Главные вкладки

    Методическая разработка по иностранному языку по теме:
    Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

    Джандарова Гульнара Надоровна

     

    Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

    С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

    Р. Штейнер

    Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

    Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности:

    • чтением,
    • аудированием,
    • говорением (монолог, диалог),
    • письмом.

    В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенцииявляются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:

    • языковых умений и навыков;
    • лингвострановедческих и страноведческих знаний.

    В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

    • читать и понимать несложные аутентичные тексты;
    • устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
    • в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
    • умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).

    Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.

           Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для  ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.

    Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. 
    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.
    ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему и поможет игра.

      Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

    Проблемой внедрения игровых приёмов в обучение английскому языку занимались многие учёные: Биболетова М.З., Верещагина И.Н., разработавшие учебники, построенные на массовом использовании игровых приёмов; Колесникова О.А., Пассов Б.И., Царькова В.Б., изучавшие зависимость уровня мотивации от применения игровых приёмов; и другие.

    Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

    Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

    Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

           В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в учебных  целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

    Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как методе обучения. Игры делятся на:

    Предметные

    Сюжетные

    Ролевые

    Деловые

    Имитационные

    Игры-драматизации

            Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего  -  увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  -  оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

            Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно  -  вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

           

       Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

    • Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
    • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
    • Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;


    Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции: 

    1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков. 
    2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. 
    3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир. 
    4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. 
    5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
    6. Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. 
    7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 

            Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д

            Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

                  Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

          При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

          Давайте запомним все – и учителя, и воспитатели, и родители – что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

    Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

    1)        соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

    2)        доступность для учащихся данного возраста;

    3)        умеренность в использовании игр на уроках.

    Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

    1)        ролевые игры на уроке (инсценирование);

    2)        игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН); - Например: я использую игру «Кто хочет стать миллионером?»

    - Первый слайд предлагает выполнить тест в игровой форме. Если ученик дает правильный ответ, он получает баллы и продолжает игру. Если ответ неправильный, то компьтер указывает на ошибку и игру продолжает другой ученик

    3)        игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);.

    4)        использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

    5)        различные виды внеклассной работы по английскому языку (лингвистические викторины, экскурсии, олимпиады и т.п)

    Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.

    Я  провела эксперимент с целью определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка при изучении лексики.

    В исследовании принимали 13 учащихся 4 класса.

    Средний возраст детей в группе составляет 10-11 лет. Отношение к учебной деятельности оцениваю достаточно ровное. Общеучебные навыки сформированы. На уроке, как правило, достаточно быстро реагируют, активны.

    Для выражения уровня знаний я использовала пятибалльную систему оценок, соответствующую отметочной школьной системе. Результаты эксперимента  для удобства занесла в таблицу:

    № п/п

    Фамилия

    Результат

    1.

    Агасиева Виолетта

    5

    2.

    Бугиев Муслим

    3

    3.

    Глушенин Саша

    4

    4.

    Каширина Вика

    4

    5.

    Коновалов Андрей

    4

    6.

    Курмышова Вика

    5

    7.

    Маматалиева Айша

    3

    8.

    Молаев Якуб

    3

    9.

    Молаева Асия

    3

    10.

    Сараева Оксана

    4

    11.

    Сизоненко Андрей

    3

    12.

    Хамицевич Аделя

    4

    13.

    Хачатрян Саркиз

    5

    Изучение первой темы « Мой дом» («Enioying your home»)(4 урока) составило первую часть эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме проверочной  работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на этой стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме:

    Высокий уровень – 3 человека, или 23% детей;

    Средний уровень – 5 человек, или 38.4% детей;

    Низкий уровень – 5 человек, или 38,4% всей группы.

    Получив указанные результаты, я приступила к проведению второй части эксперимента, с учётом всех полученных  теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Магазин и покупки» - «Shopping for everything». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию.

    1. Игра «Кто хочет стать миллионером» ( «Who wants to be amillionary»)
    2. Ролевая игра «Купить одежду» ( «Buying clothes»)
    3. Ролевая игра «В продуктовом магазине» ( «Shopping for food»)
    4. Игра «Лото»
    5. Игра «Что исчезло?» («Watis missing?»)

    Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе

    Дл я получения результатов по уровню усвоения лексики были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей эксперимент. В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество – 13 человек.

    № п/п

    Фамилия

    Результат 1

    Результат 2

    1.

    Агасиева Виолетта

    5

    5

    2.

    Бугиев Муслим

    3

    3

    3.

    Глушенин Саша

    4

    5

    4.

    Каширина Вика

    4

    5

    5.

    Коновалов Андрей

    4

    4

    6.

    Курмышова Вика

    5

    5

    7.

    Маматалиева Айша

    3

    4

    8.

    Молаев Якуб

    3

    3

    9.

    Молаева Асия

    3

    3

    10.

    Сараева Оксана

    4

    4

    11.

    Сизоненко Андрей

    3

    4

    12.

    Хамицевич Аделя

    4

    5

    13.

    Хачатрян Саркиз

    5

    5

    Высокий уровень – 6 человек, или 40,1% детей;

    Средний уровень – 4 человека, или 30,7% детей;

    Низкий уровень – 5 человек, или 23% всей группы.

    Динамику  усвоения детьми младшего школьного возраста лексики английского языка с применением игровых технологий можно увидеть в сравнительной таблице.

    Уровень

    Эксперимент 1

    Эксперимент 2

    Высокий

    23%

    40,1%

    Средний

    38,4%

    30,7%

    Низкий

    38,4%

    23%

    Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка , их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.

    Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

    Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

    Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

    Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

    Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

    Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

    Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

    Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

    Статья "Роль проектной деятельности в формировании познавательных УУД у учащихся начальной школы".

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне ...

    Формирование исследовательской компетенции у учащихся начальных классов.

    В работе показаны приемы формирования иследовательской компетенции у учащихся начальных классов....

    Роль конструирования в формировании технического мышления у учащихся начальных классов

    В статье даются опеределения технического мышления, а также рассматриваются основы для его формирования у учащихся начальной школы....