самоанализ деятельности);

    3) Стабильность сформированности знаний, умений и навыков у всех обучающихся, общая обученность по предметам за все годы, в том числе за последние  4года с 2008 по 2012 г. составляет 100%. Средний коэффициент качества обученности по русскому языку 53.2%(диаграмма1)  по литературному чтению – 87% (диаграмма 2)  

    диаграмма 1

    диаграмма 2

    Прослеживается положительная динамика учащихся моего класса в освоении  письменной формы речи (сочинении):

    2009-2010

    2010-2011

    2011-2012

    2012-2013

    КО

    1 класс

    72%

    80%

    84%

    ККО

    39,2%

    43,5%

    46%

               

             4)Качественный  показатель участия моих учащихся в творческой предметной, проектной и исследовательской деятельности:

    год

    школа

    город

    22012

    Русский язык -2место ХановаА.,

    3место- Ильченко А.

    «Эму»- 1место, Ильченко О., ИльченкоА.,

    2 место- Софилканич А., СарапуловаЮ.

    Конкурсе  слоганов «Наша школа…» -

     класс-победитель

    Фестиваль сказок-1 место (класс)

    Конференция «Таинственнее, чем мир»-3 место, Лисица А.,  2 место, Ильченко А.

    Конкурс «Энергосбережения»-

    победители Кашапова Э., ХановаА.

    Конкурс «Письмо пожарному» -благодарность Табалов И., СарапуловаЮ.

    Конкурс «Письмо учителю»- победитель Кашапова Э.

    «Открытие мира»- диплом за участие Ильченко А.

    «Грани познания» - диплом за участие групповой проект

    Победитель в номинации «Мир измеряя красотой» - Ильченко О.

    22011

    Русский язык-3место (класс) в интеллектуальной игре

    Литература - 1место (класс) в интеллектуальной игре

    «Русский медвежонок»-2 место, ИльченкоА.

    «Эму» -1 место-Ильченко А., Ханова А.

    2,3 место – Ильченко О.

    «Экологическая сказка» - класс победитель,

    Математика -3место (класс)

    в математической игре,3 место - КовалёвТ.

    «Знатоки природы»- дипломза участие Николаева К.

    22010

    «Эму» - 1 место- Ильченко А., Табалов И., Сарапулова Ю.,

    2  место – Ильченко А., Софилканич А., Табалов И., Сарапулова Ю.

    3 место – Ханова А., Бабиков А.

    22009

    Русский язык-1 место, Бобрышева, 3 место - Крайнова Е.

    «Русский медвежонок» -1 место, Бобрышева К.

    «Эму»- 1 место – Бобрышева К.,

    «Кенгуру» - 3 место, Мухамадеева А.

    2 место- Мухамадеева А., Невзорова К., КовальА.

    3 место – Бобрышева К., Коваленко И.,ЕжуковаА.

    Конференция «Таинственнее, чем мир» -1 место, Крайнова Е.,

    2 место, Бобрышева К.,

     3 место, Невзорова А.

    «Юниор», русский язык –8 место, Бобрышева К.

    «Открытие мира» - лауреат Запрягаев Е.

    «Грани познания» - победитель в номинации «В жизни всегда есть место разумному экстриму», групповой проект

    22008

    Литература - Ежукова А. победитель в номинации «Сочиняем считалки», «Стихи о Родине»

    Окружающий мир- 3 место ЕжуковаА.

    Конференция «Таинственнее, чем мир» - Бобрышева К., 2.Крайнова Е.1 место

    «Грани познания»- лауреат, групповой проект «Как хорошо, что есть семья»

    XI. Перспективы дальнейшего развития проекта

     Данный проект позволил:

      1.Выявить эффективные методы и приёмы в работе над сочинением и использовать их для  формирования коммуникативных компетенций младших школьников.

      2.Определить пути дальнейшего развития практической деятельности учителя через разработку методического комплекса.

      3.В дальнейшем планируется разработка системы заданий, направленных на развитие творческих способностей на уроках русского языка.

    4.Данный проект перспективен, тема его многогранна. Каждый учитель может использовать его  творчески, дополняя и расширяя.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 2007.-512 с.

    2.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. -Томск, 2008. -144 с.

    3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

    4.Каленчук М.Л., Чуракова Н.И., Малаховская О.В., учебник «Русский язык», часть 2- М.: Академкнига/Учебник, 2008.

    5.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 2006.

    6.Мартынова, И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений.//Начальная школа. – 2001., № 4. – с.47-51.

    7.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой- М.: «Просвещение», 2009. -120с

    8.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а также по подготовк устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка. - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

    9. Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. //Сайт «фестиваль педагогических идей» URL:/http://festival.l 

    10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

    Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

    Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

    Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

    Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

    Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

    Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

    В статье описан опыт реализации программы тетатральной студии при работе с младшими школьниками...

    «Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

    В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....