доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
статья по теме

Закатимова Татьяна Владимировна

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_d.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

           В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе  требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания . В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний , умений и навыков , нужно     научиться приобретать все в большем объеме , уметь анализировать , сравнивать , отбирать   нужное , обобщать .Но самое главное в современном динамично развивающимся  информационном обществе нужны даже не столько сами знания , сколько умения добывать их и умения самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни , во всевозможных реальных ситуациях .

         Если  ранее  результат обучения и воспитания  оценивался по действиям ученика – «послушал» , « записал» , « прочитал» , « выполнил» , « решил – умница» , « не выучил -2» , то сейчас педагог должен учитывать внутреннюю сторону поведения школьника , раскрывающую сам процесс познания . Нужно проанализировать почему один ученик слушает и понимает , а другой с трудом улавливает  о чем идет речь.

         Для достижения положительных результатов современный учитель одной из первых     целей ставит развитие познавательной активности обучающегося на уроке и во    внеурочное время . Ведущую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения и при. Применение педагогических технологий , активизирующих творческие познавательные способности обучающихся . Становление учебно-познавательной деятельности обучающихся- один из основных факторов обучения стимулирующих развитие младших школьников.

      Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающегося ,  направленная на поиск решения возникшей проблемы , ситуации.

       Проектная деятельность – это процесс работы над учебным проектом , процесс достижения намеченного результата в виде конкретного « продукта». Ученическое проектирование  становится все более популярной формой организации творческой активности обучающихся. Включая младшего школьника в проект можно сформировать у них следующие умения :

- определять цель деятельности ;

- планировать свою деятельность ;

- выполнять действия и операции;

- соотносить результаты деятельности и ее цели;

- контролировать свои действия ;

- выполнять мыслительные операции , проводить наблюдения и ставить эксперименты .

- строить простые модели явлений окружающего мира.

- анализировать и отбирать нужную информацию .

- доказывать т.е. логически мыслить и рассуждать , а также противостоять ( при защите роекта)

Актуальность использования метода  проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно – коммуникативных технологий , без которых уже не мыслимы любые виды деятельности. И для того , чтобы  

Адаптироваться в жизни , ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию , добыванию необходимых знаний и умений , приобретению навыков.

 

    Проектную деятельность можно начинать с первого класса . Предложите ученикам творческое задание : «На что похожа буква»  и вы увидите , что первоклассники станут настоящими исследователями , ведь для того , чтобы ответить на вопрос , им придется внимательно осмотреться вокруг , сравнивать ,найти сходство , спросить у родителей и , наконец , создать «продукт» - рисунок предмета , похожего на букву.

   Совместно  с детьми можно проводить следующие проекты :

      « На что похожа буква»

      « Кто такие кошки»

      «Дневник здоровья»

      «Моя первая книжка – малышка»

      « Словари – наши помощники»

      «Если хочешь быть здоров»

      « Какой я хочу видеть школьную форму»

      «Герои моего народа»

       « Открытка – что это ?»

       « Аппликация – увлекательнейший мир»

В рамках проектов можно проводить индивидуальные исследования с детьми на темы «Витамины» , « Отчего зависит правильная осанка?» и др.

     

        К организации проектной деятельности с детьми нужен особый подход.  Учителю нужно самому перестроиться , научиться обучать «по-новому» , не бояться трудностей .Дети должны « идти рядом» , а « не позади». Истину нужно искать вместе с учениками , а не преподносить ее в готовом виде.

         Структура мыслительной деятельности обучающихся при решении проблемы методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика. Главная задача педагога – не инструктирование участников проекта , а направление, содействие поиску. Важным этапом при создании проекта является выбор темы . Тема должна быть интересна ребенку , выполнима , решение ее должно быть полезно участникам проекта.

       

         Как выработать у ребенка стремление к самостоятельному исследованию ?

  Удачными моментами для такой работы в начальных классах являются те . где есть возможность перевести ученика из пассивного слушателя и исполнителя в активного участника :

 - уроки с организацией группового взаимодействия ;

- практические работы ;

-игровые виды деятельности;

- наблюдения в ходе экскурсий

А также создание на уроке или во время проведения внеклассных мероприятий ситуаций , при которых ребенку захочется « узнать» , « выяснить» , « найти» , « творить».

     Метод проектов представляет собой развитие проблемного обучения , основывается на разработке и создании обучающимися под контролем учителя и родителей навыка « продуктов» в рамках проекта . суть его заключается в том , что обучающиеся в процессе работы  над учебным проектом постигают реальные процессы , что очень важно для формирования компетенций .

    В процессе работы над проектом ребенок учится преодолевать трудности , проживает конкретные ситуации , приобщается к социальным явлениям , учится брать на себя ответственность  , участвует в совместном принятии решений , приобретает навык письменного и устного общения , создает новые объекты и т.д.

Проектирование используется не только на уроках , но и во внеурочное время , в воспитательной работе с классом . Все стадии работы над проектом , как при исследовании , предусматривает сбор , обработку и отбор информации с целью создания продукта.

     Китайская мудрость гласит : « Я слышу – я забываю,

                                                           я вижу – я запоминаю,

                                                            я делаю – я  усваиваю»

Модернизация российского образования состоит в его содержательным и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций , необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности современный учитель стремится к тому , чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми , свободно владели информационными технологиями  были способны к самоопределению и самообразованию.

    Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания , умения , способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

   В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна быть не система знаний умений и навыков , а набор ключевых компетентностей.

   

   

   

 

 

  ДОКЛАД НА ТЕМУ  « ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК

  СПОСОБ  ФОРМИРОВАНИЯ  КЛЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ

  ОБУЧАЮЩИХСЯ»

                                                                                     

                                                                                     ПОДГОТОВИЛА

                                                                                     УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ

                                                                                     КЛАССОВ

                                                                                     МОУ «ООШ № 91»

                                                                                     ЗАКАТИМОВА Т.В.

               

                                           

                                                   2012-2013 уч.г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»

Доклад  по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...

Формирование ключевых компетенций обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций обучающихся  в урочной и во внеурочной деятельности...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность...