Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

 

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа 21 века» и дидактическим требованиям.  Урок построен на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, вовлечении в процесс познания всех органов чувств. Проведенный открытый урок в рамках районного совещания руководителей образовательных организаций Кондинского района по проблемам создания развивающей предметной образовательной среды является примером эффективного использования цифрового оборудования для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В содержании урока четко прописаны планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. Учебное занятие рассчитано на учащихся 4 класса, учитывает  психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, требования СанПина. Выбранная форма проведения – лаборатория позволяет вовлечь в увлекательную исследовательскую деятельность каждого ребенка.  Использованы современные педагогические технологии, активные формы проведения. Урок позволяет ярко, доступно, интересно ознакомить учащихся со строением и функциями органов слуха через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША в стране НАУРАНДИИ», в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха.  Самостоятельная практическая работа в группах обеспечивает  создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира

в технологии деятельностного метода

Учитель высшей квалификационной  квалификационной категории:

Ворошилова Валентина Владимировна

Человек – это всё-таки, гордо

И торжественно, громко звучит.

Человек должен прочно и твёрдо

На земле ходить и творить.

(Л.Нагаева «О жизни,

о Конде моей любимой» -[10])

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа 21 века» и дидактическим требованиям.  Урок построен на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта участников обучения, вовлечении в процесс познания всех органов чувств. Проведенный открытый урок в рамках районного совещания руководителей образовательных организаций Кондинского района по проблемам создания развивающей предметной образовательной среды является примером эффективного использования цифрового оборудования для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В содержании урока четко прописаны планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. Учебное занятие рассчитано на учащихся 4 класса, учитывает  психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, требования СанПина. Выбранная форма проведения – лаборатория позволяет вовлечь в увлекательную исследовательскую деятельность каждого ребенка.  Использованы современные педагогические технологии, активные формы проведения. Урок позволяет ярко, доступно, интересно ознакомить учащихся со строением и функциями органов слуха через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША в стране НАУРАНДИИ», в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха.  Самостоятельная практическая работа в группах обеспечивает  создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха».

Конспект представленного урока прошел экспертизу и опубликован в региональном электронном журнале «РОСОБР» (Выпуск №5, 2017г. Приложение 3). Разработка урока получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе «Моя профессия – моя душа» в номинации «Человек познает мир», отмечен дипломом  2 степени (Приложение 4), опубликована в международном глянцевом журнале «Вестник педагога искусств» (Выпуск №3, 2017г.),  имеет практическую значимость для всего педагогического сообщества в качестве методических рекомендаций по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ

        

1.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….

3

2.

ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..

3

2.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ………………………………....

3

2.2.

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ……………………………………

6

3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...

15

3.1.

ВЫВОД…………………………………………………………………………………………

15

3.2.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………................

15

4.

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..............................

16

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогом задачу формирования у выпускников практико-ориентированных знаний, необходимых для успешной социализации и обеспечения непрерывного образования, поэтому в настоящее время актуально проведение учебных занятий  в системно-деятельностном подходе. Свои уроки конструирую и реализую в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон - [1], [11]), поскольку это позволяет успешно решать вопросы  реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках предметной дисциплины «Биология». Новизна представленной методической разработки заключается в том, что в 2016-2017 учебном году в рамках реализации проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды» педагоги нашей школы успешно используют возможности цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ», созданной отечественными разработчиками из г. Москва. (Автор оригинальной идеи – О.А. Поваляев, руководитель проекта – Т.А. Дюдина -[16]). Главный герой модульной цифровой лаборатории – мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Наураша приглашает детей в лабораторию для проведения ряда научных опытов по определенной теме с помощью датчиков, спроектированных в форме Божьей коровки, обладающими способностью чувствовать окружающую среду. Цифровая лаборатория  создает благоприятные условия для реализации ФГОС НОО: 

-формирование всех групп УУД, т.к. проведение исследований носят метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-овладение ИКТ-технологиями.

Данная лаборатория решает следующие задачи: развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; подготовка к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Лаборатория состоит из 8 модулей: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». Кратко расскажу о возможностях использования Модуля «Звук»  на уроках и во внеурочной деятельности. Модуль «Звук» позволяет углубить изучение следующих тем по окружающему миру: «Орган слуха», «Как сохранить здоровье» через проведение исследований  по теме «Звуки», «Влияние громкости звука на здоровье живых организмов»; «Звуки» - на уроках обучения грамоте; «Динамика и ритм музыки» - на уроках музыки.

