Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения
материал по теме

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx195.78 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Министерство образования РФ

  Муниципальное образовательное учреждение  

Захаровская средняя общеобразовательная школа

Проблемно-диалогическая  технология

как одно из средств достижения

нового образовательного результата

на уроках в начальной школе

Работу выполнила:

учитель начальных классов

 Глазкова А.П.

Захарово

2010 г.

Содержание

  1. Введение                                                                             3                    
  2. Теоретическая основа   проблемно -диалогической  

технологии как одно из средств достижения  нового образовательного результата на уроках в  начальной

 школе                                                                                 6

2.1 Целевые  ориентации                                       7

          2.2 Особенности содержания                                            7

          2.3 Типы проблемных ситуаций                                       7

2.4 Особенности проблемного обучения                         8

          2.5 Виды проблемного обучения                                      8

          2.6 Особенности методики                                                9

         2.7 Алгоритм применения проблемно-диалогического

         обучения на   уроках                                                         11                                                              

  1. Психолого-педагогическое сопровождение организации

     работы по применению технологии проблемно-диалогического                обучения.                                                                            12

      4.Технология применения на практике.                               15

        4.1 Результаты                                                                       17

  5. Заключение.                                                                             20

  6. Используемая литература                                                       21

  7. Приложения                                                                              23

                                                  Введение

  Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования направлен на совершенствование системы  начального образования  и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление углубленной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, современный урок  должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте  – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего.   Перед учителем стоит важная  задача,  достижение современного качества образования.  Учитель в образовательном процессе является управленцем и должен обеспечивать качество условий и процесса. Качество результата   заложено в модели выпускника начальной школы и представляет собой совокупность    предметных, метапредметных (универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности) и личностных результатов начального общего образования (приложение№1)  

Результаты практики свидетельствовали, что у значительной части  школьников   младшего  школьного возраста наблюдался нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателем этого являлась  несформированность ряда ключевых компетенций, которые формируются в процессе изучения совокупности учебных предметов (метапредметные). Все это отражалось на успеваемости,  результатах  мониторингов.  Концепция модернизации определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Актуальным стало выбор применения такой развивающей технологии, которая соответствовала развитию ключевых компетенций школьника.  Исходя из данных проблем, мною было выявлено противоречие, состоящее в необходимости формирования развитой, владеющей ключевыми компетенциями выпускника с одной стороны  и  невысоким познавательным интересом учащихся и недостаточно развитыми метапредметными компетенциями  с другой.

     Каждый учитель стремится к тому, чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе, чтобы на уроке ему не было скучно, чтобы у детей не пропала любознательность. Учитель стоит перед выбором, какую  педагогическую технологию  ему применять в урочной деятельности для активизации мыслительной деятельности учащихся?  Несомненно, это должны быть развивающие технологии, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Изучив разные технологии, я остановилась на технологии проблемно - диалогической. Итак, тема моей работы:  « Проблемно-диалогическая  технология как одно из средств достижения  нового образовательного результата на уроках в начальной школе»  

     Объектом исследования является процесс управления образовательным результатом.

     Предмет  исследования: технология проблемно-диалогического обучения на уроках и их влияние на достижение образовательного результата.

Для реализации выбранной темы, мною была поставлена

 Цель: выявить эффективность применения   проблемно-диалогической технологии  на  достижение  нового образовательного  результата  

Гипотеза исследования: эффективность образовательного процесса с применением проблемно-диалогической технологии в  начальной школе повысится, если:

      - будет обеспечено изучение теоретических основ технологии проблемно-       диалогического    обучения и проведен анализ;

      - раскрыта сущность проблемно-диалогического  обучения;

     -  проведен анализ реализации проблемного обучения на уроках  в начальных классах;

    -  обеспечена реализация условия формирования метапредметных и личностных компетенций  и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

 В соответствии с целью были поставлены задачи:

    1.Изучить теоретические основы технологии проблемно-              диалогического    обучения. 

    2. Раскрыть сущность проблемно-диалогического  обучения.

    3. Провести анализ реализации проблемного обучения на уроках  в начальных классах.

   4. Обеспечить реализацию условия формирования метапредметных и личностных компетенций  и повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

                                        2.Теоретическая основа.

  Американский философ-прагматик, психолог и педагог Дьюи Джон предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблемы. В нашей стране наибольший вклад  в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.

  Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100» и позволяет учащимся самостоятельно  «открывать» знания.  

 Что такое проблемное обучение?                                                                                                                                                                                                        В самом определении  «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.        

      В Энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К. дано определение проблемно-диалогического обучения (технология проблемного обучения) – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию  активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН).  Проблемное обучение - это  учебно-познавательная  деятельность учащихся самостоятельного  анализа   проблемной  ситуации, формулировки  проблем и  их  решения посредством  выдвижения  предположений, гипотез, их  обоснования   и  доказательства, а также  путем проверки правильности их решения по  усвоению  знаний  и  способов  деятельности  путем  восприятия  объяснения  нового  знания учителем  в  условиях  проблемной  ситуации,  .

