"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и различения жанров литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании

 на уроках литературного чтения.

Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам...» 
              Александр Пятигорский

Исторически методика обучения чтению в начальной школе предполагала следующие термины: «словотолковательное чтение», «осознанное чтение», «постепенное чтение», «художественное чтение», «творческое чтение», «воспитательное чтение», и, конечно, «объяснительное чтение». Дольше других жило в начальной школе «объяснительное чтение». Здесь на первый план в подборе текстов выдвигалась их познавательно-воспитательная роль; читаемые произведения изучались с акцентом внимания на логико-стилистической, художественной стороне текста; основная задача чтения подчинялась отработке навыков чтения, то есть его технической стороне. Уроки классного и внеклассного чтения также были подчинены этой задаче, и лишь параллельно велась работа по приобщению учеников к миру книг.

Между тем возросший культурный уровень общественного развития, высокий образовательный ценз населения выдвинул перед школой новый социальный заказ – усилить воспитательную направленность школьного обучения, формировать у школьников высокий нравственный и духовный потенциал, в чём ведущая роль всегда принадлежала искусству и в первую очередь искусству слова, золотому фонду художественной литературы.

Так возникла необходимость ввести курс «чтение» в более определённое русло, именуемое «литературное чтение». Тем более что ряд учебных предметов начального цикла расширил представительство текстов делового и отчасти научно-популярного направления. Таким образом, такая многогранная текстовая база дала возможность лучше и обстоятельнее отрабатывать все стороны навыка чтения, превращая его в поистине общеучебный.

Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Литературоведческий принцип противопоставляется лингвистическому анализу текста, имевшему место в начальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Литературоведческий принцип находит своё выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, очерки, басни, драматические произведения.

В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.

Литературоведческие понятия, изучаемые в начальных классах.

Понятие

Произведение

1 класс

Рифма

В. Данько. «Загадочные буквы».

Сказка, персонаж

И. Токмакова. «Ася, Кляксыч и буква «А».

Рассказ

С.Чёрный. «Живая азбука».
Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.

Интонация

Г. Сапгир. « Про медведя».

Виды сказок: народная и авторская

Е. Чарушин. «Теремок».

Загадка

Загадки, песенки.

Потешка, небылица

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни».

Скороговорка

Сказки. Загадки. Небылицы.

Пословица, поговорка

Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель».

Юмор

И. Токмакова. «Мы играли в хохотушки».

2 класс

Песня

Русские народные песни.

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы

Потешки, прибаутки, считалки, небылицы.

Загадки, пословицы, поговорки

Загадки, пословицы, поговорки.

Сказка

Сказка «петушок и бобовое зёрнышко».

Басня

И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука».

Завязка, развитие событий, кульминация, развязка

В.А.Осеева «Волшебное слово».
Рассказы Н.Артюховой, Е.Чарушина, Б.Житкова.

3 класс

Докучная сказка

Докучная сказка.

Зачин, концовка

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Былина

Былина «Добрыня Никитич».

Контраст

А.Майков « Весна», «Летний дождь».

Рифма

Обобщающий урок.

Басня (мораль)

И.А.Крылов. «Мартышка и очки».

Описание

Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Куда девается вода из моря?».

Рассуждение

Л.Н.Толстой. «Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашёл пчелиных маток».

Эпиграф

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

Литературная сказка

Присказка

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

Пьеса

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Олицетворение

С.А.Есенин. «Воробышки» («Поёт зима – аукает…»).

Эпитеты

С.А.Есенин. «Черёмуха».

Миф

Храбрый Персей.

Легенда

4 класс

Летопись

Летописи Руси.

Житие

Житие Сергия Радонежского

Формирование литературоведческих представлений младших школьников проходит несколько этапов:

  • этап наблюдения над литературными явлениями при чтении и анализе произведения: явление вычленяется из текста и осмысливается читателем – учеником, учитель называет его термином литературоведения;
  • этап обобщения доступных признаков явления: выделяются две-три наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;
  • этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина, самостоятельно составленную школьниками и откорректированную учебником;
  • этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.

Из обширного литературоведческого багажа начинающие ученики запоминают названия жанров, ибо на каждом уроке требуется назвать термином то, что читаешь. Младшие школьники постепенно узнают более двадцати жанров устного народного творчества, художественной и научно-познавательной литературы: пословицы, потешки, поговорки, загадки, скороговорки, небылицы, заклички, прибаутки, колыбельные и календарные песенки, былины, народные и авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, а также статьи и очерки, воспоминания и даже романы.

Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие типов уроков литературного чтения в начальной школе. Именно разнообразие типов и подходов к планированию уроков должно в значительной степени обеспечить необходимую познавательную мотивацию читательской деятельности детей, способную превратить урок чтения в яркое событие в жизни ребёнка.

Анализ современной методической литературы позволяет выделить некоторые типы уроков литературного чтения.

1. Урок постановки учебной задачи. На нём учащиеся впервые сталкиваются с какой-то литературоведческой проблемой (новым литературным жанром, новым художественным средством, новым приёмом анализа или интерпретации литературного произведения и др.) и формулируют учебную задачу, связанную с её решением.

2. Урок решения учебной задачи.

На этом уроке учащиеся припоминают уже поставленную ранее литературоведческую проблему, намечают пути её решения и решают её.

3. Урок моделирования и преобразования моделей направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве.

4. Урок решения частных задач с применением открытого способа может иметь своей целью или решение частных задач на конкретизацию общего способа действия (например, наблюдение над «действием» выявленной ранее модели на примере других литературных произведений подобного жанра или типа), или выработку каких-либо практических литературоведческих умений, связанных с формированием навыка или закреплением способов действий, которые имеют целью анализ и интерпретацию литературных произведений.

5. Урок контроля и оценки, назначение которого состоит в том, чтобы с помощью специальных диагностических средств проверить уровень овладения изученным материалом (понятиями, способами действия, пониманием границ их применения и др.).

Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из этих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изготовление макета книги.

При изготовлении макетов книг в классе вначале для экономии времени урока дети для работы получают заготовки макетов с прочерченными линиями для фамилии автора и названия книжки и конверты с вырезанными геометрическими фигурами разного цвета и формы. Ученики работают индивидуально, в паре или группой (в зависимости от типа и целей урока).

Первые макеты книжек мы с учениками создавали на занятиях внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» в 1 классе при знакомстве с жанрами устного народного творчества. Жанров фольклора много, разнообразна их тематика, и для быстрого различения и запоминания дети под моим руководством изготавливали макеты, используя вместо слов для обозначения геометрические фигуры различной формы и цвета и собственные рисунки.

                                             

В дальнейшем в обложку макета включаются фамилия автора и название произведения. Помогает макет и при сравнительной характеристике жанров литературы.

Так, отличие сказки от рассказа удобно показывать на произведении В.А.Осеевой «Волшебное слово». Заглавие содержит сказочную тайну, и начальная картина произведения похожа на фантастическую: маленький старичок с длинной седой бородой что-то чертит на песке... Сказка ли это? Учащиеся устанавливаю систему реалистических событий и героев (как в жизни), а слово пожалуйста потому названо писателем «волшебным», что оно помогло наладить непростые человеческие отношения в семье. Основу рассказа как жанра составляет цепочка жизненных событий, которая называется сюжет. Эти сведения сообщает учащимся учитель, а в дальнейшем  в совместной работе находятся в тексте составляющие элементы сюжета: завязка, развитие событий, кульминация (главное событие), развязка и на основании сделанных выводов в группе, парной работе или индивидуально создается макет книги с условным обозначением рассказ о детях.

Работая с произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек», дети углубляют представления о смешанных жанрах – сказка или рассказ? Это задание требует знания жанров и умения их сопоставлять. В сказке есть фантастический вымысел, чудесные, небывалые герои. Такого в «Листопадничке» нет, в произведении показана реальная жизнь животных при смене времён года. Однако автор пытается представить, как общаются зайчата между собою, как понимают друг друга: в жизни – без слов, а в произведении – через человеческие переживания, через человеческую речь. Здесь учащиеся знакомятся с приёмом – антропоморфизм. Листопадничек – зайчонок воспринимается как любознательный и беспокойный поздний ребёнок в человеческой семье… Содержание – реалистическое, а форма произведения – сказочная. В результате получается рассказ – сказка. Изготавливая макет этой книжки, дети проявили разнообразные творческие способности (рисовали, изготавливали аппликацию, подбирали пословицы и загадки и т.д.), продемонстрировав живую заинтересованность сюжетом произведения и душевный отклик приключениям главного героя.

На произведениях И.А Крылова и Л.Н. Толстого дети получают первоначальные представления о стихотворной и прозаической басне. Несмотря на свою «похожесть» на сказку и стихотворение, этот жанр имеет три ярких признака:

  1. В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают (сатира).
  2. Пишут о животных, а подразумевают людей (аллегория, иносказание).
  3. Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).

При изготовлении макета басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень» дети обращают внимание на то, что писатель не использовал аллегорию, а создал поучение на примере поступков людей.

При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идёт освоение сущностной специфики поэзии. Одним из вариантов домашнего задания может быть изготовление макета Сборника стихов любимого поэта с иллюстрациями или строками понравившихся стихотворений внутри.

Работу над макетом можно проводить на уроках любого типа, даже на Уроке контроля и оценки, если одной из целей проверки будет проверка знаний о жанрах литературы. Ученики получают карточки с небольшими по объему произведениями различных жанров (стихотворение, рассказ, басня, сказка и т. д.) и после знакомства с текстом изготавливают макет. Я приветствую проявления творческого подхода к работе: разрешается украсить обложку рисунком, внутри написать пословицу, соответствующую теме или стихотворение собственного сочинения.

В помощь ученикам во время практической деятельности предлагаются памятки-таблицы, а для экономии времени – конверты с заготовками – геометрическими фигурами разного цвета.

                                         

Литературоведческий подход к чтению стал сегодня объективной педагогической реальностью обучения в начальных классах. Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления «квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова». Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации, сравнительный анализ и способность к самостоятельным выводам по прочитанному произведению. Эти читательские умения не только оттачивают умы  учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

 Библиография:

  1. Г.М.Первова. Литературоведческая пропедевтика в 1-2 классах. Журнал «начальная школа» №3/2005 год.
  2. Г.М.Первова. Литературоведческая пропедевтика в 3 - 4 классах. Журнал «Начальная школа» №4/2007 год.
  3. Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь. Журнал «Начальная школя» №1/2007 год.
  4. В.А.Лазарева. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». Газета «Начальная школа» курс лекций №17, 24/2005 год.

Приложение

После знакомства с теоретическими аспектами по теме сообщения возможно проведение практического занятия по изготовлению макета книжки.

Оборудование и материалы:

  • Заготовки для обложек макетов
  • Конверты с геометрическими фигурами из цветной бумаги
  • Клей, фломастеры
  • Карточки с текстами литературных произведений различных жанров (сказка, басня, рассказ, стихотворение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

.Практическая работа по реализации системно - деятельностного метода обучения.

Пошаговая работа учителя по введению  системно - деятельностного метода обучения....

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода обучения

Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  фо...

«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...

Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»

Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...