Использование возможностей цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» успешно демонстрировала не только на открытых уроках, но и при проведении мастер-класса в рамках районных семинаров работников образования.

Цель методической разработки:  раскрытие опыта проведения открытого учебного занятия окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов через создание модели органов слуха в лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ». ВАРИАНТ проведения исследования звука с применением музыкальных инструментов манси и ханты (бубен, тумран, томра, погремушка-[9], [12]), в виртуальной лаборатории и практического исследования внешнего уха.

Продемонстрирую на примере собственной методической разработки, что проведение уроков в форме лабораторий с использованием интерактивного оборудования, объектов живой и неживой природы позволяет эффективно решать задачу формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов.

ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.Характеристика методической разработки

Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха»

Класс: 4а

Характеристика класса: в 4а классе обучается 26 учащихся, большинство детей умеют общаться с другими людьми, умеют взаимодействовать и договариваться; в то же время 1 ученик малообщителен, предпочитает индивидуальные формы работы; с ним проводится систематическая работа по развитию коммуникативных навыков по индивидуальной программе развития. В классе 3 гиперактивных ребенка, которые нуждаются в особом внимании педагога, в умелом использовании их энергии через вовлечение в разнообразные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. В коллективе обучаются дети с низким темпом работы, медлительные, требующие большего времени на самостоятельную работу. У большинства обучающихся развита зрительная память, поэтому на уроках обязательно применяю задания для развития слуховой памяти (слушание текста). Для формирования учебной мотивации применяю в практике классификацию «Виды способностей человека, повышающих учебную мотивацию» по теории К.Юнга. Согласно данной теории и результатам диагностики подавляющее большинство моих четвероклассников относятся к группам «Импульсивные способности» и «Деятельностные способности». Поэтому неслучайно они лучше осваивают программу через участие в активных формах работы (ролевые и деловые игры, лаборатории и т.д.) Для успешной реализации этой цели применяю технологию деятельностного метода, заложенного в УМК «Начальная школа 21 века». 3 ученика посещают занятия в школьном логопедическом пункте с целью коррекции проблем общего недоразвития речи и фонематического слуха. В классе 7 учащихся продвинутого уровня, 8 детей с хорошим уровнем развития, 7 учащихся среднего уровня развития, 2 ребенка со сниженными учебными способностями, поэтому организую самостоятельную работу в смешанных группах с целью снятия стрессообразующих факторов и создания ситуации успеха.

Образовательная программа: общеобразовательная программа «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой -[6].

Предмет: окружающий мир

Межпредметные связи и внутрипредметные связи: данный урок связан с предыдущими и последующими в теме; прослеживаются межпредметные связи окружающего мира с музыкой и русским языком (изучение звуков), с информатикой (овладение ИК-технологиями через работу с цифровой лабораторией и виртуальной лабораторией)

Количество часов в неделю: 2ч.

Количество часов в год: 68ч.

Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.:Вентана-Граф, 2013г. -[5]

Раздел учебника: «Человек – живое существо (организм)» (35часов).

Тема в разделе: «Как человек воспринимает окружающий мир» (4 часа).

Цели урока:

- создание условий для формирования у учащихся знаний об органе слуха

через исследование  строения и «открытие» секретов его работы, функциях (познание мира, равновесие) и гигиене.

- развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развитие устной монологической и диалогической речи учащихся;

- воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости через работу в парах и группах;

Задачи урока:

- через исследование строения и работы органов слуха подвести учащихся к выводу: благодаря органам слуха человек познает мир, может избежать опасных для жизни и здоровья ситуаций;

- формировать представление о строении органов слуха и взаимосвязи работы всех органов человека;

- развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся,  умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей через создание проекта памятки «Правила гигиены органов слуха».

Цели для учащихся:

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий к восприятию и использованию новых знаний и умений при исследовании особенностей строения органа слуха и его функциях посредством детской цифровой лаборатории «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ».

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний о строении органа слуха через создание модели «Орган слуха».

Тип урока: урок открытия нового знания

(классификация уроков по целеполаганию).

Вид урока: ролевая игра.

Форма проведения: урок

Опорные понятия, термины:

Органы слуха, внешнее ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, ушная раковина, улитка, молоточек, наковальня, стремечко, слуховые косточки, равновесие, функция органа слуха (работа), гигиена органа слуха, высокие и низкие звуки.