                                 Целевые  ориентации:

  1. Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД)
  2. Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков
  3. Развитие познавательных и творческих способностей.
  4. Повышение прочности знаний.

Особенности содержания

Проблемно-диалогическое обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации  могут быть различными по характеру содержания

                                          Типы проблемных ситуаций

  1. Проблемная  ситуация  возникает  при  условии, если  уч-ся не знают  способа решения поставленной задачи, не могут  ответить  на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту, т.е. определяется  недостаточность  прежних знаний для  объяснения нового факта.
  2. Проблемная  ситуация  возникает  при столкновении учащихся  с необходимостью  использовать  ранее  усвоенные  знания в  новых  практических  условиях, однако  очевиден факт недостаточности  этих  знаний.
  3. Проблемная  ситуация  возникает в том  случае, если имеется  противоречие между  теоретически возможным путем решения задачи и практической  неосуществимостью избранного  способа.
  4. Проблемная  ситуация возникает  тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного  задания и отсутствием у  учащихся знаний для  его  теоретического  обоснования.

                         Особенности проблемного обучения

  1. Специфическая  интеллектуальная  деятельность  ученика по самостоятельному  усвоению  новых  понятий путем решения учебных зада, новое осознание теоретических основ педагогической науки
  2. Проблемное обучение - наиболее  эффективное  средство формирования мировоззрения (складываются черты  критического, творческого и диалектического  мышления)
  3. Систематическое  применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных  типов и  видов  самостоятельной  деятельности учащихся.
  4. Высокая  активность ученика  

Виды проблемного обучения

  1. «научное»  творчество - теоретическое  исследование, т.е. поиск и открытие  нового  правила
  2. «практическое» творчество- поиск практического решения, т.е. поиск  способа применения известного  знания в  новой  ситуации
  3.   «художественное»  творчество -художественное отображение  действительности на  основе  творческого     воображения.

Проблемно-диалогическое обучение

  1. Постановка  учебной  проблемы - это этап формулирования  темы  урока  или  вопроса  для  исследования
  2. Поиск  решения учебной  проблемы – это этап формулирования  нового  знания

                               Особенности методики

   Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей  в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа,  умения видеть за отдельными фактами  и явлениями их сущность. Различают два вида проблемных ситуаций:   педагогическая и психологическая.                                                      Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем  вопросов, подчеркивающих противоречия объекта познания и представляет особую организацию учебного процесса.                                                                   Психологическая проблемная ситуация – сугубо индивидуальное явление это «вопросное состояние», поисковая деятельность  сознания, касается деятельности ученика. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.                1 этап – постановка проблемной ситуации, при которой у ребенка возникают вопросы.                                                                                                 2   этап – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия. Учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы. При создании проблемной ситуации используется дифференцированный и индивидуальный подходы.                                               3 этап – поиск решения проблемы, выход из тупика противоречий. Выдвижение и проверка различных гипотез с привлечением дополнительной информации. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития)                                                                                   4 этап – появление идеи решения, переход  к решению, появление нового знания в сознании учащихся.                                                                                 5 этап – реализация найденного решения.                                                                 6 этап – отслеживание результатов.

Классические методы постановки проблемы

  1. Учитель лично  заостряет противоречие  проблемной  ситуации и  сообщает  проблему    (учитель выдвигает  и проверяет  гипотезу)
  1. Ученик  сам  осознает  противоречие и  формулирует  проблему (ученик выдвигает и проверяет гипотезу)
  2. Учитель  диалогом  побуждает  учеников  осознать  противоречие и сформулировать  проблему (учитель диалогом побуждает учеников  выдвигать и проверять гипотезы)

«Сокращенные методы постановки проблемы

  1. Подводящий  к  теме  диалог
  2. Сообщение  темы с мотивирующим  приемом (прием «яркое  пятно») Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  1. Создание  проблемной  ситуации.
  2. Побуждение  к  осознанию противоречия  проблемной  ситуации.
  3. Побуждение к  формулированию  учебной  проблемы.
  4. Принятие  ученических  формулировок  учебной  проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

  1. Одновременно  предъявить  противоречивые факты, теории, точки зрения
  2. Столкнуть  мнения  учеников  вопросом  или  практическим  заданием
  3. Дать  практическое  задание, не выполнимое  вообще
  4. Дать практическое  задание, не  сходное  с  предыдущим
  5. Дать практическое  задание, сходное  с  предыдущим и  доказать, что  задание  учениками  не  выполнено
  6. Обнажить  житейское  представление  учащихся  вопросом  или  практическим  заданием  «на  ошибку» и предъявить научный  факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Алгоритм применения проблемно-диалогического обучения на уроках

  1. Знакомство с литературой
  2. Выявление проблемы
  3. Постановка проблемы
  4. Прояснение неясных вопросов
  5. Формулирование гипотезы
  6. Планирование и разработка учебных действий
  7. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств)
  8. Анализ и синтез собранных данных
  9. Сопоставление данных и умозаключений
  10. Подготовка сообщений
  11. Выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов ходе ответов на вопросы
  12. Проверка гипотез, построение обобщений

Построение выводов, заключений

Контроль  преподавателя  -  минимальный

3.  Психолого-педагогическое сопровождение организации работы по применению технологии проблемно-диалогического обучения.

