Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
учебно-методический материал

Удалова Жанна Фасиховна

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sozdanie_problemnoy_situatsii.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему

«Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе»


Подготовила: учитель начальных классов Удалова Жанна Фасиховна

Добрый день, уважаемые коллеги!
Свое выступление хочу начать с притчи.
Учитель взял в руки чашу с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: 
-Как вы думаете, сколько весит эта чаша? Все оживленно зашептались.
- Примерно полкило! Триста грамм! Нет, четыреста! –стали раздаваться ответы. 
-Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу ее. Но сейчас это не важно. У меня вопрос: что произойдет, если я буду так держать чашу в течение нескольких минут?
-Ничего!
-Действительно, ничего страшного не случится, - ответил учитель. 
-А что будет, если я стану держать эту чашу в вытянутой руке, например, часа два?
-Вы устанете, а ваша рука начнет болеть. 
-А если целый день?
-Вы очень сильно устанете. А рука онемеет и ее парализует, если вы не опустите ее, -сказал один из учеников.
-Как, по-вашему, вес чаши изменится оттого, что я ее целый день буду просто держать?
-Нет!- растерянно ответили ученики.
-А что нужно делать, чтобы все это исправить?
-Просто поставь чашу на стол!- весело сказал один ученик.
-Точно!- радостно ответил учитель.
Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему не приводит. Ее « вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить ее, или отложить в сторону.
-Как вы уже догадались, уважаемые коллеги, мое выступление о создании проблемной ситуации.
«Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе».
В моем мастер-классе вы расширите свои знания о технологии проблемного обучения, узнаете о приемах создания проблемной ситуации.
Довольно успешно работая 30 лет в рамках традиционной программы, отметила низкий уровень познавательной активности обучающихся, механическое усвоение знаний, неумение найти выход из затруднительной ситуации. Проанализировав результаты обучения по традиционной системе, пришла к выводу о необходимости внедрения таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию мыслительной активности.
Изучив различные современные образовательные технологии, остановила свой выбор на технологии проблемного обучения. Освоила теоретические основы, посмотрела работы М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина и др. 
Основоположником проблемного обучения считается американский философ, психолог и педагог, профессор Колумбийского университета, Джон.
В середине 50-х годов советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн в своем классическом труде «О мышлении и путях его исследования» сделал следующий вывод: «Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации».
Применяя приемы и методы проблемного обучения, развиваю логическое мышление, активный словарный запас младших школьников, формирую умение анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, устанавливать истинность или ложность гипотезы путем проверки, учу находить рациональный способ решения заданий. Выбирая способ решения, а затем, решая проблему самостоятельно, ребенок становится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам. Следовательно, проблемная ситуация- центральное звено в проблемном обучении. 
Вопрос реализации технологии проблемно-диалогического обучения широко рассматривает кандидат психологических наук, доцент Мельникова Елена Леонидовна. Наработки этого автора я применяю на своих уроках. Также стараюсь самостоятельно продумывать содержание проблемного диалога на другие темы. И сегодня хочу познакомить вас с приемами формирования проблемной ситуации на уроках в начальной школе, то есть показать, как практически в ходе урока формировать проблемные ситуации.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. (слайд)
Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: (показано на слайде)
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. 
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой реплику: «Какой возникает вопрос?». На примере урока окружающего мира посмотрим создание проблемной ситуации.
Окружающий мир (слайд)
Тема: «Растения».
- Что вы видите на слайде?
- Что у них общего?
- Где они растут?
Это помидоры. Это овощи. Они растут в огороде на грядке. Они растут в теплице.
- Какого они цвета? 
Красный, желтый, зеленый, розовый. 
- Что интересного заметили? 
Всѐ это помидоры, но цвет у них разный.
- Какой возникает вопрос? 
- Почему они разные по цвету? Учебная проблема возникает как вопрос.
Рассмотрим этот метод на примере урока русского языка. (сдайд)
- Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. 
существительные: чай- чайник, ель – ельник и другие).
- На доске слова: шкаф, пол, портрет. Попробуйте образовать слова с  суффиксом –ник. (Невыполнимое задание). 
- В чем затруднение?
- От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
- Какой возникает вопрос?
- Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? 
Значит какая тема урока?
«Существительные с суффиксом –ник-»).
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала.
Урок математики во 2 классе. Тема. «Периметр» (слайд)
- На ваших столах лежат многоугольники. Найдите длину сторон каждого из них. (Дети работают в парах, фигуру у всех одинаковые, способ измерения выбирают сами).
Кто готов. Посмотрите на результат ваших совместных работ. Что вы заметили? (Числа, записанные на фигурах одинаковые).
Что вы делали для того, чтобы найти длину сторон каждой фигуры? (Измеряли длину линейкой и полученные длины складывали).
Как ещё можно было найти длину сторон каждой фигуры? (При помощи циркуля).
Проблемный вопрос
Как вы думаете, как связано то, что мы сейчас делали с разгадкой тайны слова ПЕРИМЕТР? (Периметр - это и есть длина всех сторон многоугольника)
Ещё 1 пример на данный метод
Окружающий мир. Тема. Австралия.(слайд)
Учитель. Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами, 
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады, 
Там в январе, а не в июле лето, 
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то…
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики. Здесь всё наоборот: в январе лето, реки без воды
Учитель. Какой возникает вопрос?
Ученики. Что это за материк, где все наоборот?
Учитель. Это Австралия. Так какой материк будем изучать?
Ученики. Австралию.
Ещё 1 пример на данный метод.
Урок математике во 2 классе по теме «Вычитание 35-7». (слайд)
Перед вами 4 примера 45 – 20 = 25 
65 – 4 = 61 
30 – 5 = 25
35 – 7 = ?- Чем они похожи? (примеры на вычитания, все уменьшаемое двузначное число)
Давайте найдем значение выражений.
- Кто уже догадался, какая тема сегодня на уроке?
- Вычитание 35-7 
- Какую цель мы должны перед собой поставить? 
(Научиться решать примеры как 35-7)
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». 
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Где же выход? И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Предлагаю вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок». Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу:
Задача: Сколько мог весить колобок, если бабка замесила тесто из 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 500 г воды.
- Какая тема урока может быть?
Свяжите эту сказку с уроком русского языка.
- Какую тему вы можете изучать?

 (Безударные гласные в корне слова, суффикс – ок).
Свяжите сказку с уроком окружающего мира.

- Кто встретился по дороге Колобку?
- Чем питаются эти звери?
- Кто реально опасен для Колобка?
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. (слад)
Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. 
Второй — подводящий к теме диалог. 
Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.
«Познание начинается с удивления». Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута. И день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний день мастер-класс будет полезен для каждого из нас.
Желаю вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример.

 И воспитывать в обучающихся человечность и доброту. 
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! -       ты скажешь че...

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

Педстудия для председателей методических объединений...

Статья «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

  Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем по...