Средства обучения: 

1.Предметы для формулирования и проверки гипотез в процессе исследовательской работы в группах: ракушки, игрушка улитка, молоточек, муляж кости, барабан, картинка с изображением лягушки, шапка детская, шапочка для плавания, булавка, спичка, ватная палочка, ватный фитилек, мыло, наушники;

  1. Пластиковые корзиночки для работы в группах: клей-карандаш, маркер;
  2. Карточки-таблицы для конструирования в группах модели органа слуха;
  3. Учебник, тетрадь;
  4. Карточка со словами для инсценировки;
  5.  Интерактивная доска, мультмедиапроектор, ноутбук;
  6. Детская цифровая лаборатория «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ», модуль «ЗВУК»;
  7. ВАРИАНТ проведения исследования звука – музыкальные инструменты манси и ханты (бубен, тумран, томра, погремушка).
  8. Карточка «План исследования органа слуха»;
  9. 3 цветные карточки для первичного закрепления с заданиями;
  10. Карточки для самостоятельной работы

в парах и группах для создания проекта памятки «Правила гигиены органа слуха»;

Педагогические технологии:

технология деятельностного метода, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии;

Дидактические методы и приёмы:

учебный диалог; наглядный, наблюдение, опыт, эксперимент, исследовательский метод; дидактические игры («Роботы», «Эхо»); активные методы и приёмы обучения («Ульи», «Плюс/минус», «Антиципация», «Кластер»); драматизация.

Формы контроля:

Коллективная, самоконтроль, взаимоконтроль в парах и в группах

Домашнее задание по выбору:

1.Рассказ с опорой на модель и рисунок

«Орган слуха».

2.Нарисовать плакат – памятку  

«Берегите уши!»

Предметные результаты  изучения материала

Базовый уровень

К концу изучения темы учащиеся научатся:

-выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

-описывать строение органа слуха человека;

-моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Повышенный уровень

Получат возможность научиться:

-применять в житейской практике правила здорового образа жизни;

-соблюдать правила гигиены органа слуха.

Метапредметные результаты

Познавательные: 

-развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания модели органов слуха, решения учебных и практических задач;

-постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность и работать по плану;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: 

-способность в связной логически целесообразной форме речи;

-умение передать результаты изучения объектов окружающего мира;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение договариваться с собеседниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты 

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

В целях измерения эффективности использования на уроках цифровой лаборатории, активных методов и приёмов нами проведен «Сравнительный анализ качества обучения по разделу «Человек – живое существо (организм)» и сформированности УУД  до внедрения современного цифрового оборудования и активных методов обучения(2013г.) и после апробации (2017г.)». Данные занесены в диаграммы (Приложение 5).

Итак, сравнительный анализ апробации цифрового оборудования «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» показал, что метапредметные умения формируются успешнее  у учащихся 4а класса (2017г.) 

2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Считаю, что планирование методической разработки – самая важная часть работы по её реализации, поскольку тщательно продуманная организация деятельности обучающихся – залог качественного проведения урока. Предлагаю апробированную мною схему проектирования.

1 этап. Изучение методических рекомендаций разработчиков программы по окружающему миру Н.Ф.Виноградовой - [ 4].

2 этап. Анализ программных требований, предъявляемых к обучающимся к концу изучения темы (предметные, метапредметные и личностные результаты)- [6].

3 этап. Изучение и анализ методического аппарата (учебника, рабочей тетради).

4 этап. Изучение и анализ аналогов разработок урока по выбранной теме в методических пособиях и интернет-ресурсах -  [1], http://festival.1september.ru/.

5 этап. Учёт результатов диагностики универсальных учебных действий, индивидуальных учебных способностей, психологических и физиологических особенностей учащихся четвёртого года обучения при проектировании разработки урока окружающего мира.

6 этап. Формулирование дидактической цели для учителя и учащихся.

7 этап. Выбор оборудования и дидактического материала.

1 вариант проведения. Задолго до проведения урока педагогу необходимо апробировать цифровую лабораторию «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» (модуль «Звук»).

2 вариант проведения. Если таковая отсутствует в образовательной организации, то для исследования звуков можно использовать детские музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, дудочку; музыкальные инструменты манси и ханты (бубен, тумран, томра, погремушка).

