Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
методическая разработка по теме

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organiz._diff._obuch..doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          ВВЕДЕНИЕ

   Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям  школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

   В современной образовательной практике используется следующая классификация видов дифференциации:

  1. Внешняя дифференциация, которая предлагает создание особых школ и классов.
  2. Внутренняя дифференциация, которая предлагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

Большинство педагогов считают внутреннюю дифференциацию важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

    Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

   Цель дифференцированной работы заключается в том, чтобы развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки, достичь таких результатов владения языком, которые побудят их  к самостоятельной исследовательской деятельности.

     В нашей школе №110 реализация дифференцированного обучения является общешкольной темой, поэтому многие учителя работают именно по этой проблеме.

     Таким образом, тема дифференцированного обучения на уроках в начальной школе в данное время очень актуальна, т.к. является требованием современного общества.

             ГЛАВА 1. Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

   Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

  1. Проведение диагностики.
  2. Распределение по группам с учетом диагностики.
  3. Определение способов  дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
  4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
  5. Диагностический контроль за результатами.

Рассмотрим некоторые из них.

Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ученики  с очень низким уровнем усвоения знаний, умений: неправи-льно выполняют выбор действий в задачах;

низкий уровень сформированности вычислительных навыков;

не выделяют взаимосвязи между изученны-

ми вопросами;

низкий уровень выполнения мысл-

ительных операций;

дети с низким по-

казателем памяти и отрицательным отношением к предмету;

математические рассуждения выстраиваться не могут;

математическая речь не развита.

Ученики с  низким уровнем усвоения знаний, умений:

затрудняются в правильном выбо-ре действия при решении задач;

средний уровень сформированности вычислительных навыков;

затрудняются в выделении взаимосвязи между изученны-

ми вопросами;

низкий уровень выполнения мысл-ительных операций;

математические рассуждения  выс-траивают лишь при постановке вопросов;

математическая речь достаточно не развита;

Ученики со сред-       нем уровнем усвоения знаний, умений:

правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затруд- няются в творчес- ких видах работы над задачей;

вычислительные навыки сформи-рованы хорошо;

средний уровень мыслительных операций;

имеют хороший показатель памяти;

развита тонкость наблюдений;

математическая речь развита;

выполнение обобщений только элемента-рных понятий.

Ученики  с вы- соким уровнем усвоения знаний, умений: правильно выпол-няют выбор действий при решении задач;

успешно выполняют виды творческой работы над задачей;

высокий уровень сформированности вычислительных навыков;

высокий уровень выполнения мыслительных операций;

высокий показатель памяти

высокий уровень развития матема-тической речи.

Типы заданий

Опосредующие   учебную информацию

Направляющие работу ученика с учебным материалом

Требующие от  учеников творческой деятельности

1.задание на узнавание математических объектов

1.задание на описание математических объектов по плану

1.задание на сравнение математических объектов

1.задания на установление связей между объектами, признаками

2.задания, требу-ющие анализа признаков понятий

2.задания на дополнение не-законченных предложений с использованием слов для справок

2.задания на составление подобных математических объектов

2.задания на самостоятельный подбор примеров

3.задания на классификацию объектов

3.задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самосто-ятельных мысли-тельных операций

3.задания творческого характера

Самостоятельная работа

Воспроизведение по образцу

Реконструктивно-вариативная

Частично-поисковая

Частично-поисковая, творческая

Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.

Положительные аспекты данного разделения:

  1. Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества «уравниловки» и «усреднения » детей;
  2. Появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
  3. Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
  4. Повышение уровня Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  5. Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
  6. В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
  7. Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты данного разделения:

1)деление детей по уровню развития не гуманно;

2)высвечивание социально- экономического неравенства;

3)лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

4)перевод в «слабые» группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;

5)несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся «неординарные дети».

   Зная, что все люди делятся на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики, можно давать задания детям, учитывая особенности каждой группы.

группы

особенности группы

задания

Визуал

Тихий, послушный, успешно учится, любит конструктор, компьютер; равнодушен к животным; зрелиша производят сильные впечатления,но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкает- ся в себе.

-задания предлагать в виде записей

-писать карточки ярко, красиво

-давать задания: найти что-то в учебнике самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод

Аудиал

Много говорит; легко вступает в контакты; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к угадываниям.

-вызвать к доске во время математического диктанта

-прочитывать задание вслух учителю или родителям

-давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить что-либо другу

Кинестетик

Очень подвижен; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать, очень любит животных, отлично развит вкус.

Давать задания, направлен- ные на перекладывание фишек, на рисование, модели- рование, пересчет предметов

                                                                   

ГЛАВА 2. Дифференцированная работа на уроках математики 

2.1. Работа на этапе ознакомления с решением новых задач.

   При организации работы учащихся по поиску решения задач я использую такие методические приемы, как:

- прием постановки системы вопросов, который предполагает последовательность взаимосвязанных вопросов, способствующих включению учащихся в активную познавательную деятельность. Начинаю анализ текста с общих вопросов.

-  прием моделирования базируется на умении строить различные модели краткой записи текста задачи. Удачно выбранный способ краткой записи содержит все данные задачи и наглядно отражает связи между ними. Наиболее эффективно содействует применение графических видов модели: схем, чертежей, таблиц.

