Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.
методическая разработка по теме

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.

.  Что такое «Портфель достижений»?

    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели дальнейшего развития.

«Портфель достижений» - включён как  обязательный компонент определения итоговой оценки в  Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа «Земля родная»

Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.

Панкратова Г.П.

г. Новый Уренгой

2012г.

 1.  Что такое «Портфель достижений»?

    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели дальнейшего развития.

«Портфель достижений» - включён как  обязательный компонент определения итоговой оценки в  Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

2. Зачем нужен «Портфель достижений»?

       • собрать работы и результаты ученика, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.),

     • мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

3. Задачи создания Портфеля:

    • сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;

     • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;

     • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;

     • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

4. В каком виде может существовать «Портфель достижений»?

       * папка с файлами, хранящая материалы на бумаге;

        * в электронном виде.

5.  Кто и когда пополняет «Портфель достижений»?

УЧЕНИК

         * ученик в любой момент может поместить в  раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды;

УЧИТЕЛЬ

       *  учителя пополняют только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

        * учитель обучает  ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»;

         * в конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы ( кроме личностных результатов) и их систематизированные данные -  копию из Таблицы результатов.

Родители

6. Содержание Портфеля достижений и его наполнение по разделам.

      2.1. Названия разделов портфолио:

     1) «Кто я и чего хочу».

           Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.

      2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с  людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков.

           Этот раздел отражает личностные и  метапредметные  результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

         3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах».

Этот раздел представляет предметные результаты ученика.

          4) «Достижения ВНЕ учёбы».

Этот раздел отражает личностные результаты ученика.

          5) «Правила ведения  «Портфеля достижений» и оценки его материалов».

Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.

 7. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений»

       * Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.

         * Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

           *Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником.

            *О необходимости и полезности оценивать свои достижения учителю нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».

8. Критерии оценивания материалов портфолио

     По признакам трёх уровней успешности.

     Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

         Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

        либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

              либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

         Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

        Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

        Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

9. Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»

  1. В начале этого проекта у меня была цель…
  2. Особенно хорошо мне удалось…
  3.  В следующий раз я постараюсь сделать лучше…
  4.  Свой результат могу оценить так…

Пример

Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Повышенный (программный) уровень

 

 

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый
уровень

 

«Хорошо»

Известная задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

 Порядок определения комплексной накопленной оценки образовательных результатов. Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы  листа-опросника.

10. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основе трёх показателей:

  1. Комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);
  2. Результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
  3. Результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
  4. На основе итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

11. Кто, как и когда определяет комплексную накопленную оценку?

     * В конце 4-го класса.

       * Педагоги – эксперты: учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов; возможно, школьный психолог, представитель школьной администрации. Эксперты выносят коллективное мнение, на основе анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика.

12. Содержательные принципы портфолио.

  1. Достоверность.
  2. Объективность.
  3. Целостность.
  4. Тематическое завершенность представленных материалов.
  5. Наглядность результатов работы;

13. Потфолио ученика представляется.

При анализе образовательной деятельности и личностного роста учащегося, например:

  1. выбор учебного профиля;
  2. перевод в другой класс;
  3. профориентация;
  4. получение рекомендации для целевого поступления в ВУЗ;
  5. принятие решения о поощрении;
  6. участие в различных конкурсах.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Освоение технологий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов обучающихся в объединении «Цветная фантазия»

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности....

Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент достижения новых образовательных результатов

Статья о курсе Л.Г. Петерсон "Мир деятельности" как инструменте формирования метапредметных умений...

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов

В работе  описывается практика  достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями  ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...

Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)

умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...