Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»
материал
Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klassgolovachuk_zh.m.rar | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Головачук Ж.М., учитель начальных классов, МБОУ « ООШ № 269ЗАТО Александровск»
Мастер-класс
сл.1«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»
Сл.2 СЛОВА Дистервега
СЛ.3Цель:
- Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности учащихся.
Сл.4Задачи:
- Вызвать интерес у коллег к технологии деятельностного метода обучения.
- Сформировать представление об эффективности ТДМ.
- Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
- Сл.5 Результатом обучения должно стать не только приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта.
Сл.6 Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Технология деятельностного метода обучения является средством реализации современных целей образования.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося.
Рассмотрим структуру этапа открытия нового знания.
Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель урока: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Основной целью её является включение учащихся в деятельность на личностном уровне. На данном этапе я стараюсь использовать пословицы, стихи для развития внимания, памяти, интереса к уроку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”).
/ Пример: Урок русского языка «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», 3класс.
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
- Покажите, с помощью смайликов, какое у вас настроение.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».
На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.
/Пример: - С чего начинаем урок русского языка? (со словарной работы)
- Я читаю загадку, а вы пишете отгадку. (1 ученик работает у доски)
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)
2. Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу я в холода. (осина)
3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)
5. Вьётся верёвка, на конце головка. (змея)
6. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не увидишь его. (ветер)
7. Над домом у дорожки
Повисло пол-лепёшки. (месяц)
8. Малиной обедает,
Где мёд ведает. (медведь)
9. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
10. Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею-не езжу верхом.(петух)
- Проверим свою работу и работу ученика у доски. Если слово написано без ошибок – один раз хлопните, если с ошибкой – топните. (оценивание)
- Какое слово из написанных является лишним? Почему?
- В какой части слова стоит проверяемая безударная гласная? (в корне)
- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3
- А теперь поработаем с таблицей. В первом столбике написаны вопросы. Ваша задача во втором столбике напротив вопросов поставить знак «+», если вы знаете ответ на вопрос, если ответ не знаете, то ничего не ставьте. Слайд
- Посмотрите на свою таблицу и скажите, какова же будет цель нашего урока?
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе предлагаю ученикам задание, где они выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают выполненные операции и фиксируют операцию, где возникло затруднение; затем соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом).
/ Пример.- Попробуйте сами.
- На карточке слова:
Дв.ры, стр.ла, в.да, тр.ва, х.лмы, ж.ра, св.ча, пч.ла, гн.здо, ч.жи, д.жди, шк.фы.
- Работая в паре, вставьте пропущенные буквы.
- Проверим. (1 пару, оценивание) Слайд 5
- Поднимите руки, у кого все буквы вставлены правильно?
- Поднимите руки, кто допустил ошибки?
- Как думаете, почему вы допустили ошибки? (Приём подводящий диалог)
Дети выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.
/ Пример. Работая в группе, составьте из карточек алгоритм действий при постановке безударной гласной в корне слова.
- Проверим работу групп. Составим алгоритм. Слайд 6
- Как подобрать проверочное слово?
- Работая в группе, познакомьтесь с правилом с. 104 и продолжите алгоритм. Слайд
5. Реализация построенного проекта.
Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
/ Пример. Применение новых знаний.
- Выполним упр. 195 на с. 105. 1 вариант – вставить буквы «о» или «а»,
2 вариант – вставить буквы «е», «и», или «я».
- Проверим вашу индивидуальную работу. ( по 1 ученику с каждого варианта, оценивание)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности своей и класса
В конце урока я организую работу с «Лесенкой успеха», по которой учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам.
Вернёмся к нашей таблице. Заполните третий столбик.Слайд
- Что изменилось в таблице? Какой вывод можете сделать?
- Какую тему определили на урок?
- Какие цели ставили? Достигли цели?
- Чтобы быстрее научиться правильно писать безударную гласную в корне слова, запомните стихотворение. Слайд 8
- С помощью карточек- смайликов покажите какое у вас сейчас настроение
В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
/ Пример. Организую беседу.
- Какие открытия сделали для себя?
– Что узнали нового?
- Покажите, на какой ступеньке знаний вы находитесь сейчас?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
- Какие задания понравились больше всего?
- В чём были затруднения?
– Кто доволен сегодня своей работой? Какое у вас настроение? /
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, поддержки, проблемная ситуация, проблемный вопрос, подводящий и побудительный диалог, наглядная передача учебной информации, разумное сочетание приёмов и методов ТДМ на этапе открытия нового знания даёт положительные результаты работы, высокое качество усвоения темы, отражающееся в листах результативности работы учащихся на уроке, таблице знаний и умений, листе успешности.
Каковы же эффекты ТДМ?
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование технологии деятельностного метода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
Уверена, что правильное использование ТДМ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству»
А. Дистервег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья
"Реализация технологиидеятельностного методана уроках открытия нового знания" Статья...
Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)
Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....
Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...
Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"
В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный подход – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...