Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
статья (1 класс) на тему

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dyakovoy_s.a.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов, МОУ « СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области »

Мастер-класс
«Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения»

Цель:

  • Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности  учащихся.

Задачи:

  • Вызвать интерес у коллег к технологии деятельностного метода обучения.
  • Сформировать представление об эффективности  ТДМ.

ФГОС НОО

  • Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного  образования является введение федеральных государственных  образовательных стандартов второго поколения.
  • Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

  •        Результатом обучения должно стать не только приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта.

       Основной педагогической задачей становится создание и организация     условий, инициирующих детское действие. Технология деятельностного метода обучения является средством реализации современных целей образования.

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».

Б.Шоу.

Что такое ТДМ?

 Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося. ТДМ – это предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, система ценностей – отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам); предметные  (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные (усвоение УУД и воспитание основ умения учиться).

   Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание.

    При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа);  самооценка.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания.

Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель урока: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Основной целью её включение  учащихся в деятельность на личностном уровне. На данном этапе я стараюсь использовать девизы, пословицы, стихи  для развития внимания, памяти, интереса к уроку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”).

/ Пример: Урок русского языка «Перенос слова», 1класс. ( Приём -побуждающий диалог)

- Ребята, Незнайка, приготовил Вам 2 вопроса:

- Для чего каждому школьнику нужны знания?

- С чем можно сравнить знания?

 Дети отвечают на вопросы, включаются в  обсуждение, в деятельность.

 - Подумайте, на какой ступеньки лестницы знаний вы находитесь сейчас? Дети оценивают себя, используя сигнальные карточки. Возможно ли улучшение результата?

Обсудите, может ли быть данное  предложение: «Мы на урок пришли учиться, а не лениться!» девизом нашего урока. /

  В своей работе я  применяю такие приёмы:

   - Высказываю  добрые пожелания ученикам, предлагаю  пожелать друг  другу удачи;

  • Предлагаю  подумать, что пригодится на уроке для успешной работы, ученики высказываются;
  • Самопроверка дом задания по образцу.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».

На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.

 /Пример: Демонстрируя  учащимся карточку информационного ресурса «Переносим слово по слогам».

Я -  поэт, зовусь Не… знайка,

От меня вам бабалайка.

Вот так дела ,

Слово на строке

Не помещается!!!

Что же делать?

Может  лист пошире найти?/

Проблемный вопрос, заданный Незнайкой самому себе  «Что делать, если слово не помещается на строке?»  нацеливает учащихся помочь Незнайке и самим попробовать перенести это слово для переноса.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе  предлагаю ученикам задание, где они  выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают  выполненные операции и фиксируют  операцию, где возникло затруднение; затем  соотносят  свои действия с используемым способом действий (алгоритмом).

/ Пример.- Попробуйте сами. Что у вас получилось?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? (Приём подводящий диалог)

Дети выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу, что должны быть единые правила переноса.

- Что бы вы предложили?

Дети: Переносить слова нужно по единым правилам, которые мы ещё не знаем, но мы их должны узнать. / 

Учитель: Я принимаю все ваши предположения, давайте их проверим.

Просмотрите вторую часть ресурса, сравните её со  своим ответ.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном  этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.

/ Пример. Кто догадался, какова тема урока? Перенос слова по слогам.

 Какую цель мы ставим перед собой? На уроке мы учиться переносить слова.

Что для этого мы должны сделать? Узнать правила  переноса слов, научить их применять.

Где об этом можно узнать? Мы можем их прочитать в книге, спросить у родителей.

5. Реализация построенного проекта.

Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.  В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

/ Пример.  Записать предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделить каждое слово на слоги вертикальной линией.

Сравнивают с эталоном: Бро /дит ста /до по лу /гам.

- Вот так можно перенести эти слова.

- Как можно переносить слова? Слова переносят по слогам.

Организую парную работу, просмотр ЭОР -2, в котором отражаются правила переноса слов.

- Ознакомьтесь с материалом. Зачитайте, те правила переноса слов, о которых мы ещё не говорили. / При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке: сес - тра, сест-ра  /

- А ещё какое правило? / Одну гласную нельзя оставлять на строке /

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

/ Пример. Затем  я организую  работа по учебнику, инициирующую обсуждение учащимися задания №19 на с.19 и его решения. Проводится взаимопроверка первого предложения. /

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: предлагаю применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 / Пример. (ЭОР – 5)  Игра «Кто знает перенос?»

Организую самостоятельную  работу детей  (парная работа)

Задание: - Сколько ошибок сделал Незнайка, перенося слова? Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу. /

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, я подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

/ Пример. Тренировочное задание - «Как перенести слово» (ЭОР - 4) . Проверь себя! /

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности своей и класса

В конце урока я организую работу с «Лесенкой успеха»,  по которой учащиеся оценивают собственную  учебную деятельность. Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте  ниже, на сколько – каждый решит сам.

 В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

/ Пример. Организую  беседу.

- Какие открытия сделали для себя?

– Что узнали нового?

- Покажите, на какой ступеньке  знаний вы находитесь сейчас?

- Сколько правил переноса слов существует?

-Для чего существует перенос слов?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

- Какие задания понравились больше всего?

- В чём были затруднения?

– Кто доволен сегодня своей работой?  Какое у вас настроение? /

ЭОР на уроке открытия нового знания применяются мной с целью проведения не только фронтальной работы, а также групповой (парной), индивидуальной работы учащихся в зависимости от поставленной цели.

Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, поддержки, проблемная ситуация, проблемный вопрос, подводящий и побудительный диалог, наглядная передача учебной информации, умелое  использование ЭОР, разумное сочетание приёмов и методов ТДМ на различных этапах урока открытия нового знания даёт положительные результаты  работы, высокое  качество усвоения  темы, отражающееся в листах результативности работы учащихся на уроке, таблице знаний и умений, листе успешности.

Каковы же эффекты ТДМ?

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными  принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование технологии деятельностного метода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

Уверена, что  правильное использование  ТДМ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 «Настоящий  учитель показывает  своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его  к  разрабатыванию  строительного материала,  возводит  здание  с  ним вместе,  учит  его  строительству»

                                                                                                     А. Дистервег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...

Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»

Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...