Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент достижения новых образовательных результатов
статья на тему

Радкевич Наталья Франусьевна

Статья о курсе Л.Г. Петерсон "Мир деятельности" как инструменте формирования метапредметных умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

         Приоритетной целью школьного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом становится формирование у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию [1]. Целью такого образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

        Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Формирование любого умения  проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие. [4]

        Именно так школьники учатся писать, считать, решать задачи, работать с учебными пособиями. Эти же этапы они должны пройти  при формировании общеучебных умений.  Но нет такого отдельного урока, где дети знакомились бы с содержанием надпредметных понятий и общими способами выполнения универсальных действий. Именно для того, чтобы школьники получили знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применяли их в своей учебной деятельности, был разработан надпредметный курс «Мир деятельности». Данный курс создан на основе последних научных достижений российской методологической школы для обучающихся начальных классов в образовательной системе деятельностного метода обучения Людмилы Георгиевны Петерсон. Она же и является создателем надпредметного курса.

        Основная цель курса – создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений, связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования [2]. Благодаря этому курсу, способ формирования метапредметных результатов ФГОС  приобретает целостность и завершенность.

        Надпредметный курс «Мир деятельности» для учителя это:

  • возможность совместно с детьми «научиться учиться»;
  • переосмысление своего педагогического опыта;
  • инструмент реализации ФГОС и формирования УУД;
  • способ повышения профессионального уровня;
  • успешное освоение технологии деятельностного метода.

В 2010 году на курсах повышения квалификации ознакомившись с надпредметным курсом «Мир деятельности», заинтересовалась им, начала искать в Интернете информацию о нем. На тот момент ее было немного. Выписав комплект методической литературы, два года проработала по данному курсу.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: обеспечивает формирование регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.

II. Коммуникативная: формирование норм поведения, норм общения, норм  коммуникативного взаимодействия, т.е. формирование коммуникативных УУД.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией. Таким образом, формируются познавательные УУД.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения. Эта линия формирует личностные УУД.

Организационно-рефлексивная линия является основной линией курса. Темы этой линии закладывают и формируют те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию. Остальные три линии сопровождают основную, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут желаемого результата.

Новое метапредметное знание не даётся ученикам в готовом виде, а добывается ими самими под руководством учителя. Сквозной герой курса  Смайлик помогает школьникам осваивать основы учебной деятельности. В результате ученики проходят на занятии все шаги, соответствующие технологии деятельностного метода.

Опыт метапредметных умений, полученных на занятиях по курсу «Мир деятельности» дети закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и других. Но это возможно только в том случае, когда учитель проводит уроки в технологии системно-деятельностного подхода.  

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» включает в себя Комплект для ученика (учебное пособие с разрезным материалом и наклейками, комплект эталонов) и Комплект для учителя (методические рекомендации с подробными сценариями каждому уроку, диск с презентациями, разрезным и печатным материалом, а также электронной обработкой диагностических данных, демонстрационные материалы).

Большое значение в курсе «Мир деятельности» отводится формированию у обучающихся умения  критериально оценивать свое знание и умение его применять. Поэтому  особенностью данного курса является организация работы с индивидуальными картами «Копилка моих достижений» и «Лесенка успеха». Они состоят из двух разделов: «знаю» и «умею». В конце каждого занятия по курсу «Мир деятельности» ученик определяет, на какой ступеньке знания по изученной теме он находится и заполняет половинку «знаю» «Лесенки успеха». До следующего занятия на предметных уроках школьники заполняют «Копилку достижений», где отмечают отдельно свое знание метапредметного понятия и  умение его применять. Следующее занятие по курсу начитается с заполнения оставшейся половинки «умею» «Лесенки успеха» по данным критериям «Копилки достижений». В результате такой работы у учащихся формируется  рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

В курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД обучающихся. Все материалы для проведения диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу. Уроки диагностики проводятся два раза в год. Обработка результатов проходит в автоматическом режиме. Результаты тестирования заносятся в таблицу. На ее основе программа выдает необходимые диаграммы, а так же рекомендации по дальнейшей работе, связанной с формированием УУД индивидуально для каждого ученика и класса в целом.

За два года работы по надпредметному курсу «Мир деятельности», уже можно наблюдать положительную динамику формирования у обучающихся метапредметных умений. Дети  познакомились с ролью учителя  в учебном процессе, усвоили  правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе, узнали какую роль в учебной деятельности играют активность, терпение, уважение и терпимость к другим, получили представление о том, что значит быть внимательным. Они ознакомились с понятием «затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека и общества, научились правильно  относиться к затруднению в учебной деятельности. Ученики усвоили такие понятия как «алгоритм», «эталон», «цель», «результат». Поняли необходимость постоянного использования двух  ведущих шагов учебной деятельности: «Что я не знаю?» и «Сам найду способ». На предметных уроках обучающиеся стали осознанно применять регулятивные умения: осуществляют пробное учебное действие, фиксируют свои индивидуальные затруднения по результатам его выполнения, формулируют причины затруднений, и, исходя из этого, формулируют цели предстоящих учебных действий.

Рис. 1 «График сравнения результатов входного и итогового тестирования

по курсу «Мир деятельности во 2 классе»

Данный график, сформированный в автоматическом режиме по результатам входного и итогового тестирования, показывает, что уровень метапредметных умений повысился в течение учебного года. Если в начале года обучающихся с низким уровнем надпредметных умений по темам курса второго класса было 63%, то к концу учебного года стало в два раза меньше – 32%. Увеличилось число обучающихся находящихся на среднем уровне на 16 % и выше среднего уровня на 12%. Достигли высокого уровня 4 %  обучающихся класса.

У детей заметен рост познавательного интереса, развитие личностных качеств и  отмечается позитивное взаимоотношение внутри коллектива.

В работе по курсу помогает информация сайта Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». На этом сайте представлены новинки методической литературы, консультации к занятиям, новости.

Курс «Мир деятельности» способствовал профессиональному росту, осознанию сущности метапредметных результатов ФГОС и методов их достижения. А ученикам этот курс помог увидеть образ настоящего умеющего учиться школьника, к которому следует стремиться.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Программа надпредметного курса «Мир деятельности», М., 2012.
  3. Петерсон Л.Г. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам, М., 2010.
  4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности, 1 класс. Методическое пособие для учителя. М., 2011.