Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
статья (2 класс) по теме

Минаева Елена Владимировна

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

    Слайд №1.

«Курс «Мир деятельности» как средство достижения новых образовательных результатов.

Актуальность напредметного курса « Мир деятельности».

Слайд №2.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к  самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию,

формирование  у детей универсальных учебных умений  и способностей, личностных качеств созидателя, творца, как условие безопасности, успешной самореализации  и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учеников начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учиться, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

Идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе «Школа 2000…», состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться мультиваркой человек должен понимать, что это такое, зачем ему это надо, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – всё ли правильно он делает. Аналогичные этапы действий есть и в образовательном процессе, но добавляется ещё этап контроля.

   Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

    1.Представление о действии, первичный опыт.

    2.Приобретение знаний о способе выполнения действий.

    3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль, коррекция.

     4.Контроль умения выполнять действия.

Этот же путь ученики должны пройти при формировании УУД. Для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны получать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности.

 С этой  целью был разработан надпредметный курс «Мир деятельности».

Слайд № 3

Слайд№ 4.

Основной целью курса «Мир деятельности» для 1-4 классов является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей,  личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики; дать возможность учителю вместе с детьми открыть все секреты успешной учёбы и «научиться учиться».

   На уроках курса «Мир деятельности» учащиеся приобретают ЗНАНИЕ 

об УУД, а на предметных уроках осознанно тренируются в его применении.

Авторский коллектив Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» выстроил новый педагогический инструмент- технологию  деятельностного метода обучения.В частности,урок открытия нового знания:

Слайд №5.

   1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

   2.Актуализация знаний и фиксация затруднения

   3.Выявление места и причины затруднения

   4.Построение проекта выхода из затруднения

   5.Реализация проекта

    6. Первичное закрепление во внешней речи

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

    9.Рефлексия учебной деятельности на уроке  

  Учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определённых

ФГОС.

    Слайд № 6.

Курс « Мир деятельности» состоит их четырёх содержательно – методических линий: 1.Организационно – рефлексивная

             2.Коммуникативная

             3.Познавательная  

             4.Ценностная  

     Слайд № 7.

Организационно-рефлексивная линия

У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности, её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги , а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его  значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон),учатся проводить самооценку ,коррекцию ошибок и т.д.

Слайд № 8.

   

Коммуникативная линия

Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.              Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

   

Слайд № 9.

                                           

 

 

 

     Слайд № 10.  

Ценностная линия

У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как ЖИЗНЬ , ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ.      

    Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

  В курсе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

    * уроки « открытия» нового

    * уроки рефлексии  

    * уроки построения системы знаний

    * уроки развивающего контроля  

Особенности уроков курса «Мир деятельности» :

  1. Ученик САМ выясняет, что он не знает и САМ находит способ решения проблемы (Слайд № 11) 
  2. Работа с «Копилкой моих достижений» и « Лесенкой успеха»

(Слайды № 12,13)

  1. Работа с эталонами ( Слайд № 14)  

Диагностика знаний и умений учеников.

 

          Слайд № 15

Диагностика знаний и умений учащихся по программе « Мир деятельности».

*Основная цель системы диагностики – определение уровня  сформированности  общеучебных знаний и умений каждого ученика и составление плана коррекционной работы для класса в целом.

 *Комплексная диагностика результатов изучения курса включает в себя :

 *тестирование (проводит учитель)

 *наблюдение (проводит учитель, психолог)

 *психологическое исследование (проводит психолог)

Наблюдение и психологическое исследование требуют специальной подготовки педагогов и психологов и проводятся только на площадках ЦСДП «Школа 2000…»  

     ( Слайд № 16)

Первое тестирование в 1 классе проводится в январе и рассматривается как входное.

Второе тестирование проводится в апреле. Оно позволяет определить итоговый уровень сформированности общеучебных знаний у учеников  1класса. Во втором классе сроки проведения тестирования иные: - в начале первой и в середине четвёртой четверти.

 

    В нашей школе апробация курса проходит с 2011 – 2012 учебного года. Мы с

  коллегами работаем по этому предмету только второй год.

 

  Разрешите представить результаты диагностик, которые были проведены мною в 1 и во втором классах.

       ( Слайды № 17, 18, 19)  

   Слайд № 20.

Использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения будет способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся, даст возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

  Поэтому мы и говорим об актуальности надпредметного курса « Мир деятельности».

         

      Слайд № 21

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент достижения новых образовательных результатов

Статья о курсе Л.Г. Петерсон "Мир деятельности" как инструменте формирования метапредметных умений...

Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов

В работе  описывается практика  достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями  ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...

Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)

умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...