Для эффективности проведения урока были выбраны технология деятельностного метода;

 работа в группах сменного состава; методические приемы:

«Антиципация» (Цель приема: создание условий для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков. Учащиеся высказывают предположения по теме);

«Ульи» (Цель приема: создание условий для формирования коммуникативных, познавательных и регулятивных навыков. Учащиеся в парах( группах) высказывают предположения или предлагают решение проблемы);

 «Плюс/минус» (Цель приема: создание условий для формирования регулятивных и личностных навыков. Ученики, сверяя задание с эталоном, показывают жестами «+» или «-»;

-дидактические игры:

«Эхо» (Цель: создание условий для формирования слуха и чувства ритма; представлений о звуковых колебаниях. Педагог выполняет хлопок в ладоши или постукивание карандашом по столу, а обучающиеся повторяют движение).

«Роботы» (Цель: создание условий для формирования регулятивных и личностных УУД. Ученики выполняют команду педагога в виде ролевой игры: закрывают глаза и, слушая задание, выполняют то или иное движение. Затем рассказывают о своих впечатлениях от выполненного);

8 этап. Составление плана урока с хронометражем каждого этапа.

План урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха».

 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 2 мин.

2.Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии – 3 мин.

3. Выявление места и причины затруднения – 2 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 мин.

5.  Валеологическая пауза – 2 мин.

6. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 16 мин.

7. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи в парах с проверкой по эталону – 4 мин.

8.Включение в систему знаний и повторение – 5 мин.

10.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин.

9 этап. Проектирование технологической карты урока с учетом темы, цели, планируемых результатов, физиологических и психологических особенностей учащихся; наиболее эффективных педагогических технологий, дидактических методов и приемов, средств обучения; деятельности учителя и учащихся. Обращаю внимание коллег на то, что необходимо тщательнее продумывать разработку урока, поэтому предлагаю разработку урока окружающего мира в виде технологической карты.


Технологическая карта урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 2 мин.

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания;

Всем добрый день! – Громко произносит приветствие. -  Поднимите руки девочки, мальчики.

Все готовы. – Использует среднюю силу голоса.

Садитесь. – Произносит шепотом.

-Что вы заметили, когда я приветствовала вас?

-Запомните это. Нам это пригодится позже.

Прочитайте запись на слайде. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

«То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно». (Пьер Симон Лаплас) - [4].

-Можно ли остановиться в познании мира?

-Думаю, вам не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Вы хотите узнать? Тогда приглашаю вас в лабораторию.

Психологический настрой на хорошую, дружную работу.

Коллектив

ные

 Внимательно слушает высказывания детей.

Вовлекает учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение.

Поднимают руки.

Садятся.

Фразы произносили громко – тише – шепотом.

Читают и объясняют смысл высказывания.

-Получение новых знаний – это интересный, творческий и бесконечный процесс.

2. Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии. - 3 мин

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по определению видов звуков, строению организма человека; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений;

-Подойдите, пожалуйста, каждый ряд к 1 парте. Исследуйте предложенные предметы. Подумайте, как они связаны с нашим уроком. Хорошо, но это ещё не все предположения. Продолжим работу.

-Какие трудности вы испытали? (Трудно определить, как предметы связаны с нашим уроком).

Приём «Антиципация».

 Работа с предметами и иллюстрациями. АМО

«Кластер»

Исследование

высказываний.

Решение учебной задачи с проговариванием алгоритма.

Коллектив

ные,

работа в группах

Организует исследование высказываний.

Учитель фиксирует на доске предположения детей, как предметы связаны с уроком:

муляж кости – будем изучать строение организма;

барабан – с помощью него можно извлекать звуки;

у лягушки на лапках есть тонкие перепонки – будем изучать строение организма;

с помощью молоточка можно извлекать звуки;

у улитки есть раковина, которая похожа на ракушки, а если приложить ракушку к уху, то можно услышать шум.

Исследуют в группах предложенные предметы:  ракушки, игрушка улитка, молоточек, муляж кости, барабан, картинка с изображением лягушки, рассуждают, делают выводы.

Дети рассматривают предметы и иллюстрации на партах. Высказывают предположения.

Вспоминают, что звуки мы слышим и произносим.

Выполняют задания, следуя алгоритму.

Высказывают предположения.

Делают вывод:  возможно, что на уроке мы будем изучать различные звуки, которые слышат живые организмы, или издают живые организмы.

3. Выявление места и причины затруднения. – 2 мин

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

-Можно ли сказать, кто из ребят прав? Почему?

-Какое возникло затруднение?

-Можем ли мы назвать одним словом все предположения ребят?

-У всех разные мнения. Почему так получилось? (Мы не знаем, как живые организмы улавливают и распознают звуки).

Подводящий диалог.

АМО

«Кластер»

Исследование

высказываний.

Коллектив

ная, индивиду

альная

 Организует подводящий диалог. 

