Представление педагогического опыта по методической теме самообразования: «Проблемно – диалогическое обучение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников»
методическая разработка на тему

Окунь Ирина Николаевна

Творчекий отчёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_so_problemno-dial.obuch_.docx145.72 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по методической теме самообразования:

«Проблемно – диалогическое обучение как  средство формирования коммуникативных   компетенций  младших школьников»

   

  1. Актуальность педагогического опыта.

    Современный мир ждет выпускника школы, который сможет принимать самостоятельные решения; творчески  подходить к выполнению работы; вступать в предметную дискуссию; понять точку зрения другого; оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих оппонентов; согласовывать разные точки зрения.

     Новый социально - образовательный заказ общества ориентирует нас на главный результат образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «научить учиться».  

     Ключевые компетентности  - новая парадигма результата современного образования. Среди основных ключевых компетентностей  в системе Российского образования выделяется коммуникативная компетентность ученика. Младшие школьники  не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства,  ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с собеседником. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.  Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.   Это обязывает меня, как педагога,  традиционные подходы в обучении обновлять и  дополнять инновациями, которые способствуют повышению  качества образования, позволяют познать способности и интересы детей,  обеспечивают  развитие  личностного творческого потенциала, помогают  учащимся уверенно действовать за пределами учебных ситуаций.

Цель современного образования – вооружение обучающихся качественно иным  запасом знаний, без которых не может произойти адаптации к новым условиям жизни.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемого социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

В практике обучения и воспитания младших школьников существует явное противоречие:

- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативных умений;

- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной изученностью данной проблемы.

 При этом недооценивается важность развития коммуникативных умений учащихся, неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником.

Эти противоречия определили выбор технологии  -

проблемно – диалогического обучения, т.к. для достижения новых результатов образования  необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход  от позиции «я учу  тебя»  к позиции «мы с тобой учимся вместе»).

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, процесс обучения строится на диалоговой основе. Дети «открывают» новое сами   в разных формах работы: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной. При таком подходе к обучению ученики больше думают, чаще говорят, учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате развивают коммуникативные умения.

Владение коммуникативной компетенцией, обслуживающей практически все виды деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни.

Следовательно,  коммуникативные  компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни, ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника. Это одна из ключевых  компетенций, необходимых человеку для достижения успеха в его дальнейшей жизни.

Актуальность профессионального проекта заключается в том, что он дал мне возможность решить выявленные в ходе педагогической деятельности проблемы с позиций  деятельностного подхода, необходимости совершенствования образовательного процесса с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития коммуникаций      учащихся начальных классов.  

     Поэтому разработка проекта «Проблемно – диалогическое обучение как  средство формирования коммуникативных   компетенций младших школьников»  является весьма актуальным и инновационным направлением.  

2.1.   Содержательная форма представления педагогического опыта.

              Технологию  проблемно – диалогического обучения  выбрала  не           случайно. Именно эта технология позволит реализовать цель современного образования – вооружение обучающихся качественно иным  запасом знаний, становление учебной самостоятельности, развитие ключевых компетенций, создание условий для развития личности. Именно она  дает мне возможность качественно изменить воздействие на обучаемого - не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, что позволяет реализовать поставленные  задачи: осуществлять разные виды деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

В педагогическом процессе диалог – это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Взаимодействие его участников – одно из важнейших условий успешности обучения. Этим и обусловлена практическая значимость проблемно - диалогового обучения.

Данная технология требует пересмотра педагогической модели. На сегодняшний день важно научить ученика применять свои умения в жизни и получать от этого удовольствие. Это прекрасно согласуется с идеями технологии проблемно – диалогического обучения. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Организация учебно – воспитательного  процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие».

  Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение установленных предметных, метапредметных и личностных результатов.

  3.1. Инновационная направленность педагогического опыта.

Позитивные эффекты реализации опыта.

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии проблемного диалога. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому  что происходит  творческое переосмысление традиционных методов обучения,  индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся, а также в комбинации элементов инновационных методик при формировании коммуникативных компетенций  младших школьников, обеспечивающих положительную динамику развития коммуникативных компетенций   обучающихся.    

Технология проблемного диалога результативна.

