Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО(из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».
На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов и помогает выполнению ФГОС в обучении учащихся..
Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования. Однако, с точки зрения разработчика ФГОС второго поколения А.Б. Воронцова, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому в начальной школе проектная деятельность имеет свои специфические особенности.
Для этого введен курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа курса «Учусь создавать проекты» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.
- Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу).
- формирование мировоззрения и мышления учащихся.
Развивающий аспект:
- развитие творческих способностей и активности учащихся;
- развитие речи и навыков научного и делового общения в группах;
Воспитывающий аспект:
-воспитание системы нравственных и межличностных отношений
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.
Организационные формы, применяемые на занятиях:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- самостоятельное выполнение занятий.
Формы проведения занятий:
- игры;
- кроссворды;
- презентации;
- конкурсы проектной и исследовательской деятельности;
- интервью;
- знакомство с интересными людьми.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции. |
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования ; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации.
Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Ожидаемый результат освоения программы 4 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
4. Тематическое планирование
Тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Кто я? Моя семья. | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься Хобби. | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта. | 1 |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап | 1 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
6 | Проблема. | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Цель проекта. | 1 |
10 | Задача проекта. | 1 |
11 | Выбор нужной информации. | 1 |
12 | Интересные люди - твои помощники. | 1 |
13 | Продукт проекта. | 1 |
14 | Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка» | 1 |
15 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
16 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 |
3 четверть (9 часов) | ||
17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 |
18 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
19 | ||
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 2 |
22 | ||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 2 |
25 | ||
4 четверть (8часов) | 1 | |
26 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
27 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 |
29 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 |
30 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта. | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 |
Всего: | 33 | |
Тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Цель проекта | |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. | 1 |
19 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point Значимость компьютера в создании проектов. | 1 |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 |
22 | Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 |
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 1 |
4 четверть (8 часов) | ||
27 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
29 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам | 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 |
Всего: | 34 | |
Тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 |
4 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
5 | ||
6 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
7 | ||
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 1 |
10 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
11 | ||
12 | ||
13 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 |
14 | ||
15 | ||
16 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка» | 2 |
18 | ||
19 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 2 |
20 | ||
21 22 | Требования к компьютерной презентации Power Point | 2 |
23 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР | 2 |
24 | ||
25 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 2 |
26 | ||
четверть (8 часов) | ||
27 | Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 |
28 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 |
29 | ||
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
33 | Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья)
| 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого дельфина. | 1 |
Всего: | 34 | |
Тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 |
2 | Виды проектов. | 1 |
3 | Исследовательски-творческий проект | 1 |
4 | Творческий проект | 1 |
5 | Ролево-игровой проект | 2 |
6 | ||
7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 |
8 | ||
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Информационно-исследовательский проект | 2 |
10 | ||
11 | Практико-ориентированный проект | 1 |
12 | Практико-ориентированный проект | 1 |
13 | Монопредметный проект | 2 |
14 | ||
15 | Межпредметный проект | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 |
18 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
20 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 2 |
21 | ||
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 |
23 | Типичные ошибки проектантов | 1 |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
25 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | |
26 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | 1 |
4 четверть (8 часов) | ||
27 | Практическая работа | 1 |
28 | Тестирование. Самоанализ | |
29 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 |
30 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам. | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 |
Всего: | 34 | |
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности.
И в заключении хочется обобщить выше сказанное, что основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения
Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...
Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата. «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...
Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.. Что такое «Портфель достижений»? «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов" (из опыта работы)
Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"(из опыта работы)...