Уточняет высказывания детей.

Высказывают и объясняют свою точку зрения. Проводят рефлексию выполненной работы.

Работают с кластером.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 минуты

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор средств её реализации;

 -Как будем преодолевать затруднение в распознавании звуков?

-Поделитесь вашими предположениями.

- Представители от групп выскажите предположения.

-О ком идёт речь? Поверье народа манси гласит, что это животное – их прародительница, поэтому у них существует запрет на то, чтобы убивать и  мучать это животное. У неё на лапках есть перепонки. Подберите картинку – отгадку -[7].

-Вспомните, какой раздел мы изучаем.

-С помощью какого органа мы распознаем звуки?

-Так какой орган человека мы сегодня будем исследовать?

-Какова тема урока?

-Сформулируйте цель урока.

-Я приглашаю вас в лабораторию «Органа слуха». А поможет нам Наураша, юный исследователь.

Целеполагание, планирование способов действий

АМО

«Кластер»

Исследование

высказываний.

Коллектив

ная

 Организует подводящий диалог, помогает ученикам вывести тему урока, наметить пути её решения, нацеливает на дружную работу. 

Показывает цифровую лабораторию «НАУРАША».

Дети создают модель и комментируют:

ракушка – раковина, слышен шум моря; улитка – живой организм, молоточек – стучит, издает звуки; муляж кости – скелет, барабан – издает звуки, перепонки на лапках у лягушки.

- Раздел «Человек – живое существо (организм)».

-С помощью органа слуха.

-Будем исследовать орган слуха.

-Тема: «Орган слуха».

-Познакомимся со строением органа слуха, «откроем» секреты их работы и правила бережного отношения к органу слуха.

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 16 минут + 2 минуты (валеологическая пауза)

Цель: построение и фиксация нового знания о способах распознавания слова через учебное исследование; снятие стрессообразующих факторов

1.Учебное исследование с целью распознавания различных звуков.

-Ребята, какой модуль цифровой лаборатории мы выберем для проведения опытов?

-Ребята, сегодня мы проводим исследование по плану: 1.Изучение строения;

2. Исследование работы отделов органа слуха;

3.Гигиена органа слуха.

-Результаты исследований пары научных сотрудников лаборатории предлагаю  заносить в таблицу.

Опыт 1. Закройте глаза, послушайте и выполните задание: помашите правой рукой, повернитесь налево, покивайте головой.

-Откройте глаза. Легко ли было выполнить задание? Почему?

-Что вам помогло?

Опыт 2. Работа с цифровой лабораторией «Наураша», модуль «Звук».

Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, детского музыкального инструмента.

-Какой вывод можно сделать?

-Куда именно в организм человека попадают звуки?

Наблюдение в парах. Наружное ухо. Рассмотрите в парах ухо соседа.  Какой формы? Что напоминает?

-Верно. Человек взял у природы название этой части органа слуха – ушная раковина.

-Где она находится? Значит, какой это отдел?

-Как она работает?

- Какие еще части вы наблюдаете?

-Посмотрите в учебнике, стр.38. - [5] и на слайде, что еще находится после слухового прохода.

-Как работает барабанная перепонка?

-Соотнесем с нашей моделью. Проверим наше предположение.

-Приклеим результаты наших исследований в таблицу.

Игра «Эхо».

-Послушайте и повторите ритм.

-Учитель хлопает в ладоши.

-Что произошло?

-Так и в ухе происходит усиление колебаний. Посмотрите видео и определите, какие части органа слуха участвуют в этом.

Наблюдение. Просмотр мультфильма.

Соотнесем с нашим предположением. Есть слуховая труба, которая выравнивает давление воздуха.

Заполните таблицу.

-Куда далее попадают колебания? Посмотрите на слайд или  на рисунок в учебнике, стр.38 - [5].

-Как работает улитка?

-Проверим наши предположения в начале урока. Модель органа слуха.

-Заполните таблицу.

-Кто может рассказать о  работе органа слуха по таблице исследований?

Физкультминутка «Роботы»

-Предлагаю отдохнуть всем сотрудникам нашей лаборатории. Представьте, что вы – роботы, которые выполняют звуковые команды. Закройте глаза.  Сделайте шаг вперед – поворот налево - еще поворот налево – 2 шага вперед – поворот налево – поворот налево - 1 шаг вперед.

-Что чувствовали? Почему? Что помогло вам вернуться на место?

Инсценировка.

-Послушайте диалог. Подумайте, почему так произошло?

-Здравствуй, тетя Катерина!

-У меня яиц корзина.

-Как поживают домашние?

-Яйца свежие, домашние.

-Ничего себе вышла беседа.

-Авось распродам до обеда.

Проектирование правил гигиены.

-Обратимся к нашему плану исследований:

1.Изучение строения;

2. Исследование работы отделов органа слуха;

3.Гигиена органа слуха.

-Что нам осталось исследовать?

-Предлагаю провести исследование в малых группах. Повернитесь к своим товарищам.

Исследуйте предмет в корзинке. Составьте правило гигиены органа слуха.

-Представители от групп сформулируйте правило гигиены. Все сотрудники лаборатории слушают и анализируют: «верно» или «нет».

Свои наработки сдайте, пожалуйста, для  проекта правил гигиены органов слуха.

Фронтальная работа с целью исследования. Вывод, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль.

Игровое упражнение

«ЭХО».

Виртуальная лаборатория

Работа в группах

Прием «Плюс/минус»

Рефлексия выполненного

(согласен/не согласен- +/-.

Коллектив

ная, работа в парах

Коллектив

ная

В парах

Коллектив

ная, в парах

Организует проведение опытов и наблюдений по плану, помогает сделать вывод. 

Обеспечение настроя на взаимодействие в парах.

Организация психофизической тренировки.

Исследуйте по плану работу органа слуха. Сделайте вывод.

Организует проверку предположений по эталону.

Заполняют таблицу. Один ученик рассказывает с опорой на таблицу. Внимательно слушает объяснения детей.

Предлагает учащимся выполнить упражнения с закрытыми глазами. Организация психофизической тренировки.

Когда это может помочь в жизни? (В случае, если человек не видит, если на дворе ночь.)

-Гигиену органа слуха.(Профилактику заболеваний).Исследуют предложенный предмет, формулируют правило гигиены, записывая на листочке.

Представитель от группы отчитывается

о работе группы.

Выбирают модуль «Звук».

Дети показывают таблицу для работы в паре, карточки, клей.

Проводят исследование по плану.

-Легко, потому что хорошо слышали задание.

- Орган слуха.

-Звуки бывают разные по громкости.

-Звуки попадают в уши - орган слуха.

Овальной формы с выпуклостями, с впадинами, походит на раковину.

-Снаружи.

-Наружное ухо.

-Улавливает звуковые колебания.

-Отверстие – слуховой проход.

-Барабанная перепонка.

-Она превращает звуковые колебания в механические.

Приклеивают результаты исследований в таблицу.

Хлопают в ладоши в заданном ритме.

-Мы усилили звук.

Открывают «Тайны органа слуха».

среднем ухе  слуховые косточки усиливают колебания и передают их другим перепонкам.

-Молоточек, наковальня и стремечко. Косточки.

Улитка улавливает механические колебания от перепонок и передает информацию в мозг. Так мы слышим звуки.

Заполняют таблицу.

-В улитку.

Выполняют упражнение для релаксации.

Выполняют движения с закрытыми глазами.

Строят высказывания в устной форме, формулируя правила гигиены.

-Не поняли друг друга, потому что не слышали речь.

Исследуют в группах предметы:

шапка детская;

шапочка для плавания;

булавка, спичка, ватная палочка, ватный фитилек;

мыло;

наушники.

Работают над проектом

Памятки «Правила гигиены органов слуха».

1 гр. Не включай громко музыку в наушниках. Слушай в наушниках редко.

2 гр. Береги уши от попадания воды.

3 гр. В холодную и ветреную погоду надевай головной убор.

4 гр. Чисти уши ватными фитильками. Не чисти уши спичками, булавками.

5 гр. Не включай громко фильмы,  музыку.

6 гр. Регулярно мой уши.

6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа в парах.- 4 минуты.

Цель:  осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы

-Продолжим работу в нашей лаборатории. Предлагаю всем научным сотрудникам выполнить работу в парах. Откройте учебник, выполните задания на стр.39 - [5].

Формулирование ответов, выводов, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль.

Работа в парах

Организует самостоятельную работу в парах по применению знаний.

Строят высказывания, используя модель органа слуха и проект памятки «Гигиена органа слуха».

7. Включение в систему знаний и повторение – 5 мин

Цель: создание условий для включения в систему знаний, повторения и закрепления изученного

-Предлагаю продолжить исследование, выполняя задание в группах.

Давайте проверим наши исследования.

Предлагаю решить задачи:

1 группа. Сколько у человека ушей?

2 группа. Зачем артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуют открывать рот.

