Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)
методическая разработка на тему

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагменты уроков и примеры заданий с использованием эвристического метода обучения

Фрагмент 1. Урок чтения. Тема: «Устное народное творчество»

Цель: развитие самостоятельного творческого мышления школьника 

….

Групповая работа детей.

1. Выбрать объект для составления загадки.

2. Назвать характерные черты данного объекта.

3. Пользуясь определением загадки составить свою загадку о данном объекте.

Индивидуальная работа

1. Вспомнить виды сказок.

2. Подумать над тематикой сказки, ее героями.

3.Придумать сюжет своей сказки.

4. Сделать рисунок к сказке. 

Данная тема  способствует развитию таких познавательных УУД как, общеучебные: поиск необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Фрагмент 2. Урок технологии. Тема"Аппликация для папы"

....

- Сегодня мы будем работать с таким замечательным предметом - бисер.

- Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте ее

Ходит город-великан 
            На работу в океан.

(Ответ: Корабль)

- Молодцы, так что мы с вами сегодня будем делать? А как вы считаете для чего нам бисер?  Что можно сделать из бисера на вашем корабле?

- Теперь я попрошу вас вырезать из бумаги детали своего корабля, а какой он будет зависит от вашей фантазии.

- Соберите свой кораблик на картоне.

Чтобы ваши кораблики были красочными вы украсите их с помощью бисера, а как вы это сделаете зависит о вашего воображения. Для того что бы бисер не рассыпался, немного отсыпьте его на кусочек бумаги и приступайте к работе.

Самостоятельная работа ребят.

Данный урок способствует формированию логики, творческого  мышления, анализа и синтеза действий. Проблема, которая возникла у ребят  - как приклеить бисер к картону, подвигла на поиск информации в учебнике, рисунках, схемах. Работа очень интересная,  дети с восторгом выполняли каждый шаг. Наиболее запоминающееся - выставка работ.

Фрагмент 3. Урок русского языка. Тема"Непроизносимые согласные в корнях"

.....

- Ребята, прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно.

- Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?

- Почему в некоторых словах "т" не произносится?

....

Учитель при помощи наводящих вопросов, создает проблемную ситуацию, побуждает к осознанию противоречия, тем самым активизирует познавательную деятельность учащихся. Дети добывают знания из учебника, схем  и упражнений.

Данное задание способствует формированию таких познавательных умений как: выделение и анализ проблемы, поиск путей ее решения; логическое выстраивание связной устной речи; самоконтроль.

Фрагмент 4. Урок окружающего мира. Тема " Грибы. Что это такое?"

.....

- Ребята, послушайте внимательно то, что я скажу: " Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Грибы не зеленые,  значит это животные"

- Что вас удивляет? Какой возникает вопрос?

....

У ребят сразу возникает противоречие, которое порождает проблему - что такое грибы? В ходе проблемы возникает спор учащихся, каждый приводит свои аргументы и выводы. У младших школьников появляется цель - выяснить отношение грибов к тому или иному царству живого,  для достижения которой необходим поиск информации. Данная проблема развивает такие способности, как: анализ и синтез информации; умение работать с литературой; умение выстраивать логическую цепь рассуждений; выделение основных признаков объектов.

Фрагмент 5. Урок математики. Тема"Сравнение углов"

...

Учитель: Сравните углы. (На доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
            Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.) 
           Учитель: Каким способом сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? (Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать? 
         Ученики: Сравнить углы. 
         Учитель: Какой способ применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание?

Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к осознанию противоречия.) 
        Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) 
       Ученики: Сравнение углов. 

...

Данная тема способствует формированию таких познавательных умений, как самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулировка проблемы; построение логических цепей рассуждений.

Задание 1. Урок литературного  чтения. Тема " Боги Древней Греции"

- Как вы думаете какие боги подобно греческим моли быть в наше время?

- Придумайте своего современного Бога, подумайте как он будет выглядеть и за что отвечать. Передайте его образ через рисунок.

Данное задание способствует развитию самостоятельного поиска решения задачи. Дети с большим удовольствием работали над этим заданием, у каждого был свой образ Бога. Поставленная перед детьми проблема решилась ими легко и просто. Сложности при  выполнении данного задания не было, так как учащиеся знакомы с образом Бога, на уроках литературного чтения они читали рассказы о них, анализировали картинки учебника.

Приведем примеры придуманных Богов: Богиня птиц - Дана; Бог интернета и модема - Модемус; Бог солнца - Лучик; Бог ветра - Сила; Богиня музыки - Мелодия.

