Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)
Слайд 1
Урок письма по теме «Дифференциация Ж-Ш» был построен на основе системно - деятельностного метода.
Слайд 2
- Цели урока
Основными целями урока являются:
- Сформировать представление о смыслоразличительной роли звуков
- Сформировать понятие парный согласный
- Сформировать умение различать на письме буквы Ш и Ж
- Сформировать способность к самостоятельной деятельности
- Повторить написание букв Ж и Ш
- Тренировать мелкую моторику пальцев рук
- Закрепить графические навыки письма изученных букв
Слайд 3
1. Мотивация к учебной деятельности
Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка. С этой целью в начале урока я использую стихотворение:
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Слайд 4
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Второй этап урока - актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе урока мы воспроизводим ЗУНы, достаточные и необходимые для построения нового способа действия.
Слайд 5
В нашем случае, это повторение парных согласных звуков. Детям предлагаю задание, найти каждой букве пару, её брата близнеца. На этапе проверки привносим игровой момент, за каждой буквой скрыт человечек, если задание выполнено верно, то дети увидят братьев-близнецов.
С целью самоанализа, задаём детям вопросы: Правильно ли мы справились с заданием? Что помогло вам правильно справиться с заданием? На что вы обращали внимание во время работы? С какой парой букв мы еще не работали на уроке?
Слайд 6, 7
Также на данном этапе активизируем соответствующие операции, внимание, память и графические навыки письма. Для этого используем анимированный плакат «Письменные буквы». Дети следят за направлением письма буквы и записывают буквы в прописи.
Слайд 8
После этого обращаем внимание детей на то, что над буквой Ж стоит колокольчик, а над буквой Ш нет. На основе имеющихся уже знаний дети отвечает на поставленный вопрос. Буква Ж обозначает звонкий согласный, а буква Ш – глухой согласный. Затем это предположение проверяется.
- Постановка проблемы
Слайд 9, 10
Детям было предложено прочитать слова. Учащимися было зафиксировано затруднение: не смогли прочитать слова, так как в них пропущены буквы. Совместно с учителем была сформирована тема урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 11
На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся определяют цель урока и строят проект учебных действий.
Обучающиеся ещё раз читают тему урока, отвечают на вопрос: Чему будем учиться на уроке? С помощью подводящего диалога от проблемы построен проект выхода из затруднения. (Как мы будем искать выход из этого затруднения? На что нам следует обратить внимание?
(Если есть колокольчик, значит пишем букву Ж, а если колокольчика нет, будем писать букву Ш).
Слайд 12
Проект выхода из затруднения и зафиксирован с помощью алгоритма действия как эталон.
Для того, чтобы дети были уверены в собственных силах и не боялись допустить ошибку выполняем рефлексию: Сможем ли мы теперь выполнить данное задание? Почему?(Сможем, потому что мы знаем правило выполнения этого задания).
- Реализация построенного проекта
Слайд 13
Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.
- Первичное закрепление во внешней речи
Слайд 14
На данном этапе детям предложено упражнение, задание которого им предложено сформулировать самостоятельно. Двое детей работают у доски в паре.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Слайд 15
На этом этапе урока учащимся было предложено применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно.
Слайд 16
В качестве самопроверки был предложен эталон, представленный на экране.
Слайд 17
Дети осуществили самопроверку, пошагово сравнивая свои результаты с эталоном и оценили свою работу по заданным учителям критериям с помощью «светофорчика».
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Слайд 18
На данном этапе детям было предложено ответить на вопрос: Чему мы учились сегодня на уроке?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На заключительном этапе была организована работа с Дневником первоклассника. Такой дневник предлагает ребёнку оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам, к школьному дню в целом.
Вывод. Системно-деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...
Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе
В работе показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе...
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе...
"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»
Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...
Реализация технологии деятельностного метода обучения
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а фо...
«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»
Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...