Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
статья по теме

Подлипнова Елена Викторовна

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по её содержанию»

В.Г. Белинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация технологии  деятельностного метода на уроках

в начальной школе

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по её содержанию»

В.Г. Белинский.

1.        Введение

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

1.1 Актуальность

Принцип деятельности в процессе обучения обоснованный великими дидактами прошлого особо актуален в связи с введением в начальной школе стандартов второго поколения. Именно ФГОС и деятельностный подход в обучении ориентируют учителя отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания, ученик самостоятельно в процессе собственной деятельности открывает новые знания, при этом повышается ответственность за приобретённые знания.

Становление деятельностного подхода в педагогике неразрывно связано с развитием теории деятельности в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев исходил из того, что существует два типа деятельности у человека. Внешняя и внутренняя. Первая — это специфическая включающая действия человека посредством использования рук, ног, пальцев а второй тип деятельности — это деятельность посредством умственных действий.

Л.С.Выготский писал, что учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения.    

  1.2 Возникает противоречие между необходимостью применения технологий деятельностного метода и недостаточностью владения этими технологиями и использованием этого метода в работе.  

Из противоречий вытекает тема: «Реализация технологии  деятельностного метода на уроках в начальной школе»

1.3 Проблема

Учитель не готов отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания.

1.4 Цель

Овладение технологиями деятельностного метода.

1.5 Задачи:

-изучить технологии деятельностного метода;

- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- разработать методические рекомендации по построению уроков с применением технологии деятельностного метода обучения.

1.6 Предполагаемые результаты

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – повысить качество образования.

2.        Технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный метод способствует:

-  более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- развивает личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии учеников.

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам.  

 Технология деятельностного метода – механизм реализации системно – деятельностного подхода (базовый и технологический уровни).  

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Основные положения технологии деятельностного метода обучения

  • Процесс обучения есть всегда обучение деятельности
  • Сам процесс учения должен быть творческим
  • Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную
  • Деятельность группы учащихся под руководством учителя
  • Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогические технологии:

  • игровые технологии
  • проблемное обучение
  • компьютерные технологии
  • групповые технологии

К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- власть;

- потребность в ином;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через пробы деятельностей.

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.

Суть проблемного обучения

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций.

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки учащиеся приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. 

Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:

  1. Стимулирует мотивацию учения
  2. Повышает познавательный интерес
  3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления
  4. Развивает творческие способности
  5. Формирует убеждения
  6. Формирует навыки исследовательской деятельности
  7. Развивает коммуникативные компетенции

Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

•        переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;

•        активизиция познавательной сферы обучающихся;

•        повышение положительной мотивации обучения;

•        использование как средства самообразования;

•        повышение уровня знаний;

•        осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.

       Групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся.        

Технологии деятельностного метода обучения позволяют:

  1. придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количестваинформации к освоению новых видов деятельности;
  2. перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  3. усилить практическую направленность школьного образования.

Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определённых требований для элементов системы.

Такими требованиями являются семь условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформированные в виде дидактических принципов:

Принцип деятельности успешной реализации в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

Принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Приведённые выше принципы деятельности, обеспечивают передачу детям знаний в соответствие с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы – принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний.

 Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

 Средства достижения цели: видеозаписи, учебные пособия, иллюстрации, словари, презентации, коллекция творческих работ учащихся.

Технология деятельностного метода обучения позволяет:

  • поставить ученика в новую роль – «исследователя» под «скрытым» руководством учителя учащиеся открывают для себя новые знания;
  • сделать процесс учения поисковым и творческим;
  • предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путём размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.        

3.Вывод

Мы ставили перед собой цель: овладение технологиями деятельностного метода. Изучая и применяя эти технологии на практике, я пришла к выводу, что технологии:

  • могут применяться при изучении любого предмета;
  • создают благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
  • обеспечивают прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий;
  • позволяют повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.

4.Результативность

Использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволило оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – повысить качество образования.

•        Повышается общая культура и эрудиция ребенка.

•        Формируется способность самостоятельно применять и добывать знания.

•        Формируется благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).  

•        Повышается  учебная мотивация, как показатель качества обучения.

•        Развиваются коммуникативные способности.

5.Заключение

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарский И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2.       Виноградова Н. Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! -Начальная школа. - № 3 – 2005.

3.       Винокурова Н. К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005.

4.       Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

5.       Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.

6.       Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

7.       Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

8.       Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2011. - № 9. - С. 14-15.

9.       Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/].

10.   Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/].

11.   Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/].

12.   Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf].

13.   Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- № 6. - С. 30-39.

14.   Корбакова И. Н. Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.

15.   Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

16.   Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. - 2011. - № 4. - С. 13-27.

17.   Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения. / А. В. Купавцев // Педагогика. - 2002. -№ 6. - С. 44-66.

18.   Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании /А. А. Леонтьев // Начальная школа плюс. - 2001. - № 1 - С. 3-6.

19.   Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

20.   Мельникова Е. Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж, 2006.

21.   Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468].

22.   Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва, 2005.

23.   Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006.

24.   Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва, 2007.

25.   Романовская М. Б. Проекты в младших классах. - Завуч начальной школы - № 6 – 2007.

26.   Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе

             Системно - деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных  государственных  образователь...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника....

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....