Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
статья

Миронова Ольга Владимировна

Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya._.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления. «Применение активных методов обучения на разных этапах уроков».

(методический совет от 28.03.2019г.)

Подготовила и выступила  

учитель начальных классов ВКК

МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»

Миронова Ольга Владимировна

Тема: Технология развития критического мышления. «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах урока в начальной школе.

Оборудование: компьютер, проектор.

I. Сообщение темы, введение в неё.

Жизнь стремительна и многообразна, и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и находить рациональный и неординарный вывод… И цель учителя состоит в том, чтобы научить маленького гражданина не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, и систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно…

(слайд №2)

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. И только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%. Вот и встают перед учителем вопросы:

Как донести учебный материал до ребенка?

Как вызвать активную познавательную деятельность?

Как прививать положительное отношение к учебе?

Появляется необходимость в педагогических технологиях, эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения.

(слайд №3) 

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз: «Учить не для школы, а для жизни».

(слайд №4) 

Активные методы обучения или технология развития критического мышления – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения

(слайд №5) 

Активные методы обучения подразделяются на:

- методы выяснения целей, ожиданий, о пасений;

- методы презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы;

- методы релаксации;

- методы подведения итогов.

Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

II. Знакомство с основными видами АМО.

(слайд №6)

1. Метод начала урока.

Цель его - настроить детей на продуктивную работу. На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов»,

«Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

(слайд №7)

МЕТОД «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

      Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали — это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка - друзья мирились!

Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: "Один за всех и все за одного".

За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.

(слайд №8)

2.  АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.

Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Ковёр идей» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Предлагаем детям самим решить, чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам, вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.

(слайд №9)

МЕТОД «ПОЛЯНА СНЕЖИНОК»

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Этот метод побуждает учащихся к самооценке

- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки) Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(тучку).

(слайд №10)

3. АМ презентация учебного материала. 

Вот здесь - то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

(слайд №11)

МЕТОД «СОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРА»

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

(слайд №12)

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

(слайд №13)

4. АМ релаксации.

Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

(слайд №14)

5. АМО самостоятельной работы.

И, наконец, метод самостоятельной работы.

Цель его - закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок.

АМО «КАРТИНА»

На        уроке русского        языка        по        теме        «Правописание        парных согласных в корне слова».

Я сделала для ребят самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной.

Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать картинку, которая напомнит вам друга-игрушку и правило о правописании парных согласных. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и правильно вставили пропущенную букву.

Ученик должен положить соответствующую букву на лист изображением кверху. Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.

(слайд №15)

6. АМ обобщения знаний.

Метод «НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА»

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?

(слайд №16)

Метод «синквейна» является одним из инновационных методов обучения, так как содержит в себе синтез интеллектуальной игры и творческого труда.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

(слайд №17)

Правила написания синквейна таковы:

а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

6) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г) На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д) На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

(слайд №18)

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе

(слайд №19)

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

(слайд №20)

Предлагаю вам составить синквейн об активных методах работы.

Вариант:

АМО

Интересные, увлекательные

Изучать, привлекать, развивать

Учить не для школы, а для жизни.

ТРКМ

С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.

(слайд №21)

7. АМ подведения итогов

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

АМО «СНЕЖИНКИ -БАЛЕРИНКИ»

Побуждает учеников к оценке результатов своей работы:

Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как "Ромашка". Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

АМО «ВОПРОС-ОТВЕТ» можно обыграть:

  • Представьте,        что        я        корреспондент        познавательного        журнала «Эму», ответьте на мои вопросы.
  • О какой орфограмме мы сегодня говорили?
  • Как        проверить        написание        парных        согласных,        стоящих перед глухими согласными.
  • Под каким, девизом мы сегодня работали?
  • Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?

МЕТОД «МУДРЫЙ СОВЕТ»

Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

III. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно­организационных умений.

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.

(слайд №22)

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дестервег

(слайд №23)

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Источники и литература:

Образовательный портал «Мой университет»

http://www.moi-universitet.ru/

Факультет "Реформа образования"

http://www.edu-reforma.ru/

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. - М., 2001.
  2. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.
  3. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, №3.
  4. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И., Губаревич И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. -М., "Восхождение", 1997.
  6. Жук А. И., Кашель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.
  7. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.
  8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва, 2003.
  9. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Активные методы обучения на разных этапах урока

Мастер-класс по применению активных методов обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Применение активных методов обучения на разных этапах урока

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Активные методы обучения на разных этапах урока

Мастер-класс"АМО на разных этапах урока в начальных классах"...

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

Педстудия для председателей методических объединений...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...