"Надпредметный курс "Мир деятельности" как инструмент реализации технологии деятельностного метода"
статья

Арсеньева Екатерина Валерьевна

Технология деятельностного метода на примере использования надпредметного курса "Мир деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надпредметный курс «Мир деятельности»

как инструмент реализации технологии деятельностного метода

     

       На протяжении последних лет в российском образовании осуществляются реформы, направленные на переход от простой трансляции учителем системы знаний по учебным предметам к систематическому целенаправленному формированию у учащихся универсальных учебных умений и культуры саморазвития. В этих условиях коренным образом должен измениться и метод работы учителя, что отражено в новом профессиональном стандарте педагога.

      Педагогический коллектив нашей школы идёт в ногу со временем и постоянно находится в поиске новых подходов к проектированию и организации образовательной деятельности, новых форм взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.

      В 2017- 2018 учебном году на педагогическом совете мы изучили содержание работы инновационной методической сети «Учусь учиться» и c  согласия Управления образования ЧМР подали заявку на участие во Всероссийском исследовательском проекте по теме «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон». После рассмотрения заявки решением научно-методического совета Федеральной инновационной площадки – НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» школа была назначена соисполнителем данного проекта.

Цель проекта: апробация механизмов и технологий формирования метапредметных и личностных результатов образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон, разработка и апробация соответствующего методического обеспечения нового поколения и моделей системного внедрения деятельностного метода в общеобразовательную практику с позиций преемственности на уровнях ДО – НОО – ООО.

Основные задачи проекта представлены на экране. Вы можете видеть, что это и апробация инновационных образовательных продуктов и повышение профессионального уровня педагога и многое другое.

Данный проект реализуется по нескольким направлениям, каждое из которых представляет собой творческую лабораторию, имеющую определённую цель. Всего  таких лабораторий 10 (экран).

Изучив содержание работы каждой творческой лаборатории, мой выбор остановился на лаборатории №4 «Надпредметный курс «Мир деятельности». 

Цель: развитие содержания, методик и построение комплексного мониторинга УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1–9 классов как ключевого звена формирования у школьников умения учиться.

Координатором данной лаборатории является Посполита Наталья Владимировна – руководитель отдела НОО института СДП, соавтор надпредметного курса «Мир деятельности», которая обеспечивает научное руководство, информационную и консультационную поддержку.

В соответствии с основными задачами работы лаборатории на 2018-2019 учебный год школой был разработан план, в котором отражена не только работа по апробации методических материалов по курсу и апробация системы автоматизированного мониторинга сформированности надпредметных знаний и умений учащихся, но и :

  • повышение профессиональной компетентности посредством дистанционных курсов
  • участие в вебинарах
  • трансляция опыта работы по данному курсу в рамках открытого мероприятия
  • мастер-класс с родителями «Семья – мой помощник в учении»
  • участие в конкурсе педагогического мастерства «Учу учиться»
  • участие в образовательном проекте «Всероссийская школьная летопись», создание «Книги класса»

        

        Что же представляет из себя данный курс?

     «Мир деятельности» - современный учебный курс, который помогает мне повысить мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребятам секретов своей успешной учебы. В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое.

     Курс «Мир деятельности» в 1 классе рассчитан на 32 часа и провожу я его 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности. 

    Программа курса состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно методических линий.

Организационно-рефлексивная линия

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, её цели и результатах, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Например: «Затруднение – мой помощник в учении» 

Цель: сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика

Формирование умений: спокойно относиться к затруднениям  в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона

Коммуникативная линия

Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Например: «Правила поведения на уроке»

Цель: составить основные правила работы ученика на уроке

Формирование умений: выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона

Познавательная линия

У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Например: «Как научиться быть внимательным» 

Цели:

 1) сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности

 2) сформулировать простейшие приёмы развития устойчивости внимания

Формирование умений: сформировать мотивацию  к развитию своего внимания,  умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт  самооценки этого умения  на основе применения эталона

Ценностная линия

У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Например: «Ценностное качество личности - активность»

Цели:

1) сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности».

2) показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения

Формирование умений: сформировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона

Диагностика знаний и умений учащихся по программе «Мир деятельности»

     В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности» система диагностики по результатам изучения направлена на выявление уровня освоения каждым ребёнком и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.

     В курсе «Мир деятельности» я использую разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы (для каждого ученика и для класса в целом).