Критериями оценки результативности моего опыта являются следующие показатели:

  • повышение  качества обучения;
  • повышение  степени мотивации учения;
  • повышение уровня подготовленности  учащихся к успешному обучению  в основной школе;
  • сформированность коммуникативных  компетенций.

       Практическая значимость исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений, организационно-методических рекомендаций и выводов в реальной педагогической практике.

      Результаты исследования имеют практическую значимость при составлении рабочих программ и сценариев учебных занятий, направленных на совершенствование процесса учебного взаимодействия учителя и школьников.

 Разработанная модель коммуникативного пространства носит обобщенный характер, что делает возможным ее использование в образовательном процессе на любой ступени обучения.

 Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании профессиональной логики применения проблемно – диалогического обучения в  развитии коммуникативных компетенций младших школьников.      

4.1. Методологическая база педагогического опыта.

   Методологическая база опыта   основывается на современных теориях: отечественных исследованиях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.);  психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.); психологии личности  и развивающего обучения (А.Г. Асмолов,  В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков);   на основе исследований технологии  проблемно – диалогического обучения  Мельниковой Е.Н.

Основными принципами  являются: принцип научности, креативности,  вариативности, практической ориентации, интегрированности,  личностно-деятельностный принцип.

Ключевые понятия и термины:

Компетенция - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ системе образования.

Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

Компетентность – уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами или практической деятельностью (универсальными способами деятельности при решении учебных и жизненных ситуаций).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Подводящий к теме диалог - система вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Побуждающий диалог – отдельные  стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать творчески.

Принципы педагогической деятельности,  лежащие в основе проблемно – диалогического  обучения:

Принцип научности - основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всего учебного материала на всех уроках в начальной школе. Применяю данный принцип в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Личностно-деятельностный принцип - суть принципа – в организации процесса обучения  на открытие учащимися под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых способов приложения знаний к практике.

Принцип креативности - подразумевает творческую деятельность ученика  и учителя (подготовка к уроку, занятию), а также их совместное творчество на уроке или занятии, итогом которого является создание нового продукта.

Принцип вариативности - суть принципа  в понимании возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Принцип интегрированности - суть принципа в активном «взаимодействии» данной технологии со всеми основными образовательными технологиями:

  • личностно-ориентированного обучения и воспитания (реализует цели развития личностных качеств);
  • эффективной речевой деятельности (на проблемных уроках и занятиях большую часть времени говорят дети);
  • диалогового (решение проблем естественным образом побуждает учащихся вступать в разные виды диалога);
  •  рефлексивного обучения и воспитания (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).

5.1.Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

 

  Педагогическая целесообразность состоит в переосмыслении педагогического  опыта  и готовности ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?»  Данная технология  является  технологией проникающего характера, то есть удобно сочетается  с другими технологиями: технологией  сотрудничества, проектным, исследовательским методами, КСО, ИКТ.      В процессе  «обучения через общение» развиваются очень  важные качества: умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

  Сотрудничество с педагогами и детьми, нестандартные методы и формы уроков, организация учебного диалога, проблемных ситуаций - это усиливает практическую направленность обучения, активизирует и формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

                Цель проекта: обеспечение положительной динамики развития коммуникативных компетенций младших школьников средствами технологии проблемно – диалогического обучения.

            Задачи проекта:

1. Изучить теоретические основы технологии проблемно - диалогического    обучения.  

2. Раскрыть сущность проблемно-диалогического  обучения в формировании коммуникативных умений младших школьников.

3. Используя различные методики, в тесном сотрудничестве со школьным психологом выявить имеющийся уровень развития коммуникативных умений учащихся.

4. Провести  мониторинг уровня сформированности коммуникативных компетенций, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

5. Разработать  методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии проблемно – диалогического обучения в формировании коммуникативных компетенций школьников.

Объект исследования: коммуникативные компетенции  младших школьников.

Предмет исследования: проблемно – диалогическое обучение  как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников.

Гипотезой  исследования  послужило предположение о том, что рациональное использование технологии проблемно – диалогического обучения обеспечит развитие коммуникативных компетенций младших школьников.

Новизна опыта состоит в творческом переосмыслении традиционных методов и форм обучения, в комбинации элементов инновационных технологий и методик, в разработке модели коммуникативного пространства,  методических рекомендаций, обеспечивающих  оптимальное развитие коммуникативных компетенций   обучающихся начальной школы, сценария учебного занятия в форме технологической карты.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что процесс формирования коммуникативных компетенций в начальной школе является фундаментом успешного обучения в школе 2 ступени обучения.