В Захаровской СОШ  на протяжении нескольких лет в целях создания психологических условий для успешного обучения и развития школьников  работает психологическая служба. Психолог проводит  занятия,  по запросам родителей,  учеников или учителей  проводит различные диагностики на выявление психологических особенностей детей, которые  учитель учитывает при работе с детьми. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение, является составной частью образовательного процесса. Для дальнейшей работе по применению проблемно-диалогической технологии   возникла необходимость в  участие психологической службы.  Психологом были выявлены уровни готовности учащихся подготовительного (экспериментального) класса к обучению в школе  (Приложение), тест Керна Иерасика «Готов ли ребенок к школе».  Особенности внимания, памяти, темперамента, уровня коммуникативных и творческих способностей

В процессе  диагностирования психологом школы применялись следующие методики: «Опросник для определения  темперамента» Русалова В.И. (определялся темперамент школьников), «Диагностика уровня творческой активности учащихся» Рожкова М.И. (определялся уровень творческих задатков и возможностей учащихся), «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» Овчарова Р.В. (умение общаться и работать в группе), методика Мюкстенберга для определения внимания (определение устойчивости внимания), модифицированная методика А.Е. Голомштока по определению интересов (склонности,  возможности, интересы учащихся) и другие.

Результаты исследований во многом повлияли на перестройку работы учителя как на этапе подготовки к уроку, так и на самом уроке.  Например, наличие в классе  учащихся с разным видом памяти предполагает включение на основном этапе урока (когда необходимо усвоить новые знания) разных видов деятельности по восприятию знаний.

   Таким образом, учет  индивидуальных, психологических особенностей школьников: памяти, внимания, мышления, уровня интеллекта, темперамента, склонностей и способностей   позволили создать необходимые  условия для обеспечения личностно-ориентированной, адаптивной к каждому ученику системы обучения на уроке.

    В основе данной личностно-ориентированной системы обучения лежит  деятельностный подход, являющийся базой концепции развивающего обучения, реализующейся в нашем образовательном учреждении.  

Под деятельностным подходом подразумевается процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.  Поэтому здесь нужно выделить индивидуальную образовательную деятельность учащегося, где образование – это индивидуальный труд, который при соответствующей организации обеспечивает самодвижение к самосовершенствованию и проявлению способностей. Деятельность педагога при этом становится ориентированной не на себя, а на деятельность ученика - он не транслирует знания, а создает учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самими учащимися цели. В современных условиях выпускнику школы нужны не только специальные знания, а и определенные способности: гибкое реагирование в любой ситуации, самоорганизация, способность осуществлять выбор, отвечать за его последствия, т.е. самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Такой опыт должен приобретаться  на любом уроке в процессе индивидуальной образовательной деятельности. Поэтому без соответствующего психолого-педагогического сопровождения, способного раскрыть разные стороны одной личности,  достигнуть нужного результата не получится.

 Итак, психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса на уроках  стало важнейшей составной частью работы по управлению качеством образования.

4.Технология применения на практике.

   Итак, достаточно изучив литературы по  технологии проблемно-диалогического обучения, четыре года назад я начала системное применение данной технологии на основных уроках в начальной школе.  

    Начиная с 1 класса,  на разных этапах урока,  я стала применять технологию проблемного обучения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Вначале ребята испытывали трудности при постановке проблемы и тем более поиска решения – формулирования знания. Но даже незначительные продвижения ребят поощрялись, создавалась ситуация успеха. С каждым уроком ребята чувствовали большую уверенность в себе. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляли в ходе специально выстроенного диалога. Использовались два вида диалога: побуждающий и подводящий.  В 1 классе чаще использовался побуждающий диалог, так как он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, развивая творческие способности. На этапе постановки проблемы  учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики, приводящие учеников к осознанию противоречия  и формулирования проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезу, осуществляя открытие знаний путем проб и ошибок.                                                                                            Подводящий диалог стала использовать чаще со 2 класса, он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление. На этапе постановки проблемы подвожу детей к формулированию темы и цели урока. (целеполагание).  Например, при изучение темы «Приставки», на этапе актуализации предлагаю задание. На экране дается группа слов: море, приморский, моряки, морозы, заморозки и по двум сторонам экрана помещаю схемы:  1-корень и окончание, 2 – корень, суффикс, окончание. К каждой схеме из группы слов найти соответствующие слова,  доказать свой выбор, аргументировать.  Компьютер проверяет ребят, остается два слова, приморский, заморозки. Спрашиваю: «Почему эти слова вы не выбрали?». Проблема. Кто-то из ребят скажет, что в этих словах есть приставка. И ребята по просьбе учителя легко определяют тему урока, и каждый индивидуально  ставит цель. Затем выводим цель общую для класса. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, веду учеников к «открытию».  Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать того, до чего додумался сам.  Еще больший интерес к постановке проблемы и поиску решения возникает тогда, когда уроки проходят с применением ИКТ. На данных уроках у ребят появляется возможность найти решение проблемы не только в учебниках, словарях и энциклопедиях, но и в электронных учебниках и электронных энциклопедиях. На четвертом  году обучения, ребята уже легко справляются с постановкой проблемы на уроках математике, русского языка, окружающего мира.                                                                                                           В конце каждого года обучения совместно с психологом проводилась диагностика развития творческих способностей учащихся. Перед  изучением какой либо темы ребятам предлагались различного рода задания по решению проблемы. Применение данной технологии мы начали с первого класса. В классе 12 учащихся, средних способностей, 5 учащихся с высоким уровнем готовности к школе, 3 учащихся – средний уровень, 4 учащихся – низкий уровень.  Например,  в конце 1 класса ребятам было предложено задание при изучении темы «Перенос слов».  Перед детьми стала проблема,  слово на строке не помещается. Проблема. Дети на специальных бланках предлагают свои версии,  разные точки зрения. Полученные в ходе выполнения задания данные обрабатывались по следующим критериям: 2 балла – правильная формулировка проблемы, гипотезы; 1 балл – частичное решение проблемы; 0 баллов – отсутствие гипотез или ошибочный вариант.

