Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
статья на тему

Мухаметханова Елена Анатольевна

О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»

Выступление на КМО:

Обобщение опыта по теме:
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках
в начальной школе»

Выполнила

Мухаметханова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»

Г. Мамадыш

Актуальность.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

        В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

  • Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии.
  • Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения».

Концепция деятельности.

Ведущая ключевая идея.

        Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Проблема опыта.

  •         В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Цель опыта.

        

  • - определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;
  •         - через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
  • Основные задачи.
  •                 - раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
  •                 - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
  •                 - разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.

Что такое деятельностный подход в образовании?

Обратимся к  истории.

             Около 70 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.

- Основателями  первой точки зрения, по Л.С.Выготскому.  являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.

Ученые предполагали, что обучение и развитие  независимые процессы. 

-Представителем  второй научной школы является В.Джемс.

Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.

Представители  третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие  два независимых но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению,  обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".

Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

-Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

-Сам процесс учения должен быть творческим .

-Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом.

Дидактические принципы в системе развивающего обучения.

Принцип деятельности.

формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового  знания.

Принцип творчества (креативности).

предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности.

предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Принцип психологической комфортности.

снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Принцип минимакса.

школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Принцип непрерывности.

преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип целостного представления о мире.

у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Цель:

  1. Задаётся педагогом.

Мотивы:

  1. Используется внешние мотивы.

Средства:

  1. Выбираются педагогом.

Действия:

Инвариантные, предусмотренные учителем.

Результат:

Уровень усвоения знаний.

Оценка:

Сравнение результативности с эталонами.

Деятельностный

Цель:

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.

Мотивы:

Опора на внутренние мотивы.

Средства:

Совместный с учащимися выбор.

Действия:

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Результат:

Позитивные внутренние личностные изменения

Оценка:

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность

наиболее полно соблюсти вопросы

  • - преемственности между различными ступенями образования;
  • - сделать учебный процесс единым и непрерывным;

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • - наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей
  • воспитание активной личности.

Проблемно – диалогическая технология

1.Понятие.

        Что включает?

Проблемно – диалогическая технология  в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

2. Модель организации учебного процесса.

Как назвать?

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.

 Принцип проблемности реализуется:

— как в содержании учебного предмета;

— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

Структура урока открытия новых знаний.

  • 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

  • 2.   Актуализация знаний. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 3.  Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4.   « Открытие» детьми нового знания.

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

  • 5.    Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  •      6.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

  •      8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  •       9.    Домашнее задание.

Приёмы создания проблемной ситуации.

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.  

Методы постановки учебной проблемы.

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Мотивирующие приёмы.

Методы решения учебной проблемы.

  • 1. Побуждающий к гипотезам диалог.
  • 2. Подводящий к открытию знания диалог.

Выводы.

  • Использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

  • В результате использования  проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

             Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образователь...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

«Надо учить не содержанию науки,а деятельности по её содержанию»В.Г. Белинский....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....

"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...