Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Черкасова Татьяна Леонидовна

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.96 КБ
Файл Конспект урока17.09 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии  деятельностного метода (ТДМ).

Данный вид урока включает в себя:

выбор темы урока;

выбор ведущей цели урока;

определение целей, достигаемых на каждом этапе урока;

распределение выбранного учебного содержания по этапам урока в соответствии с целями каждого этапа;

выбор способа предоставления заданий;

определение форм организации учебного процесса на уроке;

выбор способа, которым предоставляется результат каждого задания;

определение дидактических средств, необходимых для выполнения каждого задания;

определение способов  контроля или самоконтроля правильности выполнения предложенных заданий;

выбор способа коррекции возможных ошибок.

На уроке «открытия» нового знания ученики не просто воспринимают новую информацию, а участвуют в ее построении под руководством учителя. Ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.

Урок «открытия» нового знания, проектируемый на основе технологии деятельностного метода имеет следующую структуру

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение уча-

щегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности

(«надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включе-

ния в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и

его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней

речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности,

которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,

план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение

возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства: алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется его значение решения задач. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и

выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается

как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется

использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. На данном этапе предполагается широкое использование групповых и индивидуальных форм работы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Таким образом, технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет учителю на уроке эффективно включать детей в самостоятельную учебно-познавательную деятельность и формировать УУД.



Предварительный просмотр:

Тема:  Письменный прием сложения вычислений  вида «38+14».

Цель урока: сложение двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100.

 Планируемые результаты:

- предметные - поиск закономерностей и особенностей сложения двузначных чисел с переходом через десяток;

-метапредметные – обобщение и классификация по признакам ,развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, умение добывать новые знания, развитие умения выделить проблему урока, рефлексия ;

личностные - эмоционально-положительное восприятие учения, умение объективно оценивать результаты своей деятельности;

Оборудование: компьютер, экран ,проектор ,учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

“Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

-Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

2. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

-Прочитайте записи на экране. Что вы можете сказать?

75+4                   20+40      38+14

60+20                 52+8        90+1            

40+17                 33+6

36+21                  13+1       80+14

- Все эти записи являются выражениями и это суммы.

-Распределите данные выражения на группы по способу нахождения их сумм.

- На какие группы распределили выражения?

(Учащиеся  объясняют, что значения выражений 20+40, 60+20 можно найти на основе знаний таблицы сложения, а при вычислении выражения 13+1 и 90+1 используем натуральный ряд чисел.

75+4,33+6 -находим значения, заменяя первое число суммой разрядных слагаемых.

40+17,80+14-значения можно найти, заменив второе число суммой разрядных слагаемых.

При вычислении выражения 36+21-оба числа заменяем суммой разрядных слагаемых.

52+8 -находим значение, заменяя первое число суммой разрядных слагаемых с переходом через десяток).

3. Выявление места и причины затруднения.

-Где возникла трудность? Почему? ( Сумму чисел 38+14

мы пока не можем найти, так как не один способ не подходит, которые мы уже знаем).

-Получается, мы не можем найти значение выражения 36+18? (Можно, но для этого надо придумать другой способ).

-Определите цель нашего урока.

-Чем будем заниматься на уроке? (Складывать двузначные числа, когда при сложении единиц получается число больше 10).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Рассмотрите рисунок на с.62 учебника.

-Каким способом предлагаете найти значение выражения 38+14? (Учащиеся аналогично рисунку выкладывают счетные палочки и образуют числа 38и 14(называют разрядные слагаемые).

-Что мы делаем сначала? (Сначала прибавим к числу 38 один десяток и получим 48.Затем прибавим4 единицы-единицы складываем с единицами, к 8+4=12).

-Что мы замечаем,12-это…? (Число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц).

-Верно, из 12 единиц у нас набрался 1 десяток и 2 единицы.

-Как вы думаете, какой следующий шаг? (Добавим к десяткам еще один десяток, который образовался при сложении единиц, получим 5 десятков и еще останется 2 единицы. Значит к 38+14=52).

5. Реализация построенного проекта.

-Выполним сложение в столбик.

-Вспомните, с чего начинаем выполнять вычисление в столбик?

(Вычисление начинаем с конца, т.е.с единиц. Прибавим к 8 единицам 4 единицы, получим12 или 1 десяток и 2 единицы. Под единицами запишем 2,а 1 десяток запомним. Сложим десятки - к 3 десяткам+1 десяток =4 десятка и еще 1 дес., образовавшийся при сложении единиц. Всего5 дес. Запишем под десятками цифру 5. Читаю ответ – 52).

Учащиеся записывают, проговаривая каждый шаг про себя(1 учащийся –помощник, работает у доски).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Работаем в тетрадях на печатной основе, с.69- №3

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Выполните задание в учебнике ,с. 62-№ 1

8.Включение в систему знаний и повторение.

Учитель дает задания в учебнике на с.63,№ 3

-Оцените, как вы поняли новый способ сложения двузначных чисел и выберите для себя задание:

-найдите и решите примеры нового вида;

-реши все примеры и подчеркни примеры нового вида.

9.Рефлексия учебной деятельности.

-Над какой темой работали?

-Какую цель ставили? Удалось ее решить? Каким образом?

-Каковы результаты?

-Где могут пригодиться полученные знания?

Д/з:уч.с.63, №4,т.с.69, №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...

Мастер-класс по теме «Проектирование уроков открытия новых знаний»

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук,...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Проектирование урока "открытия" нового знания

     Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда.Древняя мудрость.           ...