Значение игровых технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся 1 - 4 классов
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Елисеева Ланцаина Валерьевна

Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Что дают игровые технологии?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovoy_tehnologii.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игровых технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся 1 - 4 классов

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность —словом, все, что составляет богатство человеческой личности.» Иохан Хейзинга

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая.

Что же есть понятие «технология», «игра» и «игровая технология»?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Игровая технология - составная часть педагогических технологий.

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий.М.,2006)

Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Что дают игровые технологии?

1. Эмоциональная разгрузка

Одним из важных и сложных занятий является закрепление пройденного материала, для организации которого необходимы не только усилия со стороны преподавателя, но и со стороны учащихся.

Занятия повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности, так как появляется возможность проверить знания своих воспитанников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы.

А почему бы этот контроль знаний не сделать через эмоциональную разгрузку, и причем в более комфортной обстановке? И здесь наиболее удачной в этом плане формой будет игровая.

2. Возможность личного раскрытия ребенка.

Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей.

3.Сплочение коллектива и формирование дисциплины.

Игровые занятия, на которых предполагается объединение детей в команды, способствуют как сплочению коллектива, так укреплению дисциплины в классе. Кроме того, это дает возможность высказываться нерешительным ученикам.

4.Удовлетворение потребности ребенка в общении и поощрении.

Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность детей в общении.

Для учащихся младшего звена одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр учитывается и этот фактор.

5. Но самая главная педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, когда ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

В комплексной программе модернизации образования в разделе 3 «Облик современной модели образования к 2020 году» в пунктах 3.2. «Дошкольное образование», 3.3. «Общее образование», 3.4. «Непрерывное образование» выдвигается идея формирования ключевых компетенций, начиная с детей детского сада и заканчивая взрослыми людьми пришедшими на профессиональную переподготовку или решивших получить дополнительное образование. Одной из технологий компетентностного подхода является игровая технология. Для жизнедеятельности современных детей игры, совместная деятельность, сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными. Это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

Поэтому, активное введение игровых технологий в образовательный процесс, позволит более успешно формировать и развивать у обучающихся ключевые компетенции.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Единой классификации ключевых компетенций в учебно-методической литературе не существует, но есть некие общие, не признать которые невозможно: информационные, коммуникативные, социально-трудовые, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, общекультурные, компетенции личностного самосовершенствования, компетенция чтения и понимания текста

Использование игровой технологии может формировать следующие компетенции:

•        Информационные компетенции (при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире);

•        Коммуникативные компетенции (включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию, владеть устной и письменной речью, родным языком, иметь навыки публичных выступлений и др.);

•        Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

•        Компетенция чтения и понимания – анализ и понимание текстов, умение определять цель написания данного текста, выделять главную мысль, определять адресат, стиль написания, свой смысл прочитанного, кратко выражать содержание.

 Использование данной технологии дает следующие результаты:

1.        Повышение качества знаний обучающихся.

2.        Развитие интереса обучающихся к познавательной деятельности.

3.        Повышение уровня сформированности ключевых компетенций (информационные, коммуникативные, учебно-познавательные, компетенция чтения и понимания).

4.        Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий.

5.        Обобщение и систематизация собственного опыта педагога.

Литература

1. Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985

2. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984

3. Г.К. Селевко, А.В. Басов. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование, Ярославль, 1991; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., 1998).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»

Доклад  по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. ...

Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "

Формирование ключевых компетенций  младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....