3. группа. Создать модель «Органы слуха».

2.Проверка творческой работы в группах.

-Ребята, послушайте руководителей групп, которые донесут до нас результаты исследований.

-Какой вывод можно сделать?

-Все ли предположения мы проверили? (Да.)

Дифференциро

ванная

самостоятельная работа в группах творческого характера

АМО «Ульи»

Работа

в группах

Организует самостоятельную работу в группах по

применению знаний в новой ситуации

Работают самостоятельно, представляют продукт своей творческой работы.

Строят высказывания:

-6 ушей (2 наружных, 2 средних и 2 внутренних).

-При выстреле или  при взрыве  образуется мощная звуковая волна, которая может порвать барабанную перепонку. А если открыть рот, то давление воздуха внутри слуховой трубы выровняется. Проверяют предположения.

Приложение 2. Модель «Орган слуха»

8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

-Что мы исследовали в нашей лаборатории?

-Зачем человеку нужен слух?

-Все ли наши предположения в начале урока были правильными?

Домашнее задание по выбору:

1.Рассказ об органе слуха с опорой на таблицу и модель.

2.Нарисовать плакат – памятку  «Берегите уши!»

Я благодарю всех сотрудников лаборатории за интересное исследование органа слуха.

 Рефлексия, контроль.

АМО «Кластер»

Коллектив

ная,

индиви

дуальная

Задает вопросы 
об органе слуха и его гигиене. Выясняет, удалось ли  достичь цели.

Поясняет домашнее задание. Выясняет, каким был урок в целом и каждый ученик в отдельности. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки окружающего мира.

 Выясняют, уровень усвоения новых способов действий.

Получают позитивный настрой от урока.

Выбирают домашнее задание.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Выводы

Целенаправленная систематическая работа по конструированию и апробации методических разработок в форме лабораторий, аналогичных представленной, позволяет успешно решать главные задачи современного образования – формировать предметные, метапредметные и личностные результаты в рамках предметной области «Биология» через реализацию содержания и применение современных педагогических технологий (технологии деятельностного метода, ИК-технологий, здоровьесберегающих технологий); наличие региональной составляющей посредством вкрапления поэзии, литературных произведений, использования музыкальных инструментов народов ханты и манси; проведение исследований с помощью детской модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», что подтверждается:

  • сравнительными диагностическими исследованиями сформированности у учащихся 4е класса и 4а предметных, метапредметных и личностных результатов класса;
  • повышается качество знаний обучающихся по предметам начальной школы;
  • растёт активность учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней.

3.2 Рекомендации по использованию методической разработки в образовательном  

      процессе.

Методические рекомендации по планированию методической разработки, представленная структура учебного занятия в форме технологической карты может быть использована для конструирования любого урока или внеурочного занятия развивающего характера. Для достижения высоких результатов в учебном процессе педагогам следует придерживаться девиза работы в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» по организации исследования на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС:

                                               Если хочешь меня научить чему-то,

                                               Позволь мне идти медленно…

                                               Дай мне приглядеться…

                                               Потрогать и подержать в руках,

                                               Послушать…

                                               Понюхать…  

И, может быть, попробовать на вкус…

                                               О, сколько всего я смогу

                                               Найти самостоятельно!

                                                                                   (Анна Роговин, «Хочу сделать сам»  - [16].)

Считаю, что результаты моего опыта имеют практическую направленность для педагогов, воспитателей группы продленного дня, методистов начальной школы.

4. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.Источники.

Список использованной литературы

  1. Гайнуллина Э.Б. Технология деятельностного метода. Научно-методический журнал «Образование Югории». – Ханты-Мансийск - выпуск №1, стр.32, 2013
  2. Баранов Н.Н. Очерки истории Югры. - Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000, с.45.
  3. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе// Начальная школа №15, 2006г.  
  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2014.
  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 классы: учебник – М.: Вентана-Граф, 2013.
  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.
  7. Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов/Авт. – сост.: Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богордаева, Л.Н.Нечаева; /Под ред. Т.К.Орловой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  8. Кизьякова С.А. Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний./http://nsportal.ru/
  9. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». – М.: 1988г. 176с.: ил.
  10. Нагаева Л.С. О жизни, о Конде моей любимой. Стихи. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2002г. – 224 с.
  11. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам (ДОУ – щкола – педагогический колледж)/ Под. ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010
  12. Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. -Сургут; Северный дом, 1993
  13. Сазонов Г., Конькова А. И лун медлительных поток…: Роман-сказание. Мост: Повесть. – М., 1994. – 282 с.
  14. Слинкина Г.И. Как Мышата и Лягушата внучатами стали: хантыйские сказки. -Екатеринбург, 1992. -144 с.
  15. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности//Начальная школа: плюс-минус. – 2001г.,№1, стр.23-26.
  16. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов. – М.: издательство «Ювента», 2015г.

