Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "
учебно-методический материал на тему

Сидельникова Светлана Геннадьевна
На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала.Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА

(Слайд-титул1)  Добрый день, уважаемые коллеги!

 Каждый из нас, проведя  рабочий день в кругу детей, анализируя результаты , задаёт себе вопросы. Как включить в работу тех учеников, которые не испытывают интереса к знаниям? Как успешно учить всех ребят, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Довольно успешно работая многие годы в рамках традиционной программы, имея высокое качество уровня обученности детей, ( слайд 2)

я постоянно совершенствовала свою систему работы, изучала передовой педагогический опыт, осваивала современные технологии обучения.

(Слайд3)

Новые стандарты направлены на совершенствование системы начального образования и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и , прежде всего их успешное включение в учебную деятельность. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, учитель должен провести свой урок результативно, действенно, учитывать интересы ребёнка, его родителей, общества, государства.

Оптимальным выходом для меня стал выбор технологии проблемно-диалогического обучения.

 (Слайд4)

Для осуществления проблемно-диалогического обучения необходимы следующие условия: 

  • наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся;
  • умение учителя создавать проблемную ситуацию;
  • постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
  • специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

                                                                      Слайд 5.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

  В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

                                                                               Слайд 6

Постановку проблемы, и поиск решения выполняют ученики, учитель  специально организует  диалог.

                                                                               Слайд 7

 Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

                                                                               Слайд 8

  Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

• побуждающий от проблемной ситуации диалог;

• подводящий к теме диалог;

• сообщение темы с мотивирующим приемом.

Для реализации данных методов на уроках я использую некоторые приёмы работы проблемно-диалогического обучения один, из которых, мне хотелось бы вам продемонстрировать.

Для того, чтобы учащиеся в процессе изучения какого-либо материала смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения можно воспользоваться приемом «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет».

                                                                    ( слайд 9)

 В голове этого скелета дети  обозначают ту проблему, которая рассматривается  . На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Хвост рыбы – вывод (пути решения).

Первый метод:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) Создания проблемной ситуации: Скажите, пожалуйста, можно ли сварить кашу из топора? Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Приведём пример:

 Вы сможете  выполнить задание? В чём затруднение?

 Что вас удивило? Что интересного заметили?

 Что мы не знаем для того. Чтобы ответить на этот вопрос?

2) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации: В каком литературном жанре это возможно? (Сказке)

 3)Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

3) Значит, в сказке  существует рецепт приготовления такой каши? Хотите его узнать? Что для этого мы должны с вами сделать?  (Изучить произведение).

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. (Изучить произведение). Прочитать, проанализировать.

Учащиеся обозначают справа на косточках причины возникновения каши из топора, при этом анализируя поступок солдата и старухи, слева подписывают факты, аргументы, иначе говоря, основные составляющие каши. На хвосте они записывают вывод, солдат , проявив смекалку , сварил обычную кашу, что бы не остаться голодным.

 Работа может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

                                                                       Слайд 10

 Вначале  я использовала подводящий к теме диалог,  который представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

 Сообщение темы с мотивирующим приемом  заключается в том, что я предваряю сообщение готовой темы либо интригующим материалом,  либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" события могут происходить только в сказке ,художественной литературе, это могут быть  случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

    В методе  поиска решения учебной проблемы использовала  побуждающий к гипотезам диалог:  Скажите, герои сказки кашу съели? А топор? Зачем же в кашу добавил солдат топор? А без топора каша бы получилась? Как бы в обыденной жизни вы её назвали? Солдатская каша. Кто-то её пробовал? Домашнее задание: спросить у папы как варится солдатская каша в армии.

Слайд11

Данная технология позволяет использовать разные приёмы работы на уроке, такие как: Графические организаторы –кластеры, стратегия ЗХУ , диаманта, синквейн,  таблица ПМИ (стадия рефлексия.

Подводя итоги, хочется отметить, что использование проблемно-диалогического обучения позволило достичь следующих результатов:

                                                                                     Слайд12

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку .Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной и проверочной работами, тестированием.

                                                                                  Слайд12

  Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.

Так по результатам комплексной работы 1 класса – с базовым уровнем справились 100% учащихся, с повышенным-38% учащихся.

На собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и стараюсь воплотить их на своих уроках. Считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладеть этой технологией может каждый педагог.

Слайд 13

Закончить свои размышления хочу словами Бахтина Михаила Михайловича

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Методический семинар. Выступление по теме «Рефлексия как способ достижения новых образовательных результатов».

     Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика начальных классов набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать ...

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов

В работе  описывается практика  достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями  ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...

Презентация к выступлению по теме "Бинарный урок- технология достижения новых образовательных результатов"

Два или три  педагога в классе... Педагог и специалист коррекционно- развивающего обучения.Педагог начальных классов и педагог дополнительного образования. Тема бинарных занятий и уроков  с ...