Педагогический комплексный мониторинг включает в себя следующие процедуры:

1) тестирование надпредметных знаний;

2) выполнение учащимися практической работы;

3) систематическое наблюдение педагога;

4) случайное наблюдение родителя;

5) анкетирование педагогов;

6) анкетирование родителя.

     В течение  учебного года по данному курсу используются три вида диагностики УУД:

 - ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой проводится предварительное выявление уровня знаний учащихся. Проводится в форме тестирования в начале учебного года. Её цель — определить знания учащихся по важнейшим элементам курса.

- ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой выявляется уровень сформированности знаний и умений учащихся. Текущую диагностику я систематически  провожу в процессе усвоения каждой изучаемой темы надпредметного курса. Я наблюдаю за деятельностью учащихся в ходе учебного процесса и заполняю «Карту наблюдениий» в соответствии с критериями оценивания по результатам каждого ученика. В данной карте я фиксирую уровень сформированности ряда регулятивных и коммуникативных УУД, выявленных в ходе наблюдения за деятельностью учеников. На слайде Вы можете видеть,  какие разделы включает в себя карта.

Самооценка проводится учащимися ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений».  Цель использования - формирование у учащихся рефлексивной самооценки своих метапредметных знаний и умений.

На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указаны тема урока, после которого проводится данная самодиагностика, и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Критерии предлагает учитель. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат за день любым значком (крестиком, штрихом) следующим образом: высокий уровень — выше средней линии (насколько — ученик решает сам), средний уровень — на уровне средней линии, ниже среднего и низкий — соответственно немного или много ниже средней линии. Таким образом, я могу оценить, насколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик.

Основной целью использования «Лесенки успеха» является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке.

 «Лесенка успеха» состоит из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». То есть, уже с 1-го класса начинается важная работа над формированием у учащихся понимания того, что «знать» не значит «уметь». Учащиеся отдельно оценивают свои знания по какому-либо вопросу и умение это знание правильно применять.

Раздел «ЗНАЮ» заполняется в конце урока по каждой теме курса на этапе рефлексии деятельности на уроке. Ученикам даётся возможность оценить свои новые знания по следующим критериям:

1-я (нижняя) ступенька — ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой» не справился.

2-я и 3-я ступеньки — у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

4-я (верхняя) ступенька — ученик хорошо усвоил новое знание и может о нём рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Раздел «УМЕЮ» заполняется через неделю — в начале следующего урока. В течение всей недели при проведении предметных уроков я опираюсь на новое знание учащихся по курсу «Мир деятельности» и организую работу над формированием умения применять это знание в учебной деятельности. В конце каждого учебного дня или определённого урока по итогам работы заполняется «Копилка моих достижений», в которой дети фиксируют уровень своих знаний по новой теме курса «Мир деятельности» и умение это знание применять на уроках (рекомендации по работе с «Копилкой моих достижений» описаны выше). Опираясь на результаты заполнения «Копилки моих достижений», ученики оценивают свои умения применять полученные надпредметные знания по следующим критериям: 1-я ступенька — ученик оценивал свои умения в течение недели ниже середины шкалы; 2-я ступенька — ученик в течение недели оценивал свои умения примерно на середине шкалы; 3-я ступенька — ученик оценивал

Работа с «Лесенкой успеха» и с «Копилкой моих достижений» не имеет контролирующего характера. Главная функция — обучающая. Я стараюсь выработать у учащихся спокойное и адекватное отношение к своим реальным результатам, чтобы каждый ребёнок понял, что выявление своих затруднений при самооценке поможет ему в дальнейшем получить хороший результат. Сопоставляя таблицу результатов «Копилка достижений», их самооценку на «Лесенке успеха» и реальные результаты в ходе уроков, я могу сделать обоснованный вывод об адекватности самооценки ребёнком своих достижений.

        Таким образом, использование «Лесенки успеха» и «Копилки моих достижений» в рамках курса «Мир деятельности» совместно с предметными уроками в ТДМ создают целостную систему формирования у учащихся способностей к рефлексии своей учебной деятельности и адекватной самооценке.

- ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА, которая проводится в ходе тестирования в апреле. Основная ее цель — диагностирование уровня (качества) фактической сформированности УУД и ее соответствия целям, поставленным ФГОС для данного этапа обучения. Результаты итоговой диагностики дополняются данными анкетирования родителей и педагогов.