При реализации проекта использую активные формы обучения: групповая работа (дискуссия, игра, тренинг); работа в парах; фронтальная; урочная; внеурочная;

методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, практический.

средства обучения:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.).
  • Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т.п.).
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.).

6.1. Психологическая целесообразность педагогического опыта.

Для того,  чтобы педагогический инновационный опыт протекал результативно, способствовал развитию коммуникативных умений, необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности учащихся.

Педагог для ребёнка является источником знаний, как компетентный и заинтересованный собеседник. Учитель для них партнёр, лишь более опытный. Главная задача учителя не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ними. Новые условия требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отбрасывая ни одного ответа, стать на позицию каждого, кто отвечает, чтобы понять логику его мысли и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации. Кропотливая работа учителя даёт возможность  выполнять интересные для детей задачи, подойти к проблеме с разных сторон, побуждать учеников мыслить, находить способы решения проблем, учить размышлять, доказывать, обосновывать  свою мысль.

Цель всего этого - свести к минимуму пассивное пребывание детей на уроке.    

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен:

-педагогические работники школы (учитель начальных классов, учителя – предметники,  психолог);

-обучающиеся и их родители (законные представители).

7.1. Социальная направленность педагогического опыта.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов. Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе.

     Технология проблемно – диалогического обучения является здоровьесберегающей, потому что  позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации «открытия» знаний. Технология проблемно-диалогического обучения является ключом к успеху в педагогической профессии. В современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализоваться.

8.1. Воспроизводимость педагогического опыта.

      Воспроизводимость педагогического опыта другими педагогами возможна на любом уровне. Кроме того, проект повторяем, и, может быть реализован в любом образовательном учреждении. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует.

Достаточно изучить технологию, адаптировать  к своему мастерству, определить свою линию. Данная методическая система универсальна для всех предметов, для учебной и внеурочной  деятельности; предназначена для использования в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся.

Опыт распространяется на уровне ОУ. Формы распространения опыта: организация и проведение творческих отчетов, мастер – классов,  семинаров, открытых уроков.

9.1. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

учебно-методические: современная учебно-методическая литература, нормативно-правовая документация, программа УМК, рабочие программы, учебники нового поколения для школьников и др.,

кадровые ресурсы: уровень собственной квалификации для реализации проекта считаю достаточным: образование – высшее, специальность «учитель начальных классов общеобразовательной школы», стаж педагогической работы  23 года;

материально - технические: наличие оснащенной  материально - технической базы школы,  ЦОРы, доступ к ресурсам глобальной  и внутренней локальной сети.

     Партнерами в реализации настоящего проекта являются  заместитель  директора по учебно-воспитательной работе, педагог - психолог,  методист школы, 2 учителя начальных классов.  

  1. Результативные параметры.

10.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных  результатов.

Практический результат  изменений.

Хочется  отметить   направленность  инновационного педагогического   опыта   на  улучшение    существующей  образовательной ситуации.  Данный   педагогический  опыт  направлен на формирование  предметных, личностных и метапредметных результатов: в процессе совместной деятельности и взрослого, и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения.

     Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что целенаправленная работа даёт положительную динамику в развитии и обучении детей. Это видно по результатам мониторинговых замеров: качества знаний по предметам, уровню сформированности  компетенций, мотивации, сплоченности коллектива.

Результативность  работы  с 2013 года  по 2016 год

Мониторинг обученности за три года

                     Формирование компетенций  положительно  влияет на  повышение качества обучения

Диагностика мотивации (методика Гинзбурга)

Сплоченность детского коллектива.

класс

Сплоченность коллектива

Количество

лидеров

Количество детей за кругом общения

1 в

33 %

2    

4

2 в

46 %

3

3

3 в

62 %

5

1

4 в

75 %

7

0

Результаты  сравнительной диагностики сформированности коммуникативных  универсальных учебных действий  (по методике М.Ю. Орлова)

- проанализирован собственный опыт работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников средствами технологии проблемно – диалогического обучения;

-проведен мониторинг результативности использования технологии проблемно – диалогического обучения в  формировании коммуникативных компетенций обучающихся;

- разработаны рекомендации по построению уроков с применением технологии  проблемно – диалогического обучения.

      Сравнительный анализ полученных данных показал, что на 1 ступени обучения у обучающихся происходят положительные изменения в уровне коммуникативной компетенции,   поэтому поставленные мною задачи можно считать относительно решенными.

     Школьники  становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. Возросла роль учащихся в организации учебной деятельности (лучше отвечают на уроках, умеют слушать и слышать). Ученики осознают и корректируют свои и чужие мыслительные действия в момент их совершения и после общения.

       В результате использования  проблемно –диалогического метода в учебно - воспитательном  процессе  повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивации учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

            Итак, представленный опыт по теме «Проблемно – диалогическое обучение как  средство формирования коммуникативных   компетенций младших школьников»  обеспечивает   положительную динамику в формировании  коммуникативных компетенций школьников, поэтому   может использоваться педагогами,  как начальной школы, так и 2,3 ступени обучения, может быть     использован в реализации      ФГОС нового поколения.

3.2.Распространение   педагогическо

го опыта.

            Мною создан персональный сайт в социальной сети, публикации педагогического опыта в печати.

     Даны открытые уроки с элементами технологии проблемно – диалогического обучения  (2014 г.); в рамках подготовки к педагогическому совету по теме «Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся»  (2015г.).

     Выступила на педагогическом совете по теме «Как провести современный урок?» (2014г.),

   

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

Результатом применения инновационного опыта является стабильно позитивная динамика достижений  обучающихся, о чем свидетельствуют следующие результаты: при 100% успеваемости  качество обучения составило  в  2012 – 2013  учебном году - 59%, в 2013  – 2014  учебном году – 60%,  в 2015 – 2016 учебном году – 67 %; повышается мотивация учения, ученики успешно адаптируются к условиям обучения в среднем звене.

      Учащиеся  успешно продолжают обучение в среднем и старшем звене нашей школы,  подтверждают свои результаты в школе второй ступени обучения -72% выпускников обучаются на «4» и «5».

3.4.Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

     Инновационный опыт успешно внедряется учителями начальных классов нашей школы.  

     Даю открытые уроки в рамках  подготовки педагогических советов,  методической работы школы.     Провожу консультации  для педагогов школы  по подготовке  открытых уроков, творческих проектов в рамках аттестации.   Мой методический материал используют для работы с обучающимися педагоги нашей школы.

Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта

2013

2014

2015

Количество

учителей

1

2

3

Количество учащихся

23

49

75

Методические рекомендации учителю по апробации технологии проблемно – диалогического обучения в начальной школе

          Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Технология будет работать если:

  • Определены цели.  Для того, чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?

Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между наличным состоянием и желаемым результатом.

  • Выбран партнер по коммуникации. Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть следующее:

- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;

- состав пар-групп  должен меняться;

- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий);

- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.

  • Распределены  функции и роли.  По мере использования групповых  форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника. Именно  обмен ролями даст возможность ученику побыть в «чужой шкурке», лучше понять позицию партнера по общению.
  • Ученики умеют действовать и взаимодействовать. (Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай, прежде всего, положительное;

- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

       Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

        Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

  • Получаем и оцениваем результат. Следует последовательно и тактично вести детей к осознанию ответственности не только за свой «кусочек» работы, а за общий результат работы группы.

Общий результат должен быть сформулирован и принят всеми членами группы.

Очень важным этапом работы является сличение, сверка полученного парой/группой результата и той цели, которая была поставлена. Лучше, если свойства, признаки, критерии  этой цели будут кратко сформулированы и на первых порах даже написаны на доске.

  • Делаем выводы и рефлексируем. 

Как каждый ученик работал в группе;

- кто внес наибольший вклад;

- почему в какой-то группе было трудно работать;

- соблюдались ли правила групповой работы;

- как сумели прийти к общему мнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема «Влияние проблемно-диалогического обучения на личностное развитие младших школьников»

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ- ПРЕДОСТАВИТЬ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, А ТАКЖЕ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМООЦЕНКЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЮ, САМОКОНТРОЛЮ...

Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Использование технологии проблемно-диалогического обучения для развития коммуникативных УУД в начальной школе.

 Материал представляет  работу по использованию технологии проблемно - диалогического обучения для развития коммуникативных УУД в начальной школе на примере исполь...

Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...