В итоге каждый ученик мог выполнить задание на одном из трех уровней: высоком, среднем, низком.

Во втором классе  тест на развитие творческих способностей  был предложен по русскому языку. Тема «Безударные гласные проверяемые ударением» Большинство ребят справились с предложенным заданием. Результаты отражены в таблице

4.1 Результаты

Уровни развития творческих способностей

Уровни  развития

Творческие способности

Постановка проблемы

Поиск решения

1 класс

2 класс

1 класс

2класс

Высокий

12%

24%

8%

24%

Средний

48%

64%

46%

38%

Низкий

40%

12%

46%

38%

По результатам проведенных тестов можно заметить , что в течение двух лет у ребят наблюдается положительная динамика развития творческих способностей, увеличивается количество учеников с высоким уровнем развития способности к постановке проблемы и поиску решения.

 В 3 классе непосредственно перед изучением темы «Правописание непроизносимых согласных в корне  слова» был предложен бланк:  

Учитель диктовал слова. Знайка записал их так:

                                                      Грустный, вестник, солнце, властный

А Незнайка написал вот как:

                                                     Грусный, весник, сонце, власный. 

Что тебя удивило?____________________________________________

Какой вопрос у тебя возникает?_________________________________

Прочитай еще раз слова, которые написал Знайка  и  Незнайка. С кем из них ты согласишься, почему. Выбери правильное написание и докажи  правильность своего выбора, почему данные слова  пишутся именно так. Сформулируй и запиши свои предположения _________________________

_________________________________________________________________

Докажи правильность своего предположения. Примени свою догадку к правописанию предложенных слов __________________________________

_________________________________________________________________

Сформулируй и запиши правило написания подобных слов.______________

__________________________________________________________________.

Более 60 % с предложенным заданием справились на высоком уровне

Уровни  развития

Творческие способности

Постановка проблемы

Поиск решения

3 класс декабрь

3 класс

май

3 класс

декабрь

3 класс

май

Высокий

46%

60 %

46 %

64 %

Средний

34%

34%

46%

28%

Низкий

20%

6%

8%

8%

По данным психолога с каждым годом у учащихся данного класса повышается мотивация к учебной деятельности, у детей  низкий уровень тревожности.

   Во 2 классе по результатам районной олимпиады по математике трое учащихся из моего класса заняли призовые места (Жиндаева Маша -1 место, Жукова Женя -2 место, Севостьянов Саша -3 место). Ребята являются постоянными участниками Молодежного чемпионата  «Старт», олимпиады  «Кенгуру». В нынешнем году в общешкольной олимпиаде по информатике приняли участие двое учащихся и 4 класса. Обе девочки заняли призовые места. Жукова Ж.- 1 место, Минеева С. – 2 место. Фадеева Марина, ответственная за качество знаний своего класса, готовит презентации с интересными проблемными заданиями, дополнительно занимаясь с ребятами.

                                               

                                     

                                            5.Заключение.

Таким образом, уже за три года обучения мы можем с уверенностью утверждать, что технология проблемно-диалогического обучения  эффективно влияет  на  достижение  нового образовательного  результата  

обеспечивает формирование творческих способностей к постановке проблемы и поиску ее решения у учащихся  начальных классов.    

Раскрыв сущность проблемно-диалогического  обучения, проанализировав результаты, мы отметили, выбранная технология  обеспечивает реализацию условия формирования метапредметных компетенций : коммуникативных – дети умеют доказывать, аргументировать, свободно высказывать свои предположения, познавательных, регулятивных. Проблемное обучение  влияет на повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

 Проблемно-диалогическая технология повышает эффективность работы учащихся на уроке, развивает их мышление, память, логику, умение анализировать. Данная технология обеспечивает творческое усвоение знаний, развивает интерес к предмету и вызывает желание пробовать себя в исследовательской работе. Все это убеждает в перспективности данной технологии, в ее большом потенциале.