- прием группировки данных задачи, основанный на анализе данных задачи. Он позволяет выявить возможные связи между данными, а затем выбрать те из них, что нужны для решения. Суть приема – в умении составить выражение из чисел, данных в условии задачи и разъяснить их смысл.

- прием введения дополнительных соглашений. Суть данного приема состоит во введении в условие задачи дополнительных отношений между данными, которые не влияют на результат решения, но подсказывают новые ходы мысли решающих.

- прием продолжения начатого решения. Детям, после ознакомления с задачей, я даю запись начатого решения этой задачи и предлагаю выяснить, что находится первым действием, вторым и т.д., и какие отношения, взаимосвязи между данными задачи легли в основу данных арифметических действий.

        Систематическое включение учащихся в решение задач путем использования отмеченных мною приемов, упражнений является эффективным средством повышения их познавательной активности и осуществления творческой деятельности.

2.2. Способы дифференциации  на этапе закрепления изученного материала.

   Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего используется на этапе закрепления. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества (репродуктивная и продуктивная деятельность).

     Использую различные виды продуктивных заданий:

- поиск закономерностей;

-классификация математических объектов;

- преобразование математического объекта  в новый (преобразование простой арифметической задачи в составную) ;

-  задания  с недостающими или лишними данными;

- выполнение заданий разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

- самостоятельное составление задач.

    Дифференцированную работу организую различным способом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (2 группа) предлагаю репродуктивные задания (например, решение арифметической задачи по образцу), а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости (3 и 4 группы) – творческие задания (например, сравнить решение двух задач и найти, что общего в их решении; решить задачу и составить алгоритм решения этой задачи и др.).

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

  Этот способ предполагает следующие виды усложнения задания для наиболее подготовленных учащихся:

- усложнение математического материала (например, в задании для 2 и 3 групп использую однозначные числа, а для 3 - двузначные);

- увеличение количества действий в решении задач;

- использования обратного задания вместо прямого.

3. Дифференциация  заданий по объему учебного материала.

    Такой способ предполагает, что учащиеся со средним (3 группа) и высоким уровнем (4 группа) обучаемости выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

   При  таком способе все дети выполняют одинаковые упражнения. Но одни это делают под моим руководством, а другие – самостоятельно.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

   Учащимся 4 группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 2 и 3 групп оказывается помощь различного уровня.

6. Дифференциация работы по уровню учебных действий.

     Детям с низким уровнем предлагаю решить задачу с опорой на индивидуальный счетный материал, а учащимся со средним уровнем – решение задачи с помощью схематического рисунка. 4 группа решает задачу без наглядной опоры, в уме.

      Современные программы и учебники по математике для начальных классов построены так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность  использования дифференциации по уровню творчества. 

   2.3. Результативность.

Для диагностирования усвоения детьми навыков решения текстовых задач мною использованы письменные работы , состоящие из простых и сложных задач.

   Используя в своей работе дифференцированный подход на уроках математики при решении простых и составных задач, были получены высокие результаты.

Виды задач

класс

1 полугодие

2 полугодие

простые

2 класс

18 (78%)

20 (87%)

3 класс

23 (100%)

23 (100%)

составные

2 класс

16 (70%)

19 (83%)

3 класс

20 (87%)

21 (91%)

   По таблице видно, что на конец 2 класса самостоятельно с решением простых задач справились 20 учащихся и 3 ученика нуждались в дополнительной помощи учителя. С составными задачами справились 19 человек, а в дополнительном разъяснении и помощи в выборе действия нуждались 4 учащихся.

  На конец 3 класса с простыми задачами справляются все ученики, а с  решением составных задач не справились только 2 учащихся.

   Все это говорит о том, что дифференцированный подход на уроках математики очень продуктивен и результативен.

    В классе низкий уровень школьной тревожности. На сегодняшний день в классе 60% (14учащихся) учатся на «4» и «5». Неуспевающих нет.

                                                Перспективность

      Работая над данной темой, я убедилась в том, что дифференцированный подход помогает создать благоприятную обстановку для детей с разными уровнями обучаемости, т.к. осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, а так же создает условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

      Перспективу в своей работе я вижу в том, чтобы улучшить результаты успеваемости у учащихся, имеющих оценку «3». В данной работе большее внимание уделено урокам математики. Именно на этом предмете, на мой взгляд, удобнее всего реализовать дифференцированный подход. На других учебных предметах  я так же использую различные типы и способы дифференциации учебных заданий, но намного реже, чем на уроках математики.         Поэтому, считаю своей задачей продолжить дифференцированную работу в системе на всех предметных уроках, на факультативе по информатике,  а так же и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. Т.к. некоторые дети уже принимали участие в сетевом познавательно-творческом проекте"Кругосветное морское путешествие", то возможно, что следующая работа будет – исследовательский проект или эксперимент.

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач.// Начальная школа.2003,№3.
  2. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе.// Начальная школа.2004,№2.
  3. Демидова Т.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач.// Начальная школа.2003,№4.
  4. Конева Л.С. Технология разноуровнего обучения учащихся основной школы. Аркор, 1999.
  5. Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся.// Начальная школа.2003,№7.
  6. Фонин Д.С., Целищева. Моделирование, как важное средство обучения решению задач. // Начальная школа.1990,№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Технология ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках в начальной школе.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе.

Доклад:Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе...

Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

Статья о том, как развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки...