Реализация технологии деятельностного метода обучения
презентация к уроку по теме

Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании.
Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить и сотрудничать,  вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться духовным силам ребёнка.                                 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon realizatsiya_tehnologii_dmo.ppt740 КБ
Файл deyatelnostnyy_metod_obucheniya.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куванова Т.П. МБОУ Мотмосская СОШ 2013-2014 уч. год

Слайд 2

«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…». Дьюин

Слайд 3

Актуальность За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».

Слайд 4

Что же означает деятельностный подход? • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Слайд 5

Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 6

Деятельностный подход искать думать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться

Слайд 7

Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Слайд 8

Пошаговые действия технологии деятельностного подхода Самоопределение к деятельности создаются условия для возникновения внутреннеё потребности включение в деятельность (хочу); выделяется содержательная область (могу) 2 . Актуализация знаний и фиксация. подготовку мышления детей к проектировочной деятельности 3.Постановка учебной задачи. - этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. 4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Слайд 9

Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. на данном этапе используется индивидуальная форма работы: уч-ся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. 7.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний 8.Рефлексия деятельности (итог урока). на данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке

Слайд 10

Активные формы и методы обучения игра, (различные виды игр); проблемная ситуация; обучение через деятельность; групповая и парная работа; «оценочная» деятельность учащихся (результат).

Слайд 11

Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности . преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса . школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Слайд 12

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 13

уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Слайд 14

1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 15

Цели, задачи уроков рефлексии. Дидактические цели: Формирование умения учащихся определять область своего незнания, умения объяснять причины своих ошибок, отбирать задания для устранения этих причин. Формирование алгоритма рефлексивного мышления. Методические задачи: Проверить сформированность способа действия. Уметь вычленять из общего способа действия отдельные операции, производить процессуальный контроль.

Слайд 16

3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Слайд 17

4. Урок развивающего контроля . Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 18

Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Слайд 19

Структура урока рефлексии . Этапы урока I . Рефлекторно-оценочный этап II . Ориентировочно-мотивационный этап III . Операционно-исполнительский этап IV . Творческий этап V . Самооценка работы

Слайд 20

Рефлекторно-оценочный этап Содержание урока Результат Формы взаимодействия Фиксация выявленных связей и отношений в «чистом» виде (графическое изображение) Групповая Выполнение предложенных заданий. Определение качества овладения каждым учащимся отдельными операциями Индивидуальная Самопроверка учащихся по готовому образцу своих работ Умение проводить оценку собственных действий Индивидуальная Фиксация результатов в листе «Формирование способов действий» Отображения освоения учащимися каждой конкретной операции Индивидуальная

Слайд 21

Ориентировочно-мотивационный этап Содержание урока Результат Формы взаимодействия Вычленение типичных ошибок по каждой отдельной операции способа Для учащихся, допустивших ошибки, дифференциация затруднений, построение проекта выхода из затруднений. Для учащихся, не допустивших ошибок - выбор заданий творческого характера (повышенной трудности) Индивидуальная

Слайд 22

Операционно-исполнительский этап Содержание урока Результат Формы взаимодействия Выполнение заданий по схеме, коррекция (для учащихся допустивших ошибки). Прогностическая оценка возможностей, проверка качества овладения отдельными операциями на дифференцированной основе (учащиеся выбирают только те задания из числа предложенных, которые необходимы). Групповая (по алгоритму) Выполнение заданий творческого характера (задания повышенной трудности) для учащихся, выполнивших работу безошибочно Определение зоны ближайшего развития Групповая

Слайд 23

Самооценка работы Содержание урока Результат Формы взаимодействия Фиксация результатов работы в листе «Формирование способов действий» Эмоциональное удовлетворение собственной работой Индивидуальная

Слайд 24

У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области данной науки. Преимущества деятельностного подхода

Слайд 25

Список использованной литературы Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33. Деятельностный подход стандарт ФГОС Воробьёва Л.В. учитель начальных классов МОУ Троснянская СОШ п. Тросна Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm



Предварительный просмотр:

 «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Слайд 1

Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании.
Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить и сотрудничать,  вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться духовным силам ребёнка.                                 
Слайд 2

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Слайд 3

Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе их лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.                        Слайд  4

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

Слайд 5

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами  и теоретическими особенностями.

Слайд 6

Что значит "деятельность"?

 Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.  С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий).

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

ИСКАТЬ –опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию;
ДУМАТЬ –устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности.  СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

Слайд 7

Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования  и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Чему должен научиться ребенок?  Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод".

Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Именно в действии порождается знание.

Образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности уч-ся к самообразованию.Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы уч-ся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Слайды  8-9

1.Самоопределение к деятельности.

  • создаются условия для возникновения внутренней  потребности,

 -включение в деятельность (хочу);

  • выделяется содержательная область (могу)

2. Актуализация знаний и фиксация.

-подготовку мышления детей к проектировочной деятельности

3.Постановка учебной задачи.

 - этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

на данном этапе используется индивидуальная форма работы:

уч-ся самостоятельно выполняют задания на применение нового

способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая

с образцом, и сами оценивают её.

7.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний

 8.Рефлексия деятельности (итог урока).

 На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

Слайд 10+ (картинка)

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные средства и методы её организации: (прочитать)

  В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие младшего школьника в целом.

Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера,

побуждает ученика искать новый способ объяснения или действия.

Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения;   особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности. 

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

   Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Слайд 11

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1.Принцип деятельности.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания

        2.Принцип целостного представления о мире.

У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

3.Принцип непрерывности.

Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4.Принцип минимакса.

Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание хотя бы по минимальному уровню.

5.Принцип психологической комфортности.

Снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

6.Принцип вариативности.

Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

7.Принцип творчества (креативности)

 Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, перечисленные дидактические принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной  школе.

Слайд 12

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов в организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником.

Слайд 13

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Слайд 14

 Уроки открытия новых знаний.        

Основные цели данного урока:

Развивающая цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия,

Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Основные этапы уроков:

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2.  Актуализация знаний. 

   3.  Постановка учебной задачи.

4.   « Открытие» детьми нового знания.

 5.    Первичное закрепление.

 6.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

  9.  Домашнее задание.

Слайд 15

Уроки рефлексии.

Отличительной особенностью УР от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.

Основные цели УР:

1. коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритмом)

2.   формирование способности учащихся к коррекции способа действий

(формирование способности к фиксированию затруднений в

деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта

выхода из затруднений). 

Дети на этих уроках не просто тренируются  в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас  актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 

На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

  • выявление индивидуальных затруднений;
  • локализация места затруднения;
  • выявление причины затруднения;
  • самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
  • анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.                                                                                                            

     

Слайд 16

Уроки методологической направленности.

Основные цели этого типа урока:

1. формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

2.  выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

Слайд 17

Уроки контроля.

Новый тип урока – это урок развивающего контроля.

Его цели:

1.     формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2.     контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Слайд 18

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Системно - деятельностный  подход  в  контексте современного урока в начальной школе.

Не давать образцов,  ставить ребенка в ситуацию, где  его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой  ситуации, в которой надо действовать, – вот   технологическая основа  системно-деятельностного  подхода.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.  

Слайд 19

Рассмотрим подробнее структуру урока рефлексии.

Этапы урока

I.    Рефлекторно-оценочный этап

II.  Ориентировочно-мотивационный этап

III. Операционно-исполнительский этап

IV. Творческий этап

V.  Самооценка работы

 

Слайд 20

Уч-ся выполняют предложенные задания, сравнивают их с образцом (эталоном), т.е. выполняют самопроверку.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Слайд 21

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Слайд 22

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  •  соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
  • далее выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Слайд 23

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • оценивают собственную деятельность на уроке;
  • намечают цели последующей деятельности;

 

Слайд 24

Итак, подведём итоги нашей работы.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

В результате использования  деятельностного метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе...

Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО

Технология деятельностного метода обучения как средство реализации ФГОС НОО. Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности." Скажи мне - и я забуду, покаж...

"Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Данный материал представляет собой теоретические аспекты изучения научных терминов на уроках литературного чтения и практические советы по изготовлению на уроках макетов книжек с целью изучения и разл...

«Реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании на уроках литературного чтения. Изучение жанров литературы в процессе изготовления макетов книжек»

Для эффективного формирования литературоведческих понятий на уроках «Литературного чтения» можно в любой из существующих типов уроков включить такой вид практической деятельности как изгот...