   Четвертый год ребята обучались по программе «Школа 2100», в основе которой заложена технология деятельностного подхода и проблемного обучения. Основной ее принцип – это принцип психологической комфортности, который помогает учащимся стать активными, помогает проявить их творческие способности и дает возможность продвигаться на уроках в удобном для ученика темпе.  Самым благоприятным уроком для постановки проблемы является урок ознакомления с новым материалом. Это связано со следующими факторами:   Незнакомый материал; невозможность решения задания в силу недостатка знаний уже создает проблемную ситуацию для учащихся, и дает им стимул  для поиска решения.   Усвоение материала происходит лучше через самостоятельное его раскрытие, чем обыкновенное механическое запоминание, так как при самостоятельном выходе ребенка из проблемной ситуации, его переполняют положительные эмоции, чувство первооткрывателя.  Уроки проходят  оживлённо. Дети принимают  активное участие в поисках решения проблемы.

Ученик говорит, как может, а учитель – помогает точно сформулировать 

                                       

                             

 

                                 Используемая литература.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.

Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание.//Воспитание школьников. 1985.№8

Бухлина Л.Ю.  Экспериментальное исследование развивающего эффекта проблемно-диалогического обучения.// Начальная школа плюс до и после.2008 №3

Генц Н. Проблемное обучение в системе образования. М., 1990

Костюченкова Е.И. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории.  // Начальная школа 2009 №4

Лопухова И.Н., Аванесян Л.К. Проблемно-диалогическое обучение в Образовательной программе «Школа 2100».// Начальная школа 2008 №4

СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИшкольных технологий, 2006.

Чиндилова О.В. Ваше видение современного урока. ».// Начальная школа 2009 №12

                                                                                                       Приложение

Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

  учебник  «Математика»  авт. Л.Г.Петерсон 2-й класс, ч. 1, с. 24–25

Цель урока: научиться вычитать двузначные числа, если в  уменьшаемом не хватает единиц.

Задачи:

  1)  Сформировать умение вычитать двузначные числа с переходом через разряд, тренировать счетные навыки, умение самостоятельно анализировать решать составные задачи.

  2)  Развивать мыслительные операции, творческие и деятельностные  способности ,  математическую речь.

   3) Воспитание любви к предмету, взаимоуважения, трудолюбия

       аккуратности.

                                               Ход урока

1.Мотивирование к деятельности.

2. Актуализация знаний и мотивация.

2.1. Вычитание с переходом через десяток.

Учитель предлагает детям решить примеры, записанные на доске:

15 – 7 =                 11 – 4 =

16 – 8 =                 17 – 9 =

14 – 7 =                 15 – 8 =

Дети устно называют ответы, учитель записывает ответы на доске.

2.2. Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

На доске и на листках у каждого ребенка записано:        

                         *9-64                   – Что интересного в разностях? (...)

                         7*-54                   – Найдите неизвестную цифру уменьшаемого,

                         *5-44                   если известно, что разность между

                       3*-34            его цифрами десятков и единиц равна 3? (...)

                        *1-24

         

69 – 64 = 5

74 – 54 = 20

85 – 44 = 41

36 – 34 = 2

41 – 24 =    23,  17, 19               ?

2.3  Постановка проблемы

– Что общего у всех примеров? (...)

– Разбейте примеры на группы. (...)

– Какие еще примеры на вычитание вы умеете решать? (...)

Постановка проблемы

– Какое действие мы выполняли? (...)

– Чем отличается данный пример от предыдущих? (...)

– Значит, чему нам надо научиться? (...)

Цель урока: научиться вычитать двузначные числа, если в  уменьшаемом не хватает единиц.

– Как бы вы назвали этот случай вычитания?

Тема  урока: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

3.Проблемное объяснение знаний ( «открытие» детьми нового знания).

– Какие способы решения примеров вы знаете?

– Каким способом вы предлагаете найти верный ответ?

– Начнем с моделей.

Дети выкладывают перед собой, а один ребенок  –  на демонстрационной доске модель примера:

– Как вычитают двузначные числа? (...)

– А почему здесь не можем вычесть? (...)

– У нас что, уменьшаемое меньше? (...)

– А куда же спрятались единицы? (...)

– И как же нам вычесть? (!!!)

– Выполните вычитание и определите, что получилось. Молодцы!

  Новый алгоритм фиксируется в речи и знакомство:          4 1

  Выставляется эталон.                                                -  2 4

                                                                                       1 7

4. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи.

1) № 1, стр. 24

– Проверьте, верно ли решен первый пример? Объясните решение.

– Решите следующие примеры в парах по выбору с объяснением. У кого что получилось?

Дети дорисовывают графические модели и одновременно комментируют решение примеров в парах. Линией соединяют ответы с числовой записью и дописывают ответ. Те, кто закончил раньше других, комментируют вслух для всего класса, остальные дети сверяют со своим решением.

2) № 2, стр. 24

    8 1           8 2          8 3          8 4          8 5          8 6          8 7          8 8

    2 9           2 9          2 9          2 9          2 9          2 9          2 9          2 9

    5 2           5 3          5 4              !!!