Интернет-ресурсы

  1.  http://festival.1september.ru/
  2. www.rosobr.info.  Электронный журнал «РОСОБР», выпуск №5, 2017г.

Приложение 2. Дидактический материал

Результаты исследований по теме: «Орган слуха – уши»

Отдел уха

Строение

Как «работает»

Наружное ухо

Среднее ухо

Внутреннее ухо

Эталон. Результаты исследований по теме: «Орган слуха – уши»

Отдел уха

Строение

Как «работает»

Наружное ухо

Ушная раковина

слуховой проход

Улавливает звуковые колебания

Барабанная перепонка

Превращает звуковые колебания в механические

Среднее ухо

Слуховые косточки:

молоточек, наковальня

стремечко

Усиление механических колебаний, передача их перепонкам

Внутреннее ухо

Перепонки

Передача колебаний жидкости

Улитка

Улавливает колебания и передает их в мозг

Модель «Орган слуха»


Кластер по теме «Орган слуха»


Приложение 3.

C:\Users\Админ\Desktop\Рабочий стол апрель 2017г\Ворошилова для РМО\Свидетельство о публикации.jpg

Приложение 4.

I:\19.04.17г. Ворошилова для ОК 2017г\2 м. Всероссийский конкурс Моя профессия.jpg

Приложение 5.

Мониторинг «Качество обучения по разделу «Человек – живое существо (организм)» и сформированности УУД  до внедрения современного цифрового оборудования и активных методов обучения(2013г.) и после апробации (2017г.)»

Диаграмма 1.  «Уровень сформированности познавательных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»

Вывод:  в результате использования цифрового оборудования, активных методов обучения при проведении учебных занятий по теме прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на  4; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.

Диаграмма 2.  «Уровень сформированности регулятивных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»

Вывод:  проанализировав параметры: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность, выяснили, что прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на  1; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.

Диаграмма 3.  Уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»

Вывод:  в результате апробации активных методов обучения, использования цифрового оборудования, активных методов обучения, позволяющих формировать умения планировать свою деятельность, умение договариваться с собеседником, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, при проведении уроков в разделе «Человек – живое существо (организм)» прослеживается положительная динамика: уменьшилось количество учащихся низкого уровня на  2; повысилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательных УУД.

Диаграмма 4.  Уровень сформированности личностных УУД учащихся 4е класса (2013г.) и учащихся 4а класса (2017г.)»

Вывод:  из данной диаграммы видно, что рефлексивные способности, которые являются высшими интеллектуальными общими способностями, обусловливающими успешность человека в самых различных областях деятельности, наиболее развиты у 8 учащихся 4е класса (2013г.), у 12 обучающихся 4а класса (2017г.) Наблюдается положительная динамика в развитии рефлексивных способностей.

В.В. Ворошилова

Урок по теме: «В лаборатории «Органа слуха»        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно. Пьер Симон Лаплас

Слайд 2

?

Слайд 3

? Косточки Молоточек Раковина; улитка Барабан Перепонки Живые организмы

Слайд 4

Орган слуха Косточки Молоточек Раковина; улитка Барабан Перепонки Живые организмы

Слайд 5

Цель: формирование знаний об органах слуха через исследование строения и «открытие» секретов их работы.

Слайд 6

План 1. Исследование звуков; 2.Изучение строения органов слуха; 3. Исследование работы отделов органа слуха; 4.Гигиена органа слуха;

Слайд 7

Отдел уха Строение Как «работает» Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо Результаты исследований по теме: « Орган слуха – уши »

Слайд 8

Отдел уха Строение Как «работает» Наружное ухо Ушная раковина слуховой проход Улавливает звуковые колебания Барабанная перепонка Превращает звуковые колебания в механические Среднее ухо Слуховые косточки: молоточек наковальня стремечко Усиление механических колебаний, передача их перепонкам Внутреннее ухо Перепонки Передача колебаний жидкости Улитка Улавливает колебания и передает их в мозг Результаты исследований по теме: « Орган слуха – уши »

Слайд 9

Модель «Орган слуха» Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо Ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка; Слуховые косточки: молоточек; наковальня; стремечко; Перепонки; улитка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...