Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
статья (1 класс) по теме

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов, МОУ « СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области »

Мастер-класс
«Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения»

Цель:

  • Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности  учащихся.

Задачи:

  • Вызвать интерес у коллег к технологии деятельностного метода обучения.
  • Сформировать представление об эффективности  ТДМ.

ФГОС НОО

  • Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного  образования является введение федеральных государственных  образовательных стандартов второго поколения.
  • Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

  •        Результатом обучения должно стать не только приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта.

       Основной педагогической задачей становится создание и организация     условий, инициирующих детское действие. Технология деятельностного метода обучения является средством реализации современных целей образования.

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».

Б.Шоу.

Что такое ТДМ?

 Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося. ТДМ – это предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, система ценностей – отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам); предметные  (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные (усвоение УУД и воспитание основ умения учиться).

   Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание.

    При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа);  самооценка.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания.

Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель урока: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Основной целью её включение  учащихся в деятельность на личностном уровне. На данном этапе я стараюсь использовать девизы, пословицы, стихи  для развития внимания, памяти, интереса к уроку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”).

/ Пример: Урок русского языка «Перенос слова», 1класс. ( Приём -побуждающий диалог)

- Ребята, Незнайка, приготовил Вам 2 вопроса:

- Для чего каждому школьнику нужны знания?

- С чем можно сравнить знания?

 Дети отвечают на вопросы, включаются в  обсуждение, в деятельность.

 - Подумайте, на какой ступеньки лестницы знаний вы находитесь сейчас? Дети оценивают себя, используя сигнальные карточки. Возможно ли улучшение результата?

Обсудите, может ли быть данное  предложение: «Мы на урок пришли учиться, а не лениться!» девизом нашего урока. /

  В своей работе я  применяю такие приёмы:

   - Высказываю  добрые пожелания ученикам, предлагаю  пожелать друг  другу удачи;

  • Предлагаю  подумать, что пригодится на уроке для успешной работы, ученики высказываются;
  • Самопроверка дом задания по образцу.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».

На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.

 /Пример: Демонстрируя  учащимся карточку информационного ресурса «Переносим слово по слогам».

Я -  поэт, зовусь Не… знайка,

От меня вам бабалайка.

Вот так дела ,

Слово на строке

Не помещается!!!

Что же делать?

Может  лист пошире найти?/

Проблемный вопрос, заданный Незнайкой самому себе  «Что делать, если слово не помещается на строке?»  нацеливает учащихся помочь Незнайке и самим попробовать перенести это слово для переноса.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе  предлагаю ученикам задание, где они  выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают  выполненные операции и фиксируют  операцию, где возникло затруднение; затем  соотносят  свои действия с используемым способом действий (алгоритмом).

/ Пример.- Попробуйте сами. Что у вас получилось?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? (Приём подводящий диалог)

Дети выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу, что должны быть единые правила переноса.

- Что бы вы предложили?

Дети: Переносить слова нужно по единым правилам, которые мы ещё не знаем, но мы их должны узнать. / 

Учитель: Я принимаю все ваши предположения, давайте их проверим.

Просмотрите вторую часть ресурса, сравните её со  своим ответ.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном  этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.

/ Пример. Кто догадался, какова тема урока? Перенос слова по слогам.

 Какую цель мы ставим перед собой? На уроке мы учиться переносить слова.

Что для этого мы должны сделать? Узнать правила  переноса слов, научить их применять.

Где об этом можно узнать? Мы можем их прочитать в книге, спросить у родителей.

5. Реализация построенного проекта.

Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.  В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

/ Пример.  Записать предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделить каждое слово на слоги вертикальной линией.

Сравнивают с эталоном: Бро /дит ста /до по лу /гам.

- Вот так можно перенести эти слова.

- Как можно переносить слова? Слова переносят по слогам.

Организую парную работу, просмотр ЭОР -2, в котором отражаются правила переноса слов.

- Ознакомьтесь с материалом. Зачитайте, те правила переноса слов, о которых мы ещё не говорили. / При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке: сес - тра, сест-ра  /

- А ещё какое правило? / Одну гласную нельзя оставлять на строке /

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

/ Пример. Затем  я организую  работа по учебнику, инициирующую обсуждение учащимися задания №19 на с.19 и его решения. Проводится взаимопроверка первого предложения. /

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: предлагаю применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 / Пример. (ЭОР – 5)  Игра «Кто знает перенос?»