Фрагмент 6. Урок технологии. Тема: «Художественное конструирование из бумаги»

Цель: Создание обучающимися объемной модели старинного рыцарского замка на основе самостоятельного преобразования геометрических тел.

…        

Групповая практическая работа детей:

1. Проектирование. Выбрать каждой группе главного архитектора и нарисовать план замка. Распределить конструктивные элементы по количеству участников (например, 1-й делает башню, 2-й - участок стены и т.д.).

2. Подготовка рабочих чертежей. Каждый выполняет чертежи своих деталей.

 3. Подготовка отделочных материалов. Сборка готового замка в соответствии с планом.

Обучающиеся самостоятельно выполняют свои конструкции и склеивают все части между собой. Сравнивается полученный результат с запланированным. Обучающиеся делятся мнениями о том, что получилось, что не получилось и почему, чье решение больше понравилось, над чем нужно еще поработать. Большие трудности были вызваны в работе с чертежами, для устранения которых, нужна была помощь учителя и дополнительная работа с учебником. Данная работа способствует развитию общеучебных универсальных действий таких как: поиск и выделение необходимой информации; контроль процесса деятельности. Постановка и решения проблем, а именно самостоятельный поиск решения проблемы. При проведений данной работы соблюдались следующие условия: возрастные особенности учащихся, развитие мотивации учащихся а решение эвристических задач, поэтапно вводили задания различной сложности (на предыдущем занятий, дети знакомились с техникой конструирования из бумаги, выполняли простые фигуры).

Фрагмент 7. Тема « Повторяем все, что знаем».(математика)

Индивидуальная работа детей.

  • Постановка задачи творчества: Близкий друг Кристофера Робина Тигра проснулся утром и увидел, что с его прекрасной  шубки исчезли все полоски. Но Тигра никогда не унывает - он принес кисть и черную краску, попросил Винни-Пуха обновить свой наряд. Как узнать, сколько полосок и на каком расстоянии нужно нарисовать?
  • Выбор подходящего приема решения задачи - Как бы ты раскрасил Тигру?
  • Формирование новых приемов и способов решения задачи: Предложи свой уникальный способ решения этой задачи. Возможно ли несколько вариантов?
  • Самооценка своей деятельности. Оцени свою работу. Все ли ты продумал? Все ли учел? Что у тебя не получилось?

Данное задание направленно на развитие следующих познавательных УУД - анализ текста задачи, установление отношений между данными и вопросом, составление плана решения, осуществление этого плана, выбор наиболее эффективного способа решения,  постановление логических цепей рассуждения, доказательство.

Задание 2. Урок окружающего мира. Тема "Народные приметы"

- Ребята, для чего были придуманы людьми приметы? Это случайность?

- Какие приметы знаете вы, о каких узнали сегодня на уроке?

-Подумайте, какие приметы придумали бы вы, что бы они означали. По желанию сделать рисунок.

Для выполнения этого заданиям учащимся необходимо было систематизировать имеющиеся знания о народных приметах, извлечь необходимую информацию о них, логически порассуждать.

Карточки с разноуровневыми заданиями:

1 уровень (простой).

Задание 1. Какое слово "лишнее" и почему?

а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;
б) молоко, масло, сало, сливки, простокваша.

Задание 2. Нарисуй отдельно простые фигуры, из которых состоит эта фигура:

http://nsc.1september.ru/2004/19/11.gif

3. Допиши еще несколько слов в ряду:

а) лужа, пруд, озеро...
            б) солдат, сержант, офицер...

2 уровень (средний).

Задание 4. На двух полках одинаковое число книг. С первой полки переложили на вторую 3 книги. На какой полке стало книг больше и на сколько?

Задание 5. Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 15.

http://nsc.1september.ru/2004/19/6.gif

Задание 6. Определи, какая фигура лишняя и почему.

http://nsc.1september.ru/2004/19/4.gif

3 уровень (сложный).

Задание 7.  Напиши хотя бы одно следующее число в каждой последовательности чисел:

а) 15, 20, 25, 30, ...
            б) 3, 6, 12, 24, 48, ...
            в) 1, 2, 1, 1, 3, 1, ...

Задание 8.

Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и не проводя два раза одну и ту же линию.

http://nsc.1september.ru/2004/19/7.gif

Задание 9.  Найди закономерность и более легкий способ вычисления:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.

Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

Использование мультимедийного УМК «Уроки Кирилла и Мефодия» на уроках в начальной школе.

Уроки «НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контр...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...

Использование интегрированных проектов на уроках в начальной школе как условие эффективного обучения учащихся

В предлагаемой  презентации  рассказывается о том, что такое интегрированный  проект и как можно  эффективно  использовать их на  уроках в начадьной школе....

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...