Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Булавкина Любовь Александровна

Конспект урока открытия новых знаний

на основе технологии проблемного обучения  по русскому языку

"Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_otkrytiya_novyh_znaniy.docx386.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока открытия новых знаний

на основе технологии проблемного обучения  по русскому языку

Тип урока: объяснение нового орфографического правила (2 класс, учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык» для четырёхлетней школы, Дрофа, Москва, 2003г.)

  1. Тема урока: Правило проверки безударных гласных в корне слов. Формирование умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.
  2. Задачи урока:

- образовательные: познакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова; усваивать особенностей проверочных и проверяемых слов; овладевать способами проверки; составить  памятку проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова.

- развивающие и воспитательные: развивать орфографическую зоркость, память, внимание, устную и письменную речь, активизировать познавательную деятельность; воспитывать: интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, в паре, трудолюбие, аккуратность.

- предполагаемый результат урока:- знание обучающимися правила, - умение обучающимися подбирать проверочные слова, - умение обучающимися составлять рассказ-описание о растении, - умение обучающимися проводить самоконтроль и взаимоконтроль.

3. Оборудование: учебник “Русский язык”. 2-й класс, авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельных работ, памятка “Как проверить безударную гласную в корне слова”, листы в виде ракеты, памятка с Лунтиком.

4. Использованная литература:

1)  учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык». Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы, Москва: Дрофа, 2003г.)

2) О.Узорова, Е.Нефёдова. Как научиться писать сочинения по картинкам. «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», 2005, с. 66-68.

3) методические указания: Т. Г. Рамзаева. Уроки русского языка во 2 классе. Москва «Просвещение» 1991, с.72 – 75.

4) читала открытые уроки Черменской Н. В.(г. Саратов), Репиной А. В. ,Седовой И. А.

по данной теме на сайте: festival@1september.ru  

5) статьи в журналах «Начальная школа»:

№7, 2003г - Г.М. Межонова «Как научить ребёнка грамотно писать», с. 89-93; Н.В. Пировских «Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы», с.28-30.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний. Создание учебной ситуации.

Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию удивления.

Сядьте ровно, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, давайте её прочитаем:  “Ребята! Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем расп.вать чай и расп.вать песни. Лунтик”.

– Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? Что вас удивило?

Хором говорят:

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок,

Мы за парты сели ровно.

Лунтик пропустил буквы  в своей записке.

Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулирование вопроса или темы урока.

- Странно… Лунтик, наверное, не знал какие гласные писать. А вы  как думаете, ребята?

На доске: расп.вать  чай

                 расп.вать песни

- Сколько же мнений получилось?   - Разве можно “петь” чай и “пить” песни?

- Какой вопрос тогда возникает?

– Из-за одной неверно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания, и могут возникнуть различные нелепые ситуации. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какова задача урока?

-Чтобы точно сформулировать тему урока, давайте поставим ударение и выделим корень в этих словах.

- Лунтик не  знает правило: о правописании безударных  гласных в корне слова.

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока.

- Ребята, какие цели поставим перед собой?

– Вы правы, сегодня мы познакомимся с правилом о правописании безударных гласных в корне, будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, и составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”.

Могут быть 4 мнения: «распевать чай»,

«распивать песни»,

«распивать чай»,

«распевать песни».

- 4 мнения.

-  Нет.

- Кто из ребят прав.

- Будем учиться писать правильно эти слова.

- И в первом слове, и во втором слове пропущенные гласные находятся в безударном положении.

- Обе пропущенные гласные находятся в корне слова.

-Правило проверки безударных гласных в корне слова.

-Познакомиться с правилом о правописании  безударных гласных в корне слова.

-Научиться писать правильно  слова с безударной гласной в корне.

Исследовательская работа с целью разрешения проблемы. Поиск решения проблемы – открытие новых знаний в поисковой деятельности.

 Микроцель: выработка навыка аккуратного, каллиграфического письма.

Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе.

Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова.

Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах.

Микроцель: закрепить умение выделять проверочные слова.

Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чём  мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд.

слайд

У каждого из вас будет ракета

(Раздаются листы)

2. Чистописание.

– Чтобы завести первый двигатель ракеты, выполним первое задание:

Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово.

Планета, безударные, звезда

Взлететь, приземлиться, гласные.

– Все ли гласные могут быть безударными?

Мы напишем безударные гласные в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной).

3. Словарь.

– Чтобы завести второй двигатель ракеты, выполним второе задание:

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, к.рабль, р.кета, п.нал, за.ц, .нтересный.

- Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные?

– Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР)

4. Новый материал.

– Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”, нам надо помочь Лунтику.

– Как найти в слове безударную гласную?

-   Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке):

Звезда, летать, грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора.

 - Мы с вами знаем, как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? Вспомним правило.

(если обучающиеся не помнят, то читают по учебнику на странице  98.)

– Ребята, как вы думаете: как   проверить безударную гласную в корне слова?

 На доске: расп.вать  чай

                  расп.вать песни

- Проверим, измените слова.

- Слова: пить, распить и слова: петь, пение – как можно назвать одним словом?

- Составьте предложение с одним из  словосочетаний: распивать чай, распевать песни.

- А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны  доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . 

- Проверим по учебнику, откройте страницу 165, найдите условное обозначение правила, прочитайте «про себя».

- А теперь запишем наши слова, скажите какие слова мы запишем сначала?

Учитель на доске:

(Петь) распевать песни, (пить) распивать чай; выделяет корень, подчёркивает гласные в корне.

Составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”

- Как найти в слове безударную гласную?

- Верно и выделить безударную гласную. Значит, 1и 2   пункты  плана читаем хором:

Памятка

1.Поставить ударение.

2. Выделить безударную гласную.

– А что надо сделать дальше?

- Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”.

– Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?

- Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд- . Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень.

– Что вы знаете о правописании корня  в однокоренных словах?

– Вернёмся к нашей памятке

Памятка

1.Поставить ударение.

2.Выделить безударную гласную.

3.Определить в слове корень.

– А что надо сделать дальше?

-  Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”.

– Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово:

Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной.

– Закончим нашу памятку.

Памятка

1. Поставить ударение

2. Выделить безударную гласную

3. Определить в слове корень

4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

- А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны  доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . 

– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.

-Ракета.

- Безударные гласные.

-Только  о, а, и, е, я.

- О, а, е, я, и.

- Нет, это словарные слова.

- Надо поставить ударение в слове.

- Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава – травы, гора – горы, река – реки.

- Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный в корне стал ударным.

 Могут быть разные варианты:

- Пить, пение, петь, распить.

- Однокоренные.

- Лунтик за столом распевал песни  с друзьями.

Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова:

Безударный гласный в корне  проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

Учащиеся читают правило  «про себя».

- Проверочные.

Учащиеся пишут в тетрадях.

- Надо поставить ударение.

Учащиеся читают хором:

1. Поставить ударение.

2. Выделить безударную гласную.

- Надо определить в слове корень.

- Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называ-ются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

 Корень слова – главная, значимая часть.

– Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный.

– Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

- Надо подобрать проверочное слово.

   

Самопроверка: (на доске с обратной стороны)

1 группа: лес, лесник, перелесок, лесной.

2 группа: водный, водичка, воды, водяной.

Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова:

Безударный гласный в корне  проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

Первичное закрепление новых знаний. Тренировочные упражнения развивающего характера.

Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне.

Микроцель: учить подби-рать проверочные слова.

5. Физминутка.

От небесного причала,

Оттолкнулся луноход,

Он назад поплыл сначала,

А потом поплыл вперед.

И поплыл, поплыл по небу,

Набирая полный ход.

– У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить.

___ определить корень

___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

___ поставить ударение

___ выделить безударную гласную

– Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 166, упражнение 313. Выполняем по заданию, используя памятку, работаем в паре. 

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки при письме?

- Как вы объясните свои ошибки?

Учащиеся составляют:

1. Поставить ударение.

2. Выделить безударную гласную.

3. Определить в слове корень.

4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Учащиеся работают в паре и  рассуждают так:  

«В слове «листок» второй слог ударный, первый слог безударный, нужно проверить. Выделим корень – лист -. Подберём проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение – лист. Значит, в слове «листик» пишем гласный – и».

Взаимопроверка.

( Правильно подобрать проверочное слово или корень в однокоренных словах пишется одинаково. )

Творческая работа по применению полученных новых знаний на практике. Работа по развитию устной и письменной связной речи.

Микроцель: проверить усвоение материала урока

 - Отгадайте, какой цветок нравится Лунтику:

Есть один такой цветок

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (одуванчик)

  1. Рассмотри картинки.
  2. Что обозначает последовательность этих картинок? (помощь: сначала, позже, в конце концов.)
  3. Что нарисовано на первой картинке?
  4. Сколько цветочных головок нарисовал художник?
  5. Почему правая головка такая маленькая? (помощь: бутон зелёный, ещё не расцвёл, торчат жёлтые лепестки).
  6. Какого цвета цветущий одуванчик?
  7. На что он похож? (цыплёнок, солнышко, подушечка, монетка.)
  8. Левая головка:

1) цветёт

2) ещё не расцвела

3) уже отцвела, семена созрели

  1. На что похож этот одуванчик? (помощь: шарик, снежок, елочная игрушка, белый, серебристый.)
  2. Какого цвета листья одуванчика? (помощь: ярко-зелёный)
  3. Какого цвета небо над одуванчиком?
  4. Как ты думаешь, какую погоду нарисовал художник? (помощь: хороший, солнечный, безветренный.)
  5. Какого цвета полянка, на которой растет одуванчик?

- Кто  хочет рассказать своё описание одуванчика?

Экспресс диагностика.

– Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку:

На п.лянке растёт одуванчик. У него з.лёные листья и две г.ловки. Правый цв.ток не распустился. Левый цв.ток превратился в пуш.стый шар с с.менами. Он похож на сн.жинку.

- Каким правилом пользовались, чтобы выполнить это задание?

Учитель поворачивает доску с верно написанным текстом.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто правильно справился с заданием?

- Кто частично выполнил задание?

- Одуванчик.

У учащихся на парте картинка. Рассматривают картинки.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и одновременно на черновик записывают предложения по картинке, так чтобы получился рассказ об одуванчике.

Учащиеся слушают выступление одноклассника. Пример описания:

    На полянке растёт одуванчик. У него ярко-зелёные листья и две головки. Правый цветок ещё не распустился, это бутон. Он плотно закрыт. Только на кончике показались жёлтые лепестки. Левый цветок намного выше. Он уже отцвёл и превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку или на хрупкую ёлочную игрушку.

    Над ним ярко-голубое небо, значит, вовсю светит солнце. Погода безветренная, листья одуванчика не колышутся.

 

- Безударный гласный в корне  проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

Самопроверка. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу:

На полянке растёт одуванчик. У него зелёные листья и две головки. Правый цветок не распустился. Левый цветок превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку.

Итоговая рефлексия. Микроцель: показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока.

 – Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Расскажем Лунтику о нашем путешествии.

 –Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?

- В какой части слова мы учились проверять написание безударных гласных?

- Расскажите правило, с которым мы познакомились?

– Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам и Лунтику  памятки “Как проверить безударную гласную в корне слова”, мы будем работать по ней, вклейте её, пожалуйста, в нашу тетрадь –справочник по русскому языку.

- Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:

- Я – молодец!

- Мне надо поработать!

- Я ничего не понял! Помогите!

- Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах.

-  В корне слова.

- Безударный гласный в корне  проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Конспект урока открытия новых знаний 1 класс

Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...

Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России"

Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России""Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц"...