Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья
статья на тему

Лазарев Денис Андреевич

 

"Реализация технологии

деятельностного метода

на уроках открытия нового знания" Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._realizaciya_tehnologii.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии

деятельностного метода

на уроках открытия нового знания

Учитель высшей

квалификационной

категории

Лазарев Д.А.

Школа № 577

С начала 90-х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Место традиционных программ, учебников и методик заняла вариативность, дающая возможность свободного выбора школой, учителем, того учебника или программы, той образовательной системы, которая их более устраивает.

Необходимость разработки новой образовательной концепции связана с коренным пересмотром целей обучения. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Программа «Школа 2000...» построена на основе концепции гуманитаризации школьного курса математики и находится в русле современных представлений о целях школьного образования. Она ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая система дидактических принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

  1. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает  начало  следующего  этапа.  Непрерывность  процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями содержания обучения и методики.
  2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний).

5)        Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

  1. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  2. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

В настоящее время программа и соответствующие ей учебники входят в практику массовой школы. Они используются в общеобразовательных учреждениях самых разных типов.

Реализация новой дидактической системы происходит при использовании технологии деятельностного подхода, обеспечивающей учителя инструментом организации и проведения уроков развивающего типа.

Под технологией организации процесса обучения понимается функционарно связанная последовательность его этапов и система требований к каждому из них.

Технология организации учебного процесса, обеспечивающая системное включение каждого обучающегося в основные виды деятельности и формирующая тем самым у него готовность к саморазвитию, включает в себя следующие этапы:

1. Организационный момент

1) включение в деятельность

2) выделение содержательной области

2. Актуализация знаний

  1. актуализация ЗУН (знаний, умений, навыков), достаточных для «открытия» нового знания.
  2. фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Постановка проблемы

Фиксирование в громкой речи

1) где возникло затруднение;

2) почему оно возникло;

3) какова тема урока .

4. «Открытие» детьми нового знания

  1. по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы;
  1. решение детьми проблемы с помощью выбранного метода
  2. фиксирование нового алгоритма (понятия)в языке

5. Первичное закрепление

  1. решение детьми типовых заданий
  2. проговаривание способа решения в громкой речи;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1) самостоятельное решение детьми типовых заданий;

2) самостоятельная проверка детьми своей работы

3) создание ситуации успеха

7. Повторение

1) включение нового знания в систему знаний

2) решение задач на повторение и закрепление изученного ранее

8. Итог занятия

  1. рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали, с помощью какого инструмента)
  2. самооценка детьми собственной деятельности

Остановимся более конкретно на каждом этапе.

Организационный момент - один из самых коротких, но достаточно важных этапов урока. Он основан на понятии самоопределения к некоторой деятельности. Положительное самоопределение ребенка к деятельности на уроке, т.е. в включение в урок, предполагает у него возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что у него все получится («могу»).

Очень важно на каждом уроке создавать для каждого ребенка ситуацию успеха, т.к. положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока основывается только на положительном опыте ребенка их реализации в прошлом.

Актуализация знаний - этап урока, предполагающий воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение.

В ТДП этап актуализации имеет некоторые особенности по сравнению с традиционным уроком.

1. Необходимо соблюдать временные рамки, он должен занимать по времени не более 5-7минут

2. Создание затруднения в индивидуальной деятельности, - это следующее требование к этапу актуализации знаний. И здесь важно, чтобы ребенок воспринял возникшее затруднение не формально, наблюдая как это происходит у других, а на личностном уровне, столкнулся с этим затруднением лично сам.

3. Помимо прочего, этап актуализации необходимо использовать для проведения «мыслительной гимнастики». Для эффективной работы на следующем этапе «открытия» нового знания мышление необходимо привести в «форму», т.е. предложить учащимся задания, требующие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.

Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией затруднения в деятельности.

По мнению многих педагогов из всех звеньев урока, построенного по ТДМ, наиболее трудными является постановка учебной проблемы и «открытие» нового знания.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  1. как тема урока;
  2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Поставить учебную проблему - значит помочь учащимся самим либо сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос.

Методисты выделяют 3 способа постановки учебной проблемы на уроке:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. подводящий диалог;
  3. сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением
    мотивирующего приема.

1 путь лежит через проблемную ситуацию.

 Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, которое вызывает у учащихся   ощущение творческого затруднения. Выход из проблемной ситуации заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. В теории проблемного обучения известны три способа разрешения проблемной ситуации:

  1. учитель сам заостряет противоречие и сообщает проблему;
  1. учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют
    проблему;
  2. учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и
    сформулировать проблему.

Наиболее эффективным способом выхода из проблемной ситуации является побуждающий диалог.

Наиболее распространенным для уроков математики является проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового материала.

Для вывода учащихся из такой проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Естественно, что текст диалога будет в каждом случае разным, поскольку проблемные ситуации создаются разными способами.

2 путь.

Суть его состоит в том, что учитель постепенно, через систему посильных вопросов и задании подводит учащихся к формулированию  темы урока. В структуру подводящего диалога могут быть включены задания по выполнению уже известного привычного (репродуктивные) и задания на сравнение и анализ (мыслительные). Но последний вопрос обязательно должен быть на обобщение, а ответом на него станет формулирование темы урока.

3 путь.

Сообщение темы урока в готовом виде учителем, но с применением мотивирующего приема:

а) сообщение интригующего материала (сказка, иллюстрация); он получил термин «яркое пятно»;

б) обнаружение смысла, значимости темы для самих учащихся.

Таким образом, на уроке изучения нового материала проблему можно

поставить тремя путями: первый заключается в создании проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию противоречия и формулированию темы урока;

второй путь - подводящий к теме диалог; третий - сообщение темы урока с мотивирующим приемом.

Главный психологический смысл постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.

Суть следующего этапа деятельностного метода проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. При этом учитель должен четко представлять, с каким типом знаний необходимо работать на конкретном уроке:

  1. фактами (единичная информация);
  2. правилами (алгоритмами действия);
  1. понятиями (выделение существенных признаков предмета);
  2. закономерностями (отражение связи между понятиями).

От этого будет зависеть, насколько легко ему будет управлять самим процессом «открытия».

Существуют три возможности обеспечить «открытие» нового знания учащимися на уроке.

Первый путь лежит через гипотезы и включает два разных шага.

Первый шаг - выдвижение гипотезы, т.е. высказывание предположения, истинность или ложность которого должна установить проверка.

Второй шаг - проверка гипотезы.

Для выдвижения и проверки гипотезы учитель использует по своему выбору один из двух принципиально разных способов:

  1. учащиеся абсолютно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
  2. учитель побуждает их к этому в диалоге.

Наиболее эффективным считается второй способ - побуждающий диалог. Он начинается с общего побуждения, продолжается подсказкой и заканчивается сообщением нужной мысли самим учителем.

В «открытии» новых знаний эффективным является и второй путь -подводящий диалог, который в одном случае разворачивается от четко сформулированной учебной проблемы, а в другом - вообще без всякой проблемы.

Принципиальное сходство путей заключается в том, что  любой из них обеспечивает понимание нового знания большинством класса, а различие - в их развивающем эффекте: первый формирует творческие способности учеников, а второй - логическое мышление.

Первичное закрепление - следующий за «открытием» нового знания, непродолжительный, но очень важный для процесса мышления школьника этап. Он играет ведущую роль в процессе усвоения знаний.

Чтобы новое знание не стало для ученика проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и сохраниться там в виде мыслительного образа.

На этапе «открытия» нового знания следует обращать внимание на подведение итогов обсуждения и внешнее оформление новых алгоритмов и понятий, т.к. на этапе первичного закрепления происходит фиксирование уже оформленного знания.

Цель следующего за первичным закреплением этапа самоконтроля и самопроверки – продемонстрировать, прежде всего, самому ученику, что новое понятие или алгоритм зафиксирован в его сознании. Достижение этой цели позволяет учащимся завершить рефлексивную деятельность, направленную на получение нового знания, ситуацией успеха.

Ситуация успеха создается через самоконтроль и самооценку, что предполагает: а) самостоятельную работу; б) самостоятельную проверку выполненной работы; в) самостоятельное фиксирование достижения успеха с помощью некоторого знания.

Особенностью самостоятельной работы на этом этапе является её узкая направленность и небольшой объем.

Ученик должен применить новое знание в типовой ситуации, выполнив не более 2-3 типовых заданий, и иметь возможность сравнить свой вариант выполнения самостоятельной работы с ее эталонным выполнением.

Таким образом, этап самоконтроля и самооценки - это этап индивидуальной деятельности ученика.

Повторение.

Если новое знание не нашло места в имеющейся структуре, то оно легко выбрасывается из памяти.

Когда на уроке следует заниматься включением нового знания в систему?

Очевидно, сразу после того, как ученик зафиксировал, что оно есть, т.е. после этапа самоконтроля и самооценки. В ТДП этот этап называется повторение.

На этом этапе, с одной стороны, устанавливаются локальные связи нового знания с имеющимися, а с другой – подготавливается место для следующего нового знания.

В начале этапа повторения целесообразно предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

Второй шаг построения системы понятий предполагает использование нового знания совместно с изученным ранее. В учебниках математики программы «Школа 2000…» имеются большие возможности для прохождения этого шага в соответствии с принципом «минимакса».

Подготовка места для нового понятия – это подготовка инструмента, который должен использоваться для его «открытия». Например, в учебнике для 2 класса, в системе задач на повторение продумана опережающая подготовка к введению таблицы умножения.

Таким образом, если на этапе «открытия» нового знания ученику предоставляется возможность стать творцом системы знаний, то на этапе повторения должны быть созданы все условия для того, чтобы он стал грамотным пользователем.

Заключительным этапом на уроках «открытия» нового знания и уроках другой целевой направленности является этап рефлексии учебной деятельности. Целью его является осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности. Для этого учитель в конце урока организует коллективное обсуждение ответов на следующие вопросы:

  1. чему вы научились на этом уроке?
  2. Какой инструмент позволил вам выйти из затруднения?
  3. В чем вы видите применение нового знания?

Для положительного самоопределения детей к урокам математики важно, чтобы самооценка их собственной учебной деятельности была со знаком «+».

Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой:

  1. индивидуальная деятельность ученика;
  2. затруднение в индивидуальной деятельности;
  3. выявление причин затруднения;
  4. определение пути выхода из затруднения;
  5. осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
    Уроки, организованные по такой структуре, называют
    развивающими уроками.

В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в 4 группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки контроля.

Мы постарались подробно осветить ТДМ при проведении уроков первого типа. Особенности организации уроков других типов - предмет разговора на специальном семинаре.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний не только на уроках математики. Применение этого метода вы увидите сегодня и на уроках окружающего мира.

Особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что большинство уроков рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

Александр Александрович Вахрушев, автор учебника и научный руководитель авторского коллектива естественно-научного цикла, выделяет следующие этапы в структуре урока окружающего мира:

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы. Его задачи: вспомнить знания, которые понадобятся для изучения новой темы и постановка проблемы, главное требование к которой - ее значимое, для школьников, интерес к ней.
  2. Совместное «открытие» знаний, т.е. изучение правил и законов, которые вывели ученые и знакомство с избранными примерами их применения
  3. Первичное закрепление. Контроль за усвоением материала на этом этапе осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов, которые помещены в конце текста в учебнике
  4. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Следует стараться сделать его более продолжительным, т.е. именно на этом этапе ученики усваивают способы применения знаний.

5)        Посвящен подведению итогов работы. Он очень важен, и на него уходит довольно много времени.

Такая структура целесообразна для варианта изучения по 1часу в неделю. Если на уроки по окружающему миру отводится по 2часа, то на первом уроке по данной теме больше внимания уделяется 1, 2 и 3 этапом, а на втором - практикуму самостоятельного применения полученных знаний.

«Проведенное теоретическое исследование и практическая реализация данной технологии показало, что включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании». Разработанную последовательность деятельностных шагов и называют технологией деятельностного метода.»

Литература.

1. Петерсон Л.Г. Дидактические принципы развивающего обучения (Математика для каждого-Вып.4-Москва, 2002)

2. Петерсон Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения (Математика для каждого-Вып.4-Москва, 2002)

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения (Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации-Вып.3-Москва, 1999)

4. «Школа 2000…» Математика для каждого: концепция, программа, опыт работы - Москва: УМЦ «Школа 2000», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...