Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Руднева Светлана Валерьевна

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники

  1. Технология системно - деятельностного обучения
  2. Информационно - коммуникационные технологии
  3. Технология исследовательской деятельности
  4. Технология коммуникативного общения

Для формирования мотивации  использовались различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха. Урок нацелен на  создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, воспринимается положительно и с интересом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС.

Тема: «Удивительные превращения воды» (УМК Планета Знаний) 1 класс

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны  сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

 на этих этапах урока ребята 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:

Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода») (слайд 3)

- Почему?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Варианты ответов детей. Удивительные превращения воды) (слайд 4)

      - Вы все знаете о воде?

- Тогда какие цели поставим перед собой? (слайд 5)

(Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)

- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей

- Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека!)

- А что вы о ней знаете? Ответы детей

- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю)

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.) (слайд 6)

- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? (слайд 7)

Составьте слово. (Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд 8)

- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?

1. Что такое вода?                                                НА ДОСКЕ

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода? (жидкость). 

- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!   Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус запах.

- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.

- Что будет предметом нашего исследования? (Жидкость в сосуде.)

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что находится в сосуде.)

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний  (слайд 10)

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

  1. Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

- После просмотра вы должны ответить:

Какое правило самое важное?

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)

Ответы детей

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!

(слайд 12)

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований»

Работа в парах.

- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).

(На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)

- В первом стакане – вода.

- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан.  Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим

- О чем это говорит? Вода – прозрачная.

- Сделайте отметку в «Листе исследований»

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем  глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

                                                 №2 – сок (кислый)

                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований (слайд 13)

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды

Цвет/прозрачность

+

Запах

-

Вкус

-

Текучесть

+

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ?

ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

- Сейчас вы посмотрите видеофильм.

- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 14)

- Что нового узнали?

- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.

- Почему их так называют?

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы) (слайд 15)

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Зелёная  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

- За что себя можете похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья

"Реализация технологиидеятельностного методана уроках открытия нового знания" Статья...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...