3) № 3, стр. 24. Игра «Угадай-ка». (Работа в парах.)

82 – 6                          41 – 17                74 – 39                93 – 45

  1. – 16                51 – 17                74 – 9                 63 – 45

5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1) – Выберите из записанных на доске примеров и запишите в столбик те примеры, которые решаются с помощью нового вычислительного приема:

98 – 19,        64 – 12,        76 – 18,        89 – 14,        54 – 17

2) После проверки правильности выбора выбрать из записанных на доске примеров те, которые решаются с помощью нового вычислительного приема:

    9 8           7 6          5 4              

    1 9           1 8          1 7             

    7 9           5 8          3 7           ?    

3) Коррекция возможных ошибок.

4) Что интересного в примерах? Какой пример следующий? Сохранится ли закономерность?

6. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах: № 9 (а, б) – одна задача по выбору.

Двое работают на закрытой доске. Проверка – фронтально с  анализом задачи.

7. Рефлексия  деятельности (итог урока)

Что нового узнали?

– Каким способом?

– Кого мы можем сегодня похвалить?

– Как каждый из вас оценивает свою работу?

Дома:

1) Придумать свой пример на новый вычислительный прием, нарисовать его графическую модель и решить.

2) По желанию: расшифровать название сказки в № 5, стр. 25

Фрагмент урока обучения грамоте 1 класс по программе «Школа 2100»

3. Формулирование темы и цели урока детьми. 

Посмотрите на картинки и разделите их на две группы.

(дятел, ворона, воробей, дуб, роза, ромашка)

Выделите в каждой группе по одному лишнему слову. Что общего в этих словах?

Определите тему урока.

А какая цель нашего урока?

4. Изучение нового материала.

а) Сообщение о дятлах.
б) Слого-звуковой анализ слов.

Сегодня дятел решил побыть у нас на уроке, а сидеть он будет на дереве, которое называется – дуб. Давайте сделаем ему приятно и составим схемы слов дятел, дуб.

Схему первого слова составляют девочки, а схему второго слова составляют мальчики.

                                                                                                                                                                                     

Открытый урок  Окружающий мир 4 класс

Тема: Что такое кровь?

Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся новых понятий: “Что такое кровь?”, ее особенности и состав; дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций. Доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.
  2. Закрепить знания детей о кровеносной системе, о ее транспортной роли в организме, о большом и малом кругах кровообращения.
  3. Учить детей пользоваться дополнительной литературой по определенной теме для поиска ответа на возникшие вопросы.
  4. Развивать речь, память, логическое мышление.
  5. Воспитывать интерес к спорту, стремление заниматься спортом, беречь и укреплять свой организм.

Оборудование: таблица “Волшебная семерка”, муляж сердца, карточки со словами: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма; карточки-эмблемы, иллюстрирующие состав крови, прибор “тонометр”

Ход урока

Организационный момент                                                                                 (На уроке дети работают в группах)

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Вы должны показать свою воспитанность, дружбу, взаимовыручку, а самое главное – знания, чтобы понравиться нашим гостям.

- Поприветствуем наших гостей.

- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

II. Актуализация знаний

Опрос творческих вопросов изученных тем.

1. Фронтальный опрос. 

- Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

- Из чего состоит любой живой организм?

- Что такое орган?

2. Игра “Знаешь ли ты?”

- Сейчас поиграем в игру “Знаешь ли ты?” Каждой группе по очереди будут задаваться вопросы, если группа затрудняется ответить или дает неполный ответ, ей на помощь приходит та группа, которая первой поднимет руку.

- За каждый правильный ответ каждая группа получает жетон, в конце урока подведем итог игры.

1 группа – Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

2 группа – Назовите основные органы кровообращения.

3 группа – Расскажите, как капля крови проходит по всему человеческому организму. <Рисунок1>

4 группа – Какой орган в организме человека самый главный, без которого не сможет жить человек? И как он работает?

(К доске выходит представитель 4 группы и, используя муляж сердца, рассказывает о его работе)

1 группа – Что должен делать каждый человек, чтобы его сердце работало без перебоев?

(Каждой группе предлагается показать 1-2 общеукрепляющих упражнения, остальные дети, выйдя из-за парт, их повторяют)

2 группа – Расскажите, где и как кровь из артерии попадает в вену, как называются мельчайшие сосуды и какую роль они играют в организме человека?

(При ответе учащиеся используют таблицу) <Рисунок2>

3 группа – Что заставляет кровь течь в кровеносных сосудах непрерывно и даже снизу вверх? Можно ли это почувствовать и как?

(После ответа детей учитель показывает прибор “тонометр” и рассказывает о его предназначении, или школьный врач показывает как им нужно пользоваться, измеряет давление у нескольких учеников). <Рисунок3>

- Измеряя давление крови в сосудах, врач может определить, здоров ли человек, и как работают его органы.

4 группа – Какую роль играет кровеносная система в организме человека?

Подведение итога игры.

III. Постановка проблемы и совместное открытие новых знаний

- Сердце приводит в движение кровь и она бежит по кровеносным сосудам. А знаете ли вы: “Что такое кровь?” Какова ее роль в организме? Из чего она состоит?  Ответы на поставленные вопросы дети ищут из разных источников, в том числе из электронных дисков

(Выслушав ответы детей, учитель подводит их к открытию новых знаний, опираясь на материал прошлого урока).   Задания группам                 

1 – Как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме?

2 – Можно ли сказать, что кровь – это ткань?

3 – Если кровь - это ткань, значит, из чего она должна состоять?

(Вывод делается самими учениками)

4 – Чтобы убедиться в правильности вывода рассмотрите таблицу на странице 32 и запомните, из каких клеток состоит кровь.

(Дети самостоятельно работают с таблицей и затем делают правильный ответ на поставленный вопрос, – из каких клеток состоит кровь?) <Рисунок4>

IV. Самостоятельная работа по открытию новых знаний учащимися

(Учитель предлагает каждой группе задание)

- Из каких клеток состоит кровь, и какова роль клеток в организме человека?

1 группа – Роль белых кровяных телец.

2 группа – Какую роль играют кровяные пластинки?

3 группа – Что такое плазма?

4 группа – Роль красных кровяных телец.

(Каждая группа самостоятельно добывает знания из книги. Во время самостоятельной работы учитель раздает каждому члену группы эмблемы с изображение “клеток” крови) <Рисунок5>

После самостоятельной подготовки представитель от каждой группы защищает свою тему, при этом используется дополнительный материал из других источников информации.

(Учитель дополняет ответы детей и оформляет на доске таблицу: “Составные части крови” из эмблем-капелек и их названий, одновременно знакомит детей с новыми понятиями: “эритроциты”, “тромбоциты”, “лейкоциты”).

V. Первичное закрепление знаний по тесту предложенному учителем

ТЕСТ

  1. Что такое кровь? –
  2. Что приводит кровь в движение? –
  3. Почему кровь красного цвета? –
  4. Как называются красные кровяные тельца? –
  5. Какие клетки уничтожают бактерии? –
  6. Какова роль тромбоцитов? –
  7. Лейкоциты это ………………кровяные тельца.
  8. Для чего нужен прибор “тонометр”? –
  9. Подчеркни названия органов кровообращения: желудок, глаза, сердце, почки, пищевод, грудная клетка, кровь, кровеносные сосуды, мозг.

VI. Практическое применение знаний

- Учащимся предлагается ситуация: Ваш товарищ поранил руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации?

1. Дети выходят к доске и наглядно демонстрируют состав крови (у каждого на груди эмблема, иллюстрирующая ту или иную клетку крови)

2. “Тромбоциты”, которые играют главную роль в свертывании крови, выходят вперед и “закупоривают” ранку, кровь останавливается.

VII. Итог урока

- Почему кровь – особая ткань организма?

- Назовите основные клетки крови.

VIII. Домашнее задание

§ 8, задание № 1, 2.

IX. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- За что вы себя можете похвалить?

- Довольны ли вы своей работой в группе?

- Оцените свою работу используя сигнал.

Урок информатики 2 класс

Тема урока: Порядок действий. Алгоритм

Цели урока:

1. Напомнить о порядке перехода через улицу.
2. Напомнить о режиме дня.
3. Сформировать понятие алгоритма.
4. Рассказать об алгоритмах, с которыми учащиеся встречаются ежедневно.
5. Выяснить, как выполняются алгоритмы.
6. Сформировать понятие о “правильных” и “неправильных” алгоритмах.
7. Показать как алгоритм исполняет компьютер.

ХОД УРОКА

На доске не записана тема урока.

На парте лежат пеналы с карандашами, линейкой и ручкой.

Ребята рассказывают стихотворение Э. Успенского

Всё в порядке

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
- Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

О чём оно?

О ПОРЯДКЕ.                                                                                                           Как должно быть на вашем рабочем столе? ПОРЯДОК.                   Вывешиваем первое слово

“ПОРЯДОК”.

Скажите, а что изменится в понятии порядка, если добавить ещё одно слово:                                                                                                                         “ДЕЙСТВИЙ”.                                                                                     Правильно! Теперь мы должны подчинить свои действия единому порядку.                                                                                                        Скажите, а когда важно соблюдать порядок действий? Проблема

  1. Светофор – переход улицы.
  2. Режим дня – сохранение и укрепление здоровья.
  3. Решение примеров – получение правильного результата.  Определите тему урока. Порядок действий                                Задание 1. Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

Какое слово получилось? _____

АЛГОРИТМ   Что такое алгоритм? Значение слова в словаре.

Задание № 2. Пронумеруй действия в нужном порядке.

Как называется такой порядок действий?

РЕЖИМ ДНЯ.

А что произойдёт, если изменить порядок действий?

Задание № 3. Пронумеруй действия мальчика в правильном порядке.

А кто его соблюдает?

Приложение 1.

Какие моменты можно включить в этот режим дня?

Задание № 4. Чтобы выполнить эти действия, необходимо вспомнить:

Как найти адрес клетки В1?

Выполни действия:

  1. Закрась клетку В1.
  2. Закрась клетки Б2, Г2.
  3. Закрась клетки А3, Д3.
  4. Закрась клетки Б4, Г4.
  5. Закрась клетку В5.

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Какой объект у вас получился? КВАДРАТ, РОМБ. У кого не получилось?

ВЫВОД 1: Порядок действий нужен для того, чтобы, следуя ему, получить желаемый результат. 

  1. Режим дня нужен, чтобы быть здоровым.
  2. Последовательно закрашенные квадратики помогли получить геометрический объект – квадрат, ромб.

Вводим понятие алгоритм – последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Рассказ, откуда появилось слово АЛГОРИТМ.

Происхождение слова “Алгоритм” связано с именем великого математика МУХАММЕДА-аль-ХОРЕЗМИ. ( МУХАММЕДА ИЗ ХОРЕЗМА) Основной период его творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока. Этот учёный написал книгу по математике, в которой изложил правила выполнения четырёх арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. В переводе на латынь, имя автора писали как Алгоритми. Ссылаясь на его труды, говорили: “Так сказал Алгоритми…” Со временем, способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Рассмотрим алгоритм загрузки программы RIVER.

* Загрузить программу.
* Включить компьютер.
* Найти папку ROBOT.
* Нажать на ярлык “Мой компьютер”.
* Нажать на ярлык “Диск С::”.

Выполнить такой алгоритм можно?

Нет. Почему? Обоснуйте ответ.

Составьте правильный алгоритм

Садимся за компьютер.

Загружаем программу RIVER. Перевозим волка, козу и капусту. Правила работы с программой указаны нажатием клавиши F1.

После успешной работы учащиеся садятся на свои рабочие места и делают пальминг для глаз. Звучит спокойная музыка с журчанием ручья или пеним птиц.

Задание № 5. Помоги девочке добраться домой - укажи путь стрелками.

Приложение 2.

Загружаем графический редактор PAINT.

Алгоритм загрузки этой программы.

  1. Пуск.
  2. Программы.
  3. Стандартные.
  4. Графический редактор PAINT.

Рисуем ВИНОГРАД.

Виноградная гроздь

Нарисуйте виноградную гроздь, используя метод последовательного укрупнения фрагмента.

Алгоритм рисования виноградной грозди

  1. Выбрать в палитре цвет для контура ягоды.
    2. Инструментом Эллипс нарисовать контур ягоды.
    3. Выбрать в палитре более светлый оттенок того же цвета для внутреннего заполнения ягоды.
    4. Инструментом Заливка закрасить внутреннюю область ягоды.
    5. Скопировать ягоду.
    6. Используя копию ягоды, составить укрупненный объект из нескольких ягод (фрагмент грозди), как показано на рисунке.
    7. Из укрупненных фрагментов составить виноградную гроздь.
    8. Нарисовать виноградный лист.
    9. Сделать копию листа.
    10. Отразить полученную копию слева направо.
    11. Присоединить листья к виноградной грозди.

Итог урока. Рефлексия:  Когда в жизни необходимо соблюдать порядок действий?  Нужно ли соблюдать алгоритм действий в жизненной ситуации?

Школьная математическая олимпиада

Задачи 3 кл.

1. (4) В стаде, состоящем из лошадей, двугорбых и одногорбых верблюдов, всего можно насчитать 200 горбов. Сколько животных в стаде, если число лошадей равно числу двугорбых верблюдов?

2. Разрезать квадрат линией, состоящей из отрезков:
    a)
(4) на два одинаковых пятиугольника;
    b)
(4) на два одинаковых шестиугольника;

3. (6) На некоторых клетках шахматной доски расставлены фишки так, что на каждой горизонтали и на каждой вертикали стоит хотя бы по одной фишке. Верно ли, что с доски можно убрать часть фишек так, что на каждой горизонтали и на каждой вертикали останется ровно по одной фишке? Ответ обосновать словами, рисунком.

4. a) (3) Найдите два таких натуральных числа, что первое число меньше второго на 9, а сумма цифр первого числа больше суммы цифр второго тоже на 9.
    b)
(9) Опишите все такие пары чисел.

5. a) (8) Подберите веса трех гирь так, чтобы с их помощью можно было отмерить на чашечных весах любое целое число килограммов от 1 до 13. Гири можно класть на разные чашки весов.
    b)
(12) Докажите, что нельзя подобрать веса трех гирь так, чтобы с их помощью можно было отмерить на чашечных весах любое целое число килограммов от 1 до 14.

Результаты итоговых мониторингов по русскому языку, выполненных на высоком уровне

 

Результаты итоговых мониторингов по математике  высокий уровень выполнения заданий

        Результаты качества обученности по предметам

По данным диаграммы виден незначительный рост качества обученности по предметам в процентном отношении за 3 года обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»

В статье  даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

Тема: «Педагогические технологии в обучении как одно из условий достижения нового качества образования».

Выступление на  педагогическом совете по теме: «Педагогические технологии  в обучении как одно из условий достижения нового качества образования»....

Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собствен...

Технология проблемного обучения как одно из условий формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов

В данном материале доступна информация для учителя ,как успешно создать условия для формирования профессиональной компетентности....