Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
методическая разработка

Шаповалова Елена Викторовна

Урок "открытия новыхзнаний" (структура)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС»

(Урок «открытия» новых знаний)

        Сл.2

         Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знания теперь не преподносятся в готовом виде, а важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения.  

         Сл.3

        Рассмотрим подробнее: как проектировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти.    

         Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

        Учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует  их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

          Сл.4

Этап 1  МОТИВАЦИИ

Какие приемы можно использовать на данном этапе:

          Сл.5

«Психологический тренинг»

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза».  

На экране  солнышки (весёлое и грустное)

-К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них  вам   больше нравится?

-Я очень рада, что у вас  хороший настрой на работу.

-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.

 «Побуждение»

На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: 
-  мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили еще одну важную сторону этой темы
«Театрализация»

Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

 «Отсроченная отгадка»

Загадка (или удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым загадочным числом или буквой». 

 «Фантазёр»

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. (Дети называют.)
- Вот видите, как важно…

               Сл.6

Этап  2  АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

        Сл.7

Приемы:

«Интеллектуальная разминка» (Вопрос-ответ)

«Лови ошибку»  Объясняя материал, учитель допускает ошибку.  Ученикам показывает  текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)

«Идеальный опрос» Кто лучше расскажет?

«Сказочные  пазлы»  Пазлы нацелены на создание  творческой и   игровой среды. Детям можно предложить следующие задания (как в группе, так и индивидуально):

-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;

-описание персонажа;

-сочинение своего продолжения сказки.

«Пойми меня» Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово или фразу. Далее строится работа с этим словом.

        Сл.8

Этап  3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

        Сл.9

«Составление алгоритма»

Составить алгоритм, записать в виде схемы.

«Слепая таблица»

Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме).

«Птичий базар»

Индивидуальное проговаривание каждым учащимся нового правила вслух (не хором).

«Цепочка»

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.

«Расшифруй!»

Расшифровать схематическую запись,  прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи

        Сл.10

Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

На этом этапе постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся  сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

Можно использовать такие методы:

        Сл.11

«Яркое пятно»

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте и строим работу с ним.  

«Помощники»

Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:
-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи и находить способы их решения.

«Тема в виде проблемного вопроса»
Тема урока может быть сформулирована так «Почему идет дождь?», «Как путешествует письмо?»

 «Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.  
Например, на урок математики. Записан ряд примеров в пределах 10 и один пример в пределах 20.
 

-Чем похожи и чем отличаются выражения?

-Найдите лишнее выражение. Почему?

Кто догадался, чему будем учиться на уроке? Сформулируйте тему урока.

«Отгадай ребус, загадку, шараду…»

Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду…, стихотворение

 

 - Послушайте стихотворение, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня  говорить. (о природе)

-Сегодня совершим путешествие в природу.

- А что же такое природа? Давайте подумаем.

        Сл.12

Этап 5  РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель данного этапа - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

«Мини – рассказ»

Составь мини- рассказ, используя термины из списка, а так же словосочетания «так как», «потому что», «следовательно», «если - то», прочитать и рассказать в классе

«Проблемный поиск»

Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки.  

«Пары сменного состава»

Учитель предлагает: получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить, выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас (или наоборот одинакового цвета),  перескажите ему содержание вашей карточки,
задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение  содержания карточек с тем, чтобы лучше  понять и запомнить материал,
соберитесь в малые группы по цвету карточек.

        Сл.13

Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия

 «Учимся сообща»

Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3 Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 4.Учитель вносит дополнительные разъяснения. 

        Сл.14

Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
 На данном этапе необходимо организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

«Цифровой диктант»

«Буквенный диктант»

«Тренировочная к/р»

«Блиц-контрольная»

«Творческий тест»

- Перед вами карточки с заданием. Работаем по рядам.

1р. – находит и обводит объекты живой природы,

 2р.  -  неживой, 3р.- изделия.

        Сл.15

Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов

«Повторяем с контролем» Ученики составляют серию контрольных вопросов  к изученному на уроке материалу

«Свои примеры» Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.            Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание.

«Починить цепочку»  Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями.  

«Восстанови текст»1.Заполнить «слепой» текст словами или числами
2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.
3. Работа с деформированными текстами.

        Сл.16

Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

«Цветные поля»

«Опрос – итог»

«Лесенка» 

«Фишки»  


        Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.