Организую самостоятельную  работу детей  (парная работа)

Задание: - Сколько ошибок сделал Незнайка, перенося слова? Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу. /

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, я подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

/ Пример. Тренировочное задание - «Как перенести слово» (ЭОР - 4) . Проверь себя! /

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности своей и класса

В конце урока я организую работу с «Лесенкой успеха»,  по которой учащиеся оценивают собственную  учебную деятельность. Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте  ниже, на сколько – каждый решит сам.

 В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

/ Пример. Организую  беседу.

- Какие открытия сделали для себя?

– Что узнали нового?

- Покажите, на какой ступеньке  знаний вы находитесь сейчас?

- Сколько правил переноса слов существует?

-Для чего существует перенос слов?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

- Какие задания понравились больше всего?

- В чём были затруднения?

– Кто доволен сегодня своей работой?  Какое у вас настроение? /

ЭОР на уроке открытия нового знания применяются мной с целью проведения не только фронтальной работы, а также групповой (парной), индивидуальной работы учащихся в зависимости от поставленной цели.

Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, поддержки, проблемная ситуация, проблемный вопрос, подводящий и побудительный диалог, наглядная передача учебной информации, умелое  использование ЭОР, разумное сочетание приёмов и методов ТДМ на различных этапах урока открытия нового знания даёт положительные результаты  работы, высокое  качество усвоения  темы, отражающееся в листах результативности работы учащихся на уроке, таблице знаний и умений, листе успешности.

Каковы же эффекты ТДМ?

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными  принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование технологии деятельностного метода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

Уверена, что  правильное использование  ТДМ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 «Настоящий  учитель показывает  своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его  к  разрабатыванию  строительного материала,  возводит  здание  с  ним вместе,  учит  его  строительству»

                                                                                                     А. Дистервег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения» Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №2»

Слайд 2

Цель: Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности учащихся.

Слайд 3

Задачи: Вызвать интерес у коллег к технологии деятельностного метода обучения. Сформировать представление об эффективности ТДМ.

Слайд 4

ФГОС нового поколения Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход.

Слайд 6

Результатом обучения должно стать не только приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта.

Слайд 8

Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Технология деятельностного метода обучения является средством реализации современных целей образования. « Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность». Б. Шоу .

Слайд 9

Что такое технология деятельностного метода обучения? ТДМ- метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 11

Структура урока открытия нового знания по ТДМ. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 12

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися новой информации – правила переноса слов Задачи урока : ознакомить с правилами переноса слов, обучить умению видеть «опасные места» в словах и правильно переносить слова с изученными орфограммами

Слайд 14

Цель : включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Приемы работы : В начале урока высказать добрые пожелания ученикам, предложить пожелать друг другу удачи; Предложить подумать, что пригодится на уроке для успешной работы, ученики высказываются; Самопроверка дом задания по образцу.

Слайд 15

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель : повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового». УУД : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П);осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);подведение под понятие (П);выполнение пробного учебного действия (Р);фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);учет разных мнений (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Слайд 16

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

Слайд 17

3. Выявление места и причины затруднения.

Слайд 18

3. Выявление места и причины затруднения. УУД : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка формулирование проблемы (П);структурирование знаний (П);осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);разрешение конфликтов (К).

Слайд 19

4.Построение выхода из затруднений . Цель: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. УУД: самоопределение (Л); смыслообразование (Л);анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); поиск и выделение необходимой информации (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (П); прогнозирование (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Слайд 20

Кто догадался, какова тема урока? Какую цель мы перед собой поставим? Что для этого мы должны сделать?

Слайд 21

5.Реализация построенного проекта. Цель : выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации, обсуждают, выбирают, фиксируют оптимальный вариант в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. УУД: самоопределение (Л); смыслообразование (Л);анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); самостоятельное выделение и формулировани познавательной цели (П); поиск и выделение необходимой информации (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (П); прогнозирование (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); разрешение конфликтов (К).

Слайд 22

Перенос слов Запомни! Переносить часть слова с одной строки на другую нужно по слогам: се-стра кру-па пря-ни-ки При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке: сес-тра сест-ра Одну гласную нельзя переносить или оставлять на строчке: Илья улей огонь Эти слова нельзя переносить! http:///?froschool-collection.edu.ru/catalog/res/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494m=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

Слайд 23

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Слайд 24

Правила переноса паль-то подъ-ехал Не разрешается при переносе Ь и Ъ отрывать от предшествующей буквы. зай-ка Не разрешается при переносе Й отрывать от предшествующей буквы. мас-са хок-кей Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится.

