Главные вкладки

    Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
    учебно-методический материал по теме

    Мастер - класс

    «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1master_klass.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер - класс

    «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»

    Чухлебова Т. В., учитель начальных классов МКОУ  Скнаровская ООШ.

    Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

    Задачи:

     Познакомить участников с АМО.

    Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

    Аудитория: , учителя- участники конкурса «Учитель года»

    Ход мастер-класса:

    I.  Орг. момент.

    Нам не дано предугадать,

    Как наше слово отзовётся.

    Посеять в душах благодать.

    Увы, не каждый раз даётся.

    Но мы обязаны мечтать

    О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

    Сумеет личность человека.

    И мы обязаны творить.

    Призрев все тягости мирские,

    Чтоб истин светлых заложить

    Зачатки в жизни молодые.

    Чтоб верный путь им указать,

    Помочь в толпе не раствориться…

    Нам не дано предугадать,

    Но мы обязаны стремиться.

    Слайд 1

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории. Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.

    Притча «Все в твоих руках.»   Слайд 2

       Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
    Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

    — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

    Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

    — Всё в твоих руках.

      - В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

       -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    -Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  

                                                                  Слайд3

    . Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
    Тема мастер-класса «Активные методы обучения в начальной школе на различных этапах урока»                             Слайд 4

    Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

    Задачи:

    • объяснить, что такое активные методы обучения;
    • отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
    • видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.                   Слайд 5

    Метод «Разминка» 

    -Какое сегодня число? А день недели?

    -Вытянутый круг.

    -На чем путешествовал Емеля?

    -Как называется рот у птицы?

    -Кто сидит на троне и управляет царством?

    -Наименьшее однозначное число.

    -Ее наклеивают на конверт.

    Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать. Слайд 6

    Китайская мудрость гласит

    Расскажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, и я запомню.
    Вовлеки меня, и я научусь.

    Слайд 7

    Давайте об эффективности методов обучения и поговорим более конкретно. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%..

    Вот почему необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.                                                                          Слайд8

         АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

      Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

         В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на                                                 Слайд 9

    - методы начала урока;

    - методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

    - методы презентации учебного материала;

    - методы организации самостоятельной работы:

    - методы релаксации;

    - методы подведения итогов.

    Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах  образовательного мероприятия.

    • Метод начала урока.  Слайд 10

     Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. Такие методы, как «Здороваемся глазами», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке.  Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников..

    Метод "Здороваемся глазами" 

    Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.

     - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

    Метод «Поздоровайся локтями»                          Слайд11

          Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство. .

    Подготовка: Следует ученикам выйти к доске, образовать круг, чтобы ученики могли свободно передвигаться.

    Дети складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.

         За 2  мин ученики должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто  назвав своё  имя и коснувшись  друг  друга локтями.

    Примечание: эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

    2. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений.  Слайд12

    Это такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение  ожиданий, опасений и постановку целей обучения.

    Можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них  деревьями  (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах»  ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений .Я вам тоже предлагаю записать свои ожидания на яблоках и опасения на лимонах от нашего мастер - класса..

    Метод  «Солнышко и туча»   Слайд 13

    Необходимые материалы:

    Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

    Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

    Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

    Метод «Что у меня на сердце»  Слайд 14
    - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. 

    Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО.

    Метод «Поляна снежинок..Слайд 15

       -   У вас на партах лежат снежинки белые и голубые (цветочки и тучки).  Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку.

    Этот метод побуждает учащихся к самооценке.

    3   Методы презентации учебного материала.   Слайд 16

    - Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

    - Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

    . Работа в группах.


    Цели метода: представление нового материала, , оживление внимания обучающихся..Он применяется при работе в группах.
    - Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. -Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.

    Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

    -Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

    Сектор 2 – этапы урока.

    -На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

    Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

    (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

    Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

    Сектор 3 – виды АМО.

    - Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка»)

    Сектор -4. Цели применения АМО.

    -Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).

    ВОт какая схема получилась у меня.                     Слайд 17

    Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

    Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

    Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

    Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.                Слайд 18)

    - Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию  кластер  по теме «Активные методы обучения».  Слайд  19

    Слайд 11. Кубик Блума    Слайд 20-21

    Прием для  смыслового чтения.

    1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
    Назови.
    Почему.
    Объясни.
    Предложи.
    Придумай.
    Поделись.
    2. Формулируется тема урока. Дети знакомятся с темой самостоятельно.
    3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

    5. Методы релаксации.    Слайд 22

    Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

    Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.

    Метод «Постройся по росту». Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию.

    Проведение: Дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту.

    Метод активной релаксации  «Земля, воздух, огонь и вода»

    Цель – повысить уровень энергии в классе.

    . Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь

    руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.

    6.Методы подведения итогов.

     Метод «Написание  санквейна»             Слайд 23

    На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам .Правила написания синквейна таковы: 

    На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна. Например, составим синквейн слова ВОДА

    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

    тему синквейна.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

    относящиеся к теме синквейна.

    На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

    Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

    Такой синквейн, можно составить со словами- ВОДА,РОДИНА,ЗИМА,ОСЕНЬ.   Слайд 24

    - Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. Итак, тема синквейна

    Метод.

    -Запишите на карточках.

    Заслушиваются ответы разных групп.

    - Вот какой синквейн составила я (Слайд25)

    Метод «Шесть шляп» слайд 26-27

    Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

    1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.

    2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

    3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.

    4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…

     5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.

     6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

    Задания:

    Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы.

          Белая шляпа – факты.

    1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.

     а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)

    б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).

    Жёлтая шляпа – оптимизм.

    1.Найдите положительные моменты в критических  ситуациях, в какие попадает лев, собачка.

    а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)

    б) собачка.( обрела друга)

     Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.

    • Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.

    а) лев.

    б) собачка.

          Красная шляпа – эмоции.

    • Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.

    а) лев, видя собачку в клетке.

    б) собачка, попадая в клетку ко льву.

    Зелёная шляпа – творчество.

    • Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста.

    а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)

    б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).

    Синяя шляпа – жизненный урок.

    Чему Вас научил данный рассказ?

    Методы  подведения итогов мастер-класса.

    Рефлексия
    Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение о мастер-классе и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода.

     (С – современно…


      Фразеологизм или пословица .        Слайд 28

    • Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер- класса: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон.
    • Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”,  Слайд 29 “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
    • А теперь встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего мастер- класса. (По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами  по теме и отвечаем на них).

    И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы. Слайд 30

    Учить детей сегодня трудно,

    И раньше было нелегко.

    Читать, считать, писать учили:

    «Даёт корова молоко».

    Век XXI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.

    Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

    Светились от улыбок и любви,

    Здоровья вам и творческих успехов

    В век инноваций, новизны! 

      Слайд 31

    . Заключение.

    В заключении хочу отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

    Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества..

     Учитель является творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет почву для новых идей. Слайд 32.

     Удачи вам, коллеги,  и новых творческих находок!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

    Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

    Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

    Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

    Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

    Применение активных методов обучения на разных этапах

    Статья "Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе"...

    Применение активных методов обучения на разных этапах урока

    Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

    Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

    Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

    Педстудия для председателей методических объединений...