Главные вкладки

    Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"
    методическая разработка на тему

    Шешукова Лариса Александровна

    В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьников, принципы деятельности, дается типология уроков деятельностной направленности (по Л.Г. Петерсон). Предложен алгоритм конструирования урока ОНЗ, проанализирована структура урока с позиции методов и приемов преподавания на каждом этапе урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx67.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лицей №9

    города Слободского Кировской области

    Методическая разработка

    «Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС»

    Автор –

    Шешукова Лариса Александровна,

    учитель начальных классов

    Слободской, 2015

    Содержание

    Введение. Актуальность темы……………………………………………………………………….. 3

    Глава 1. Теоретическое обоснование

    1.1.Деятельностный подход в отечественной педагогике……………………………..  4

    1.2.Краткий обзор литературных источников………………………………………….. 5

    Глава 2. Практическая часть

    2.1.Особенности деятельностного метода обучения

    2.1.1.Принципы деятельности…………………………………………………….  6

    2.1.2.Типология уроков деятельностной направленности………………………  6

    2.2.Алгоритм конструирования урока ОНЗ…………………………………………...... 7

    2.3. Организация учебной деятельности на уроке ОНЗ………………………………..  8

    2.4. Схема анализа урока открытия нового знания…………………………………….12

    Заключение……………………………………………………………………………………………….  14

    Список литературы……………………………………………………………………………………  15

    Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

    Бернард Шоу, ирландский драматург, философ, прозаик

    Введение. Актуальность темы

    Одним из приоритетных направлений начального общего образования является достижение таких результатов образования, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. В современном мире уровень образованности определяется не объемом полученных знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная и информационная компетентность.

    Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией в различных источниках, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии, излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС НОО.

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении требует особой организации образовательного процесса на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

    Системно - деятельностный подход к обучению предполагает:

    • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
    • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; 
    • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; 
    • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
    • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

    Поскольку основной единицей учебного времени является урок, то проектирование урока по разным учебным дисциплинам с опорой на деятельностный подход позволяет учителю системно  включать учащихся в такую учебную деятельность, которая обеспечивает развитие процессов мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия.

            

    Глава 1. Теоретическое обоснование

    1.1.Деятельностный подход в отечественной педагогике

    Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Само понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Деятельностный подход опирается на положение о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

    В настоящее время существует три различные версии теории деятельности:

    - психологическая (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев),

    - социологическая (Г.П. Щедровицкий),

    - методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

    Содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический, и именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

    Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся, что создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    В широком значении универсальные учебные действия – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [2]

    Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики. [6]

    Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения.

    1.2.Краткий обзор литературных источников

    Американский философ и педагог Джон Дьюи в своих трудах по педагогике предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения, по Д. Дьюи, выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск.

    Такой подход получил название педоцентристской (прогрессивистской) дидактики. [6]

    Одной из современных дидактических концепций является концепция содержательного обучения, в основе которого лежат идеи Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, который пытались установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека.

    В своем труде «Психологическая теория учебной деятельности» В. В. Давыдов дает обоснование психологической теории учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется и во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета.

    Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала. Таким образом учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них - принятие учебной задачи, второе - преобразование ситуации, входящей в нее. [1]

    В настоящее время наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. В своих трудах («Что значит уметь учиться», «Типология уроков деятельностной направленности», «Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам» и др.) автор определяет содержание актуального для современной педагогики понятия «уметь учиться», исходя из процесса исторического развития деятельности учения, или учебной деятельности. С позиции системно - деятельностного подхода описана структура и результат учебной деятельности, технология деятельностного метода обучения "Школа 2000..." и её значение для повышения качества современного образования. Представлена методическая система формирования у учащихся начальной школы понимания того, что значит "уметь учиться", апробированная в различных российских школах. [5]

    Глава 2. Практическая часть

    2.1.Особенности деятельностного метода обучения

    2.1.1.Принципы деятельности

    Реализация ТДМ в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

    2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

    3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

    4) принцип минимакса – заключается в том, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

    5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

    6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

    7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. [3]

    2.1.1.Типология уроков деятельностной направленности

    1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

    Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2. Урок рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    3. Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    4. Урок развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

    Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. [4]

    Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, урок какого типа будет проведен.

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

    Остановимся более подробно на уроке ОНЗ.

    2.2. Алгоритм конструирования урока ОНЗ

    1. Выделить и сформулировать «новое знание», которое будут проектировать учащиеся.
    2. Определить «шаги» учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.
    3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.
    4. Смоделировать задание для пробного действия.
    5. Продумать возможные типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.
    6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.
    7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.
    8. Проверить соответствие сформулированного нового знания, задания на пробное учебное действие, причины затруднения, цели построения проекта и его результата.
    9. Продумать план построения проекта.
    10. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
    11. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения.
    12. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
    13. Продумать форму организации этапов мотивации и рефлексии учебной деятельности.
    14. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока.
    15. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам их работы.
    16. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон для самопроверки.
    17. Продумать диалог для вербального сопоставления решения самостоятельной работы с эталоном для самопроверки.
    18. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.
    19. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения.
    20. Прописать план-конспект урока.
    21. Провести анализ конспекта урока в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.
    22. Внести коррективы в план-конспект.

    2.3. Организация учебной деятельности на уроке ОНЗ

    Этап урока,

    продолжительность

    Цель этапа

    Функции учителя как координатора учебной деятельности

    Методические

    приемы

    Формируемые УУД

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности,

    1 – 2 минуты

    Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

    Происходит осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

    Учитель организует мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

    1) создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    2) создает условия для актуализирования требований к ученику со стороны учебной деятельности и для установки тематических рамок («надо», «могу»).

    Результат этапа - положительная мотивация каждого учащегося.

    Приемы мотивации:

    • Словесная поддержка учителя
    • Обсуждение пословицы, поговорки, цитаты
    • Обсуждение практической значимости нового знания
    • Введение сказочных персонажей (в 1 классе)
    • Связь с учебным содержанием предыдущих уроков

    ФОПД: фронтальная

    Ключевые слова:

    Знаю, что значит уметь учиться.

    Хочу учиться.

    Могу учиться.

    Зачем мне надо учиться.

    Личностные (самоопределение, смыслообразование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками), регулятивные (волевая саморегуляция)

    II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии, 5 – 7 минут

    Подготовка мышления и организация осознания потребности к построению нового способа действия

    Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения (затруднение - невозможность получить запланированный результат).

    Учитель организует:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

    2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

    3) фиксацию актуализированных способов действий в речи и в знаках (эталоны);

    4) обобщение актуализированных способов действий;

    5) мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

    6) самостоятельное выполнение обучающимися пробного учебного действия);

    7) фиксацию обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании (затруднение – это фиксация невозможности получить запланированный результат).

    Результат этапа - осознание каждым обучающимся временной невозможности выполнения пробного действия.

    Алгоритм отбора учебного содержания:

    • определение логики построения нового знания;
    • отбор понятий и способов действия, которые будут использоваться учащимися при построении нового знания;
    • подбор заданий на отобранные понятия и способы действия. Задания должны помочь избежать побочных затруднений при выполнении пробного действия и тренировать необходимые для открытия нового знания мыслительные операции;
    • минимизация количества заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы.

    Возможное построение диалога при фиксации затруднения:

    - У кого нет ответа?

    - Что вы не смогли сделать?

    - У кого есть ответ?

    - Обоснуйте свой ответ. Покажите эталон, которым вы пользовались.

    ФОПД: фронтальная, индивидуальная

    Ключевые слова:

    Актуализация необходимых знаний и умений.

    Обобщение знаний и умений.

    Пробное учебное действие.

    Фиксация затруднения.

    Познавательные (общеучебные – структурирование знаний, использование знаково – символических средств, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов), регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

    III. Выявление места и причины затруднения,

    3 – 4 минуты

    Выявление и фиксация места и причины затруднения

    Выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение.

    Учитель:

    1. создает условия для соотнесения обучающимися своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.);
    2. организует беседу по выявлению и фиксации обучающимися во внешней речи причины затруднения (конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще).

    Результат этапа - осознание каждым учащимся причины своего затруднения.

    Возможное построение диалога:

    - Какое задание вы выполняли?

    - Чем оно отличается от других?

    - Где возникло затруднение?

    - Почему вы не смогли выполнить задание?

    ФОПД: фронтальная

    Ключевые слова:

    Перестаю действовать – начинаю думать.

    Что я делал, какие знания применял?

    Где возникло затруднение (место)?

    Почему оно возникло (причина)? 

    Познавательные (общеучебные – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, постановка и решение проблемы)

    IV. Построение проекта выхода из затруднения, 4 – 6 минут

    Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

    Учитель организует беседу по уточнению темы урока и определению цели урока как устранению возникшего затруднения; обучающиеся под руководством учителя строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

    В коммуникативной форме определяется, какие средства потребуются (алгоритмы, модели, справочники и т.п.), какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

    Результат этапа - план действий выхода из затруднения.

    Формулирование двух целей (узнать, научиться).

    Составление плана по вопросам учителя, восстановление  деформированного плана и т.п.

    Использование различных видов диалога (подводящий, побуждающий, мозговой штурм и т.п.).

    ФОПД: фронтальная, групповая.

    Ключевые слова:

    Какое знание строю, чему я учусь (цель)?

    Как я строю новое знание и с помощью чего (выбор способа и средств)?

    План построения нового знания.

    Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково – символических средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий), регулятивные (целеполагание, планирование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками)

    V. Реализация построенного проекта,

    5 – 8 минут

    Построение и фиксация нового знания

    Осуществляется реализация построенного проекта в соответствии с планом. Уточняется общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

    Учитель организует:

    1) обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися, и выбор оптимального варианта (фиксация нового способа действия в речи и в знаках с помощью эталона);

    2) решение исходной задачи, вызвавшей затруднение, на основе построенного способа действий (фиксация преодоления возникшего ранее затруднения).

    Результат этапа - фиксация решения поставленной учебной задачи, речевая и знаковая фиксация нового знания (эталон).

    Повторение правил работы в группе.

    Представление результатов групповой работы.

    При необходимости - сопоставление полученных результатов с информацией в учебнике.

    Составление алгоритма (эталона).

    Повторное выполнение пробного действия

    ФОПД: групповая, фронтальная.

    Ключевые слова:

    Реализация проекта.

    Фиксация нового знания.

    Решение задачи, вызвавшей затруднение.

    Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, логические – построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера), регулятивные (планирование), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками)

    VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи,

    4 – 5 минут

    Применение нового знания в типовых заданиях

    Учитель организует работу по решению обучающимися типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Результат этапа – усвоение обучающимися нового способа действий при решении данного типа задач.

    «Цепочки», игровые ситуации, соревнования и т.п.

    ФОПД: фронтальная, парная, групповая

    Ключевые слова:

    Решение типовых заданий на новое знание.

    Проговаривание во внешней речи всеми учащимися.

    Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера), регулятивные (саморегуляция)

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, 3 – 5 минут

    Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

    Учитель организует:

    1. самостоятельную работу обучающихся по решению заданий нового типа;
    2. самопроверку выполненной работы на основе пошагового сравнения с эталоном;
    3. рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий.

    Результат этапа - организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Письменная работа небольшого объема узкой типовой направленности (проверка каждым учащимся освоения базового уровня).

    Продумывание диалога для вербального сопоставления учащимися решения самостоятельной работы с эталоном для самопроверки).

    ФОПД: индивидуальная.

    Ключевые слова:

    Решение типовых заданий.

    Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном.

    Коррекция ошибок.

    Ситуация успеха.

    Познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, доказательство), регулятивные (контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

    VIII. Включение в систему знаний и повторение,

    5 – 8 минут

    Включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса

    Выявляются возможности применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Учитель организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    Результат этапа – выявление типов заданий, при решении которых используется новый способ действия.

    Выбор заданий учащимися, включение элементов проектирования, игровые ситуации.

    ФОПД: парная, групповая.

    Ключевые слова:

    Границы применимости нового знания.

    Личностные (нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания), познавательные (общеучебные – моделирование, преобразование модели, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей), регулятивные (прогнозирование), коммуникативные (постановка вопросов)

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке,

    2 - 3 минуты

    Самооценка работы на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

    Соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Учитель организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке.

    Результат этапа – осознание обучающимися результатов собственной деятельности на уроке и способов ее совершенствования.

    Последовательность этапа:

    - фиксация нового содержания, изученного на уроке;

    - рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

    - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке с использованием:

    1. сигнальных карточек (цвет);
    2. ранжирования (шкала, лесенка успеха);
    3. карточек рефлексии (листов самооценки);

    - фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

    - обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (отдельно для детей с ошибками в самостоятельной работе, по выбору, творческое задание, задание повышенной трудности, с целью пропедевтики или актуализации знаний на следующем уроке).

    ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

    Ключевые слова:

    Фиксация нового содержания.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Самооценка деятельности.

    Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

    2.4. Схема анализа урока открытия нового знания

    Этап урока

    Структурные компоненты этапа

    Требования к этапу

    1

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    1. Включение детей в  деятельность.

    2. Выделение содержательной области

    1. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности

    2. Создание мотивирующей ситуации

    2

    Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

    2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

    1. Соответствие заданий содержательной установке урока

    2. Свободное владение обучающимися  предложенным содержанием

    3.  Выявление причин ошибок

    4. Организация индивидуальной деятельности обучающихся при выполнении пробного действия

    5. Фиксирование запланированного затруднения обучающимися

    3

    Выявление места и причины затруднения

    Фиксирование во внешней речи:

    1) где и почему возникло затруднение;

    2) темы и цели урока.

    1. Самостоятельное выявление обучающимися места и причины затруднения

    2. Выявление существенного признака нового алгоритма (понятия)

    3. Выполнение учителем роли организатора коммуникации

    4. Формулирование темы и цели урока

    4

    5

    Построение проекта выхода из затруднения.
    Реализация построенного проекта.

    1. Выбор детьми метода решения учебной задачи.

    2. Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

    3. Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

    1. Самостоятельный выбор обучающимися метода решения проблемы

    2. Самостоятельное решение обучающимися проблемы

    3. Выполнение учителем роли организатора коммуникации

    4. Четкое фиксирование нового способа действий (устно и в виде эталона)

    5. Решение задания, вызвавшего затруднение при выполнении пробного действия

    6

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.

    2. Проговаривание способа решения во внешней речи.

    1. Выполнение типовых заданий (заданий данного типа)

    2. Контроль учителя за речью обучающихся

    7

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий.

    2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

    1. Самопроверка выполненной работы  обучающимися по образцу (эталону)

    2. Успешность выполнения самостоятельной работы

    3. Коррекция знаний обучающихся, допустивших ошибки в самостоятельной работе

    4. Рефлексия деятельности по применению нового способа действий

    8

    Включение в систему знаний и повторение

    1. Включение нового знания в систему знаний.

    2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

    1. Включение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученным

    2. Включение заданий на повторение

    3. Включение пропедевтических заданий

    9

    Рефлексия учебной деятельности

    1. Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали?  Каким способом?)

    2. Самооценка детьми собственной деятельности.

    1. Организация повторения полученного на уроке нового знания

    2. Самооценка обучающимися деятельности на уроке

    3. Эмоциональное и психофизиологическое состояние обучающихся

    4.Дифференцированное домашнее задание

    Заключение

    Организация урока ОНЗ в ТДМ обучения предоставляет возможность младшим школьникам научиться понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний; приобрести навыки к применению этих знаний в нестандартных условиях; принимать решения на основе проведенного анализа.

    Обучающиеся смогут скорректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, вести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить.

    Осуществление урочной деятельности с использованием ТДМ должно носить систематический характер, что требует от учителя переосмысления собственного взгляда на организацию образовательного процесса. Существенно меняется подход к проектированию урока.

    Для успешной реализации ТДМ необходимо соблюдать ряд условий.

    1. Овладение учителем технологией деятельностного метода обучения (знание типологии уроков в ТДМ, структуры уроков, приемов и способов организации учебной деятельности), профессиональное самосовершенствование. Важным является умение учителя структурировать содержание урока: на каком материале будет организована  проектная деятельность, какие понятия для этого необходимо ввести, какие выводы можно будет извлечь из полученного знания и т.п.
    2. Учитель выполняет две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель, он выбирает способы и средства обучения, организует процесс познания, задает вопросы и предлагает задания. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, однако его основная задача – научить детей учиться, то есть не давать знания в готовом виде.
    3. Наличие системы мониторинга результатов обучения: комплексный мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов (тестирование; пакет практических заданий для индивидуальной и групповой работы на предметном и метапредметном уровнях; наблюдение; анкетирование родителей и учителей; самооценка; психологическое исследование).

    Список литературы

    1. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности. – Томск: Пеленг, 1992. – 59 с.
    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
    3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1 – 4 общеобразовательной начальной школы. – М.: Институт СДП, 2012. – 48 с.
    4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с.
    5. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 80 с.
    6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2455078/page:11/ (дата обращения 20.01.2015)
    7. Технология ТДМ/Центр системно  –  деятельностной педагогики «Школа 2000…». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения 08.09.2012)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

    Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

    Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

    Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

    Особенности урока в начальной школе с позиций требований ФГОС НОО

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

    Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

    Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

    Мастер-класс по теме: "Методические аспекты эффективности современного урока "открытия" нового знания"

    Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке, тем выше его эффективность. Предложенный материал поможет учителю начальных классов построить урок "открытия" нового знания наиболее эффе...

    РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

    Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...

    Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

    Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...