Мастер-класс: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».
статья (3 класс) на тему

Данный мастер-класс " Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС" предназначен для учителей начальных классов. В работе содержатся примерные задания для создания проблемных диалогов на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».

Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.

Задачи:                                                                                                                                              •показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;                                                                                    •создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;                                                                                                                  •выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами

 

                                                    Ход мастера – класса:

Загадка: «Надо ли учителю бояться новых стандартов?                                                                                                                                                                                                                                                        Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут!                    (слайд № 2)

Хоть выйди ты не в белый свет,                                                                                                                    А в поле за околицей, —                                                                                                                                                       Пока идешь за кем-то вслед,                                                                                                                                        Дорога не запомнится.                                                                                                                                                            Зато, куда б ты ни попал                                                                                                                                И по какой распутице,                                                                                                                                 Дорога та, что сам искал,                                                                                                                                 Вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)

Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. 

   Возникает вопрос: Какими технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности - ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей? Уверена, вы сможете назвать технологии ОС.

   По мнению учёных на сегодняшний день проблемно - диалогическое обучение.

   Впрочем, если говорить серьёзно, во все времена школа боится реформ, а сейчас – введения ФГОС. С одной стороны, стандарты второго поколения фиксируют те результаты обучения, за которые все наши развивающие образовательные системы борются уже много лет. С другой стороны, массовому учителю не очень понятно, как таких результатов достигать.

                         Теоретические основания технологии

       Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Но вот парадокс: это слово для нашего уха привычно и узнаваемо, а сам феномен так сложен, что его изучает отдельная наука. Попробуем разобраться с основными положениями психологии творчества.

      В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.

Как известно, Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, А. Эйнштейн – теорию относительности. Значит, продуктом научного творчества являются новые знания  о мире. Братья Черепановы придумали паровоз, М.Т. Калашников – автомат. Значит, продуктом технического творчества являются новые механизмы.   Впрочем, роль творчества как подлинного двигателя прогресса осмыслена уже давно, но лишь недавно педагоги и психологи всерьёз задумались о том, чтобы сделать творчество движущей силой развития человека.

      Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Основа школьного обучения – научное творчество. А что мы о нём знаем?  На самом деле научное творчество – процесс, включающий четыре звена. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звенотворчества – постановка проблемы. Запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Учёный выражает новое знание научным языком (химическим, физическим, биологическим и т.д.) в форме статьи, книги, доклада и представляет его широкой аудитории через публикацию или в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.

   Таким образом,  научное творчество как процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена:

1. постановку проблемы;

2. поиск решения;

3. выражение решения;

4. реализация продукта.

Сущность технологии

   Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. Однако нужно ещё разобраться, как при этом действует учитель.

   На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога  логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.

( слайд № 3)

   Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.  Эта извилистая тропа, чреватая ошибками.

    Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).

     Получается, что технология проблемного диалога действительно  обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

   Следовательно, традиционная методика обеспечивает репродуктивноеусвоение знаний: «Пришёл, услышал, заучил».

                                     Структура технологии  

     Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причём не «вообще и в принципе», а конкретно на уроках открытия знаний. Деятельность учителя используется  как «методы», «задания», «формы», «средства».  

    Методы обучения –  Побуждающий и подводящий диалоги представляют собой определённые сочетания вопросов, приёмов, заданий, и эти сочетания нужно внимательно рассмотреть.

Возьмём, к примеру, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель должен сначала создать проблемную ситуацию, а затем специальными репликами помочь ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. У педагога практика закономерно возникают вопросы: «Как именно создать проблемную ситуацию?», «Какие конкретно слова надо сказать?». Технология проблемного диалога рассматривает шесть разных приёмов создания проблемной ситуации, предлагает для каждого приёма собственный текст диалога. А ещё она учит правильно реагировать на ошибочные формулировки учащихся.  Аналогичным образом, т.е. очень подробно, рассматриваются и все остальные проблемно-диалогические методы.

    Задания – следующая по степениважности категория дидактики. Задания обычно понимают как отдельные поручения учителя, с помощью которых организуется закрепление нового материала. Психологами доказано, что оптимален следующийпорядок закрепления. Сначала учитель даёт задания на воспроизведение, и ученики проговаривают новый материал. Затем педагог предлагает упражнения или задачи, и школьники применяют знания на практике. Нас интересуют задания на воспроизведение, которые, как и методы обучения, делятся на две противоположные группы.

      Репродуктивные задания – «правило выучи наизусть», «параграф перескажи своими словами» – есть в арсенале каждого учителя. А с продуктивными заданиями, позволяющими ученику самому выразить новые знания, надо разбираться специально. Технология проблемного диалога исчерпывающе характеризует разные виды продуктивных заданий (на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ) и раскрывает особенности их применения.  

    Однако реальный урок – это не только методы и задания. Есть ещё формы и средства обучения. В педагогике различают фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы.

      Традиционные методы обучения всегда фронтальны. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать  класс на группы, чтобы сообщить тему урока и объяснить новый материал. Зато проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Репродуктивные задания строго индивидуальны. Ну не получится группой выучить правило наизусть. Зато продуктивные задания (придумать, к примеру, схему) можно давать и группам, и парам. ( слайд № 4)

    К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы. При проблемно-диалогическом обучении их роль кардинально меняется. Для примера возьмём только опорные сигналы. На традиционном уроке наличие опоры не обязательно. Если учитель использует опору по собственной инициативе, то предъявляет её в готовом виде – как плакат, облегчающий ученикам восприятиеи запоминание материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала строго обязательно, поэтому технология подробно описывает, какие бывают опорные сигналы, кто именно и в какой момент урока их создаёт и даже на какой части доски их лучше располагать.

     Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы и задания являются центральными компонентами технологии и определяют выбор форм и средств обучения.                 ( слайд № 5)

Применение технологии

     Поскольку технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

   во-первых, на всех образовательных ступенях;

   во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология;

   в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах  и даже родительских собраниях.

   Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе.

Результаты применения технологии

     Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания –осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал

закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

   Метапредметные  результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

    В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы.      

     Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.  

       Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

    Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это иесть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные –слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

    Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,

ценностей. Воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и

уважение к людям. Традиционное  же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и

школой.

(слайд № 6)

    Предлагаю рассмотреть приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала. ( слайд № 7)

Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

«Умножение на двузначное число».                                                                                                      Работа в группах.                                                                                                       Сейчас будете по группам решать пример    56 х 21 =                                                                     Какие есть гипотезы?  С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)                                                     Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

50 х 20 + 6 х 1 = 1006  - ошибочная                                                                                         56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая                                                                                    Как проверить,  какой из двух способов верный?  Может, воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176.Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.              ( слайд № 8)

Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.                                                                                  1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3:     9 – 4 + 3 = 8 2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:                            9 – 4 + 3 = 2                                                                                                                           Что вы замечаете? Почему получились разные  ответы?                                                   Какое действие выполняли первым?                                                                                                  А вторым?                                                                                                                               Определите тему урока -  Порядок действий в выражениях.    

Приём 3. Подводящий к теме диалог. ( слайд № 9)

Предлагается материал для сравнения  (два столбика слов)

медвежья                    разъезд                                                                                           вьюга                           объявление                                                                            веселье                        подъезд                                                                                                  ружьё                           подъём                                                                                        муравьи                      разъяснил                          

 Что заметили?   ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ) Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?

Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?                              Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» Окружающий мир 2 класс. Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь? ( слайд № 10)

Она располагается под нами.                                                                                          Там, очевидно, ходят верх ногами,                                                                                             Там наизнанку вывернутый год.                                                                                                Там расцветают в октябре сады,                                                                                           Там в январе, а не в июле лето,                                                                                                        Там протекают реки без воды                                                                                                   Они в пустыне пропадают где-то

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды)  Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?) Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)

Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»

Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные».  4 класс. Учитель даёт невыполнимое задание. Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен) Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).  ( слайд № 11)

 Приём 6. «Задание на ошибку». ( слайд № 12)

Урок окружающего мира  «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»

В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром. А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.) Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите?  (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).

 Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

 Учить детей сегодня трудно,                                                                                                                                          И раньше было нелегко.     ( слайд № 13)                                                                                                                                         Читать, считать, писать учили:                                                                                                                          «Даёт корова молоко».                                                                                                                                                  Но XXI – век открытий,                                                                                                                                   Век инноваций, новизны,                                                                                                                              И  от учителя зависит,                                                                                                                                    Какими дети быть должны.                                                                                                                                        Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе                                                                                                                                                 Светились от улыбок и любви,                                                                                                                          Здоровья вам и творческих успехов                                                                                                                                В век инноваций, новизны!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!