Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
статья на тему

Козлова Ирина Ивановна

Для реализации новых стандартов образования учителю необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и включать ученика в активный поиск новых знаний.  Наиболее эффективна для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся технология проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_dialoga.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

      Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

                                                                   «Человек глубоко постигает лишь то,                  

                                                                                     до чего додумывается сам»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                      Сократ

 Для реализации новых стандартов образования учителю необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и включать ученика в активный поиск новых знаний. Ребёнок должен ощущать потребность новых открытий и познания окружающего мира. Задача учителя дать направление, научить самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать, выбирать главное.

        В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.

.   Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

       Наиболее эффективна для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся технология проблемного диалога.

      Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

        Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

        Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Цели проблемного диалога:

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие речи учащихся;

- развитие умения применять приобретённые знания.

         Мельникова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, лауреат премии правительства РФ в области образования, классифицирует методы обучения следующим образом:

  на этапе постановки проблемы традиционным методом является сообщение темы урока. Современными проблемно-диалогическими методами являются побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом.

   На этапе поиска решения традиционным методом является сообщение знаний. Проблемно-диалогическими методами поиска решения можно назвать побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог.

  Более подробно я расскажу о побуждающем от проблемной ситуации диалоге,  который представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. А так же приведу примеры, как это можно использовать в начальной школе.

  Существует 4 приёма создания проблемной ситуации:

1 приём – ученикам одновременно предъявляются противоречивые факты, теории, мнения. Побуждением к осознанию противоречия являются вопросы

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили?

-Какие факты налицо?

Побуждением к формулированию проблемы будет: - Какой возникает вопрос?

Например, на уроке окружающего мира в теме «Планеты Солнечной системы» детям даётся задание: Рассмотрите 2 рисунка, прочитайте подписи к ним. Ученики рассматривают иллюстрации «Мир по Птолемею, «Мир по Копернику».

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

-Птолемей думал, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, а Коперник думал, что Земля вращается вокруг Солнца. ( осознание противоречия).

-Какой возникает вопрос?

-Кто из учёных прав? (вопрос фиксируется на доске)

2 приём – столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение  к осознанию противоречия:

- Вопрос был один? А сколько мнений?

- Почему так получилось?

Побуждением к формулированию проблемы будет: - Какой возникает вопрос? Или – Какая будет тема урока?

Например, на уроке русского языка при изучении темы «Правописание суффиксов –ек –ик в именах существительных» детям даётся задание:

-Запишите слова (2 ученика работают на доске, остальные на листочках): звоночек, ключик, горошек, карандашик, котёночек, орешек, огурчик, сыночек.

Дети записывают по-разному, кому как кажется. Возникает проблемная ситуация.

-Задание было одно? –Одно… А как вы его выполнили? – По-разному…

(осознание противоречия)

-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

-Не знаем, какой суффикс писать: -ек или -ик. (неточная формулировка проблемы)

-В суффиксах каких частей речи?

-В суффиксах имён существительных.

-Значит, какая сегодня тема урока?

-Правописание суффиксов -ек, -ик в именах существительных.

3 приём состоит из 2 этапов: 1 этап - Выявить житейское представление вопросом или заданием «на ошибку», 2 этап - Предъявить научный факт.

Побуждением к осознанию противоречия являются вопросы:

  • Вы сначала как думали?
  • А как на самом деле?

Побуждением к формулированию проблемы будет: - Какой возникает вопрос? Или – Какая будет тема урока?

Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Арктики», детям даётся задание на выявление житейских представлений:

- Расскажите, что вы знаете об Арктике.

Ученики предъявляют гипотезы, что там очень холодно, там не живