Проектирование урока "открытия" нового знания
статья по теме

Дронова Светлана Николаевна

     

 

 

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда.

Древняя мудрость.

 

          В статье проводится сравнительный анализ традиционного и современного уроков, рассматривается алгоритм конструирования урока "открытия" нового знания, подробно раскрываются особенности структурных элементов, проектирование и проведение уроков при системно деятельностном подходе. Презентация дополняет иллюстративным материалом информацию доклада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРСТАНИЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАМЕНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

по теме:

«Проектирование урока «открытия» нового знания»

        

                                                                                                       Подготовила      

                                                                             учитель начальных классов

                                                                                                       Дронова С.Н.

2015г.

СЛАЙД 1 

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации.

В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не могут обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждают потребность в самообразовании, сковывают инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации. 

СЛАЙД 2 

        Идеальность современного урока определяется тем, что она выведена из естественного существования человека. Как мыслит человек? Сначала у него возникает мотив, желание перейти от одного состояния к другому. Это воплощается в мотивацию. Это особая технологическая структура рождения, пробуждения, возникновения духовности субъекта образования.  Затем подключаются…образ, анализ, действие (поступок).

Для закрепления нового знания, для того, чтобы ребенок понимал, зачем ему «это» передали, используется микромодуль-проповедь. Этот модуль определяет готовность ученика к выходу в реальную среду культуры для ее творческой реорганизации.

СЛАЙД 3 

Формирование познавательной активности тоже начинается появлением мотива к действию и через познавательный интерес, познавательную активность приводит к участию обучающихся в познавательной деятельности.

СЛАЙД 4 

В процессе усвоения обучающимися знаний на уроке именно на мотивации основываются восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль и коррекция знаний.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

СЛАЙД 5 

Проведем сравнительный анализ структуры уроков традиционного (урок изучения нового материала) и современного (урок «открытия» нового знания).

структурный элемент

системно-деятельностный

традиционный

тип

урок усвоения новых знаний

урок изучения нового материала

цель

деятельностная;

образовательная

дидактическая

задачи

не выделяются

образовательная;

развивающая;

 воспитательная

формирование УУД

личностные действия;

регулятивные действия;

познавательные действия;

коммуникативные действия

не рассматривается

этапы урока

Организационный этап

Организация начала урока

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Сообщение темы и цели урока

«Открытие новых знаний»

Основная часть.

Изучение нового материала

Первичное закрепление

Первичное закрепление знаний

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

---

Рефлексия деятельности

---

Итог урока

Подведение итогов урока

---

Информация о домашнем задании

Изменения произошли не только в названии урока. Количество целей, наличие или отсутствие задач и формирования универсальных учебных действий, построение структуры урока, проведение самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся, помогающим ставить вопросы и находить пути их решения.

СЛАЙД 6

Теперь ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.

СЛАЙД 7

При построении урока воспользуемся алгоритмом конструирования урока «открытия» нового знания. 

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

А) …. Новое знание + 1 знание

Б) … новое знание + … знание

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

СЛАЙД 8

Рассмотрим примерную структуру урока ОНЗ («открытия» нового знания). Для того, чтобы пройти путь от цели к результату. Учитель ставит перед собой две цели.

  1. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. 
  2. Содержательная цель: формирование системы понятий.

СЛАЙД 9

Структура урока ОНЗ.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Цель: выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, «Хочу, потому что могу».

1. 1-2 минуты.

2. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность:

  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
  • предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т.д.)

СЛАЙД 10

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 5-6 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации:

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

В начале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

СЛАЙД 11

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

1. 2-3 минуты.

2. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

 или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи:

побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

СЛАЙД 12

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

1. 5-6 минут.

2. Способы: диалог, групповая или парная работа:

3. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. Организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

СЛАЙД 13

5. Реализация построенного проекта.

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса.

1. 5-6 минут.

2. Способы: диалог, групповая или парная работа:

3. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

4. Организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.

Выдвижение и обоснование гипотез на основании выбранного метода. При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д. Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; отметить преодоление возникшего ранее затруднения. 

СЛАЙД 14

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель: усвоение обучающимися нового способа действия с проговариванием нового знания и записью в виде опорного сигнала.

1. 4-5 минут.

2. Способы: фронтальная работа, работа в парах.

3. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

В    процессе    первичного    закрепления задания выполняются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

СЛАЙД 15

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Этап применения знаний и способов действий.

Цель: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, т.е. каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

1. 4-5 минут.

2. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

3. Выполнение письменное.

4. Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Выявление причин ошибок и их исправление. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

СЛАЙД 16

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний с повторением и закреплением ранее изученного, подготовкой к изучению следующих разделов.

1. 4-5 минут.

2. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

3. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее или организовать подготовку к изучению следующих разделов предмета.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

СЛАЙД 17

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. 2-3 минуты.

2. Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

Соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности с фиксацией степени их соответствия.

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения.

СЛАЙД 18

Девизом работы по проектированию и проведению уроков «открытия» нового знания нужно поставить такие слова:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда».

И это древняя мудрость.

СЛАЙД 19

Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ Подготовила: учитель начальных классов Дронова С.Н . 2015г. МБОУ СТАРОСТАНИЧНАЯ СОШ

Слайд 2

М О П Д А

Слайд 3

Формирование познавательного процесса

Слайд 4

4

Слайд 5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УРОКОВ структурный элемент системно- деятельностный традиционный тип урок открытия новых знаний урок изучения нового материала цель деятельностная ; образовательная (содержательная) дидактическая задачи не выделяются образовательная; развивающая; воспитательная формирование УУД личностные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия не рассматриваются этапы урока Организационный этап Организация начала урока Актуализация знаний Проверка домашнего задания Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся . Сообщение темы и цели урока «Открытие новых знаний» Основная часть. Изучение нового материала Первичное закрепление Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению --- Рефлексия деятельности --- Итог урока Подведение итогов урока --- Информация о домашнем задании

Слайд 6

6

Слайд 7

Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 1) …. новое знание + 1 знание 2) … новое знание + … знание 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Слайд 8

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий . от ЦЕЛИ - к РЕЗУЛЬТАТУ

Слайд 9

Организационный момент. Мотивация. Цель: выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, «Хочу, потому что могу». 1. 1-2 минуты. 2. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность: включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т.д.)

Слайд 10

2. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 5-6 минут. 2. Возникновение проблемной ситуации: актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. В начале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Слайд 11

3. Выявление места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). 1. 2-3 минуты. 2. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Слайд 12

4. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 1. 5-6 минут. 2. Способы: диалог, групповая или парная работа: 3. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 4. Организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

Слайд 13

5. Реализация построенного проекта. Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. 1. 5-6 минут. 2. Способы: диалог, групповая или парная работа: 3. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 4. Организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Выдвижение и обоснование гипотез на основании выбранного метода. П ри построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д. Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково ; отметить преодоление возникшего ранее затруднения.

Слайд 14

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап закрепления знаний и способов действий. Цель: усвоение обучающимися нового способа действия с проговариванием нового знания и записью в виде опорного сигнала. 1. 4-5 минут. 2. Способы: фронтальная работа, работа в парах. 3. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Слайд 15

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Этап применения знаний и способов действий. Цель: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, т.е. каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 1. 4-5 минут. 2. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). 3. Выполнение письменное. 4. Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Выявление причин ошибок и их исправление. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Слайд 16

8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового способа действий в систему знаний с повторением и закреплением ранее изученного, подготовкой к изучению следующих разделов. 1. 4-5 минут. 2. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. 3. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее или организовать подготовку к изучению следующих разделов предмета. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам .

Слайд 17

9. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 1. 2-3 минуты. 2. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности с фиксацией степени их соответствия.

Слайд 18

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда. Древняя мудрость

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Проектирование уроков открытия новых знаний»

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук,...

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Статья "Проектирование на начальном этапе. Структуризация семейного проектирования."

Развивающему обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Чтобы получить такого человека, его надо вырастить...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...