Обработка данных

Данные, полученные по тестированию, я обрабатываю с помощью файла «Обработка результатов диагностики» в программе Excel, входящего в методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности». С помощью такой электронной обработки учитель может автоматически сформировать отчеты, представляющие собой результаты анализа и сравнения данных диагностики за 1 класс, в удобной для восприятия, наглядной форме: таблицы, диаграммы и пр. Также данные процедур, получаемые на протяжении четырех лет мониторинговых исследований, можно соотносить друг с другом с помощью аналитической онлайн-системы «Комплексный мониторинг образовательных результатов». В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить их динамику, получить рекомендации для преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Почему же мой выбор остановился именно на этой творческой лаборатории? Я считаю, курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребёнку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях, а главное – закладывает систему знаний о всех УУД в комплексе. Возвращаясь к содержанию методических линий курса, приходишь к выводу, что каждая из них закладывает теоретическую основу для формирования УУД.

       Древнеримский философ Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами». И я учусь. Реализуя на практике поставленные в начале года задачи, я принимаю участие в различных вебинарах, представила опыт работы по теме «Введение в коммуникацию. Организация групповой формы работы» в рамках работы заочного семинара.

       Научиться новому и расширить круг своих методических знаний мне помогли дистанционные курсы «Достижение метапредметных и личностных результатов ФГОС на основе надпредметного курса "Мир деятельности" и технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. На настоящий момент я в процессе подготовки к участию в конкурсе «Учу учиться», а также изучаю методические рекомендации по участию в образовательном проекте «Всероссийская школьная летопись», создание «Книги класса». Изучая материалы по курсу, отслеживая опыт коллег в данном направлении, я пришла к осознанию того, что системно-деятельностный подход превращает обучение и труд познания в радостные и приятные события. Я вижу, что дети стали чувствовать себя намного свободнее. Они уверены, что познание – это самая интересная работа; они не боятся ошибиться, отслеживая свой собственный рост. Новый подход создаёт у детей высокую мотивацию к обучению, а желание сегодня стать лучше, чем ты был вчера, стало потребностью. Ну а я вместе с ними учусь учиться сама!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент практической реализации технологии деятельностного метода Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» Арсеньева Е.В.

Слайд 2

Главная задача – развитие личности ребёнка посредством реализации деятельностного подхода.

Слайд 4

Надпредметный курс « М И Р Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И »

Слайд 5

Организационно - рефлексивная Цель : знакомство с шагами учебной деятельности Например: «Затруднение – мой помощник в учении»

Слайд 6

Коммуникативная Цель :формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции Например: «Правила поведения на уроке»

Слайд 7

Познавательная Цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов Например: «Как научиться быть внимательным»

Слайд 8

Ценностная Цель : формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни Например: «Качество личности - активность»

Слайд 9

Комплексный мониторинг ЦЕЛИ: определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика составление плана коррекционной работы (для каждого ученика и для класса в целом) ПРОЦЕДУРЫ: тестирование практические работы наблюдение педагога наблюдение родителя анкетирование педагога анкетирование родителя

Слайд 10

Входная диагностика Тестирование 1 1 2 3 2 1 2 3 3 1 2 3 4 1 2 3 5 1 2 3 6 1 2 3 7 1 2 3 8 1 2 3 9 1 2 3 10 1 2 3 11 Алёша активность Катя терпение Ира доброжелательность Саша честность аккуратность 12 Не оценивается в баллах

Слайд 11

Текущая диагностика Учитель « Карта наблюдений » Ученики « Копилка достижений » « Лесенка успеха »

Слайд 12

«Копилка достижений» «Лесенка успеха»

Слайд 13

Итоговая диагностика Тестирование Анкетирование педагогов Анкетирование родителей

Слайд 14

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ - Файл «Обработка результатов диагностики» ( Excel) или - Аналитическая онлайн-система «Комплексный мониторинг образовательных результатов»

Слайд 16

Основные линии курса «Мир деятельности» Основные виды УУД Организационно - рефлексивная Регулятивные Коммуникативная Коммуникативные Познавательная Познавательные Ценностная Личностные

Слайд 17

«Уча других , мы учимся сами» Сенека Вебинар «Формирование учебной самостоятельности школьника на основе надпредметного курса «Мир деятельности» Дистанционные курсы «Достижение метапредметных и личностных результатов ФГОС на основе надпредметного курса "Мир деятельности" и технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон Заочный семинар « Введение в коммуникацию. Организация групповой формы работы» Конкурс «Учу учиться» Образовательный проект «Всероссийская школьная летопись». Работа над созданием проекта «Книга класса»