Слайд 25

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверка своих знаний Игра "Кто знает перенос?" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/113f0f96-9b47-4243-ad6a-370ea95a5e28/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067

Слайд 26

Проверь себя! Незнайка допустил двенадцать ошибок в переносе. Надо переносить слова так: Зай-ка, лей-ка, чай-ка, май-ка, Уши, шея, лоб, гла-за, Ов-цы, ут-ки, конь, ко-за. Зоя, Гри-ша, Ти-мо-фей, Ал-ла, Ин-на и Сер-гей.

Слайд 27

8. Включение в систему знаний и повторение. Цель : выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, я подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Слайд 28

Игра «Как перенести слово?». Из слов на бантиках найди такое, какое нельзя переносить. СЫН БАРАБАН КАССА

Слайд 29

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель : фиксируют содержание нового материала, организация рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности, соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.

Слайд 30

Применение технологии деятельностного метода обучения в учебном процессе соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.

Слайд 31

Спасибо! Благодарю за активную работу. Сегодня вы поднялись еще на одну ступень знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся вам в вашей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Перенос слов

1. ФИО (полностью)        Дьякова Светлана Александровна

2. Место работы              МОУ « СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

3. Должность                  учитель

4. Предмет                       начальные классы

5.  Класс                           1

6. Тема и номер урока   Перенос слов  (урок 8)

      в теме (урок 1)

7. Базовый учебник      Русский язык (первые уроки). Учебник для 1-го класса. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

8. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (правила переноса слов)

9. Задачи:

- обучающие:

- ознакомить обучающихся с правилами переноса слов;

- обучать умению видеть « опасные места» в словах и правильно переносить слова с изученными орфограммами;

- закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки

- развивающие:

- развивать  речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме), внимание, память, логическое мышление,  орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать навыки работы на ПК, умение работать с ЭОР;

-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- воспитательные:

- учить работать в паре; быть толерантными; слушать и понимать речь других;

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

10. Тип урока:    урок открытия нового знания

11. Формы работы учащихся:   индивидуальная, фронтальная, парная

12. Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, компьютеры, проектор, карточки заданий, карточки с числами, деформированное предложение для аутотренинга, кукла Незнайка, ПК.

13. Структура и ход урока

Этап урока

Название

используемых

ЭОР

(с указанием

порядкого

номера из

Таблицы 2)

Деятельность

учителя

( с указанием

действий с ЭОР,

например,

демонстрация )

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

УУД

1.

Мотивация

(самоопреде

ление)

к

учебной

деятельности

-

Обеспечиваю мотивацию учения, создаю  комфортную обстановку на уроке.

Задание: - Ребята, Незнайка. приготовил Вам 2 вопроса:

- Для чего каждому школьнику нужны знания?

- С чем можно сравнить знания?

Задание детей, работающих у доски: Создать из «хаоса» предложение.

- Подумайте, на какой ступеньке знаний  вы находитесь сейчас?

Покажите соответствующую карточку./1, 2, 3, 4/.

-Проверка задания ребят. Это будет девиз нашей работы.

-Чему Вы учились на прошлом уроке?

-Предположите, что мы будем делать  с изученным материалом?

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.

Следят за ответами одноклассников.

Выполняют задание./парная работа /.

Оценивают себя

Мы на урок  пришли учиться, не лениться, а трудиться!

Ответы детей

Проверим свои знания

2

Личностные

(самоопределение, смыслообразование)

Регулятивные

(целеполагание)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Орфоэпическая тренировка.

Чистописание.

-

-

Организует комментированную запись даты  в тетради.

Предлагает задание: - Проверка знаний в расстановке ударения в словах, данных на карточке

I вариант- договор , заржаветь,  каталог, комбайнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин

II вариант- намерение, петля, процент, шофёр, досуг, маляр, ( она)  начала, красивее, газопровод, сантиметр.

Организует работу в рабочей тетради

-Откройте рабочую тетрадь на с.9, рассмотрите рисунок.

-Догадайтесь, куда спешит улитка.

-Какие буквы живут в нём?

Нарисуйте улитку на строчке.

Показ образца на доске.

-Какие буквы алфавита не могут начинать слова?

-Почему?

-Проговорите написание букв и пропишите их по образцу.

Задание:- Прочитайте про себя слова в тетради на с.9

-Как вы думаете, одинаковую ли роль в словах играют буквы ъ и ь.

- Прочитайте вслух слова, состоящие:1 ряд - из одного слога; 2 - ряд из двух слогов; 3 ряд - из трёх слогов; всем - слова, в которых звуков и букв поровну.

Задание: - Запишите, диктуя их по слогам.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?

- Подчеркните их в словах.

- Послушайте загадку, отгадайте её.

Со звуком [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

Задание:- Вспомните ещё слова в этой загадке с ь и ъ.

- Какова роль ь и ъ знаков этих словах?

- Самостоятельно запишите отгадку, подчеркните ь.

-Пусть самая красивая из трёх букв (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике. Впишите её в окошко домика.

Организует физкультминутку

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь, распрямитесь, Приседайте,  приседайте, Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

 Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Выполняют запись

Выполняют задания, производят самопроверку – сравнение с эталоном, данным на доске

Рассматривают рисунок.

Ответы детей

Спешит в домик.

ы, ъ, ь

Выполняют задание.

ы, ъ, ь

Версии детей

В русском языке нет заглавных букв для них.

Выполняют задание.

Выполняют задание

Выдвижение версий детьми

Выполняют задание по рядам.

Запись слов,

 подчёркивание

мягкого и твёрдого знаков.

Отгадывают загадку:

Соль – моль

 Приводят примеры

 Ответы детей

Выполняют задание

Выполняют

физкультминутку

3

4

1

Личностные

(умение формировать границы знания и «незнания»)

Регулятивные

(умение контролировать свои действия на основе сверки с эталоном)

Коммуникативные

(умение слушать и принимать мнение партнёра)

Регулятивные

(умение принимать и сохранять учебную цель и практическую задачу, выполнять инструкцию)

Познавательные

(умение делать выводы о роли ь и ъ знаков в словах; анализируют слова)

Коммуникативные

(формируют собственное мнение, слушают и учитывают мнение товарищей)

Словарная работа

-

Организует работу с доской.

Предлагает задание:

-Выпишите из стихотворения однокоренные слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне.

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

 Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

-Взаимопроверка в паре.

-Докажите, что ваша пара выполнила задание верно.

- Все согласны с ответом пары? Есть замечания, дополнения?

Организует работу с учебником.

- Откройте с.18-19 учебника, рассмотрите рисунки.

- Какие слова составили ученики?

- Правописание этих слов нужно запомнить.

-Обсудите в паре, как по – другому можно назвать эти слова?

Задание: - Запишите, выделите ударение, поделите на слоги, выделите орфограммы, запомните написание.

-Устно составь словосочетание, предложение с одним словарным словом

Выполняют задание

Работают по инструкции

Защита правильности выполненного задания одной парой

Рассматривают рисунки

Ответы детей

Ответы детей - словарные слова

Работа по инструкции

Ответы детей

3

Регулятивные

(контролируют свои действия, учатся высказывать свои версии на основе работы с текстом, рисунком)

Коммуникативные

(умение  работать в паре, уважать мнение других участников, объяснять свою позицию)

Познавательные

(приобретают умения по разработке собственного алгоритма решения познавательных задач)

Повторение опорных знаний

Организует  диалог учитель- ученик

Предлагает задание:-

Проверьте, правильно ли Незнайка определил

количество слогов в новых словарных словах.

Корова-3слога, собака- 3 слога, мяч- 1 слог

-Какое правило ему помогло определить количество слогов в слове?

- Какую роль выполняют гласные в словах?

- Что можно составить из слогов?

- Сколько слогов может быть в слове?

Выполняют задание, анализируют материал

 Отвечают на вопросы

учителя

Сколько в слове гласных, столько и слогов

Гласные образуют слог

Можно составить слово

Сколько в слове гласных, столько и слогов может быть

2

Регулятивные

(принимают учебную задачу)

Познавательные (преобразуют информацию из одной формы в другую, формулируют ответы на вопросы учителя, делают выводы по итогам наблюдений)

2.

3.

4.

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Переносим слово по слогам (ЭОР - 1)

Демонстрирует ЭОР-1, инициируя обсуждение.

Формулирует проблемный вопрос, заданный Незнайкой самому себе.

- Что делать, если слово не помещается на строке?

-Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

-Что бы вы предложили?

-Просмотрите вторую часть ресурса, сравните её со  своим ответ.

-Кто догадался, какова тема урока? Чему мы будем учиться на уроке?

-Я принимаю все ваши предположения, давайте их проверим.

Просматривают ресурс,

выдвигают свою версию, что слово надо перенести.

Выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу, что должны быть единые правила переноса.

Предлагают свои версии, что на уроке узнают о правилах переноса, будут тренироваться в переносе слов

2

1

2

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

5.

6.

Реализация  построенного проекта.

Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

Перенос по слогам (ЭОР-2)

Правила

переноса

 (ЭОР-3)

Организует работу  на доске.

(1 ученик - на доске, все - в тетради)

-Задание: Записать предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделить каждое слово на слоги вертикальной линией.

- Вот так можно перенести эти слова.

- Как можно переносить слова?

Организует просмотр ЭОР-2, парную работу.

Задание:- Ознакомьтесь с материалом. Зачитайте, те правила переноса слов, о которых мы ещё не говорили.

- Какое это правило?

Организует работу по учебнику, инициирует обсуждение учащимися задания №19 на с.19

и его решения.

Организует работу по ресурсу «Правила переноса»

- Зачитайте правила переноса слов.

Задание:- Разделите слова для переноса на карточке вертикальной чертой

Огонь, подъём, коньки, змея, лейка, масса.

Инициирует самостоятельное чтение правила переноса слов на с.21 учебника

Задание: - Все ли правила переноса слов были представлены в ЭОР?

-Правила переноса слов нужно выучить!

Организует физкультминутку

Физкультминутка для глаз

Выполняют задание самостоятельно, сравнивают с эталоном, приготовленным заранее учителем.

Бро /дит ста /до по лу /гам.

Делают вывод, что переносить надо по слогам.

Работают с таблицей, находят ответы на вопросы,

работая в паре.

Одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

Самостоятельно выполняют

упражнение. Взаимопроверка первого предложения.

Работают с новой информацией

Проверка с объяснением с места

Работают над правилом, ориентируются в тексте учебника, анализируют и структурируют собственные знания.

Выполняют упражнения для глаз

3

4

4

2

1

Регулятивные

(учатся высказывать свою версию  на основе работы с ЭОР)

Познавательные (умение на основе анализа делать выводы)

Личностные (осознанно проявляют положительнее личностные качества)

Коммуникативные

(осознанно строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

слушают и понимают речь других)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра «Кто знает перенос ?»

(ЭОР – 5)

Организует самостоятельную  работу детей (парная

работа)

Задание: - Сколько ошибок сделал Незнайка, перенося

слова? Проверьте себя

Выполняют задание, сравнивают свой результат с эталоном

4

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания )

8.

Включение в систему знаний и повторение

Как перенести слово?

(ЭОР- 4)

Организует  самостоятельную проверку знаний каждого учащегося по теме.

Задание: - Ты умеешь переносить слово по слогам?

Проверь себя!

Выполняют тренировочное задание

5

Регулятивные (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей)

9.

Рефлексия учебной деятельности

-

Организует беседу.

- Какие открытия сделали для себя?

– Что узнали нового?

- Покажите, на какой ступеньке  знаний вы находитесь сейчас?

- Сколько правил переноса слов существует?

-Для чего существует перенос слов?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

- Какие задания понравились

больше всего?

- В чём были затруднения?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность

2

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Личностные (формулируют вывод о качестве своей деятельности на уроке и уровне знаний по теме, идентифицируя себя с понятием «хороший ученик»)

Приложение к плану-конспекту урока Перенос слов

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

 доступ к ЭОР

1

Переносим слово по слогам

Информационный

Анимация

Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение правила переноса слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf930186-273b-4f3a-9e02-772e5cc200b7/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

2

Перенос по слогам

Информационный

Текст с иллюстрациями
Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&interface=teacher&class=42&subject=8

3

Правила переноса

Информационный

Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c6461563-a7f6-400e-b99d-349853c2f53e/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067

4

Как перенести слово?

Информационный,

практический

Текст с иллюстрациями

Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение правила переноса слова

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

5

Игра

"Кто знает перенос?"

Практический

Текст с иллюстрациями

Иллюстративный материал, направленный на изучение правила переноса слова. Задание на перенос слов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/113f0f96-9b47-4243-ad6a-370ea95a5e28/?sort=order&interface=teacher&class=42&subject=8&rubric_id[]=63147&rubric_id[]=99067



Предварительный просмотр:

Приложение

Алгоритм самооценивания

1. Какое было задание?

2. Удалось выполнить задание?

3. Задание выполнено верно или с ошибками?

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Оценочный лист

1.Чистописание

               

2.Парная работа

                

3.Упр.19 с.19

                

4. Сам. р.

                

Итог:

                

Лист для проведения рефлексии

Выбери смайлик, который соответствует твоему настроению.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTP094X0UbRYQjt3dJ7SKTTzsfdndpctxdUIwwUlvUMBLlGbufA

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ85_1oJkKGGZgTv_XoFoGOunS-RiZb4-ySHue7-IrjfVySFgJ_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе, построенный на основе технологии деятельностного метода

Конспект урока составлен по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих" по материалам учебника  Бунеевых из ОС "Школа 2100" в технологии деятельностного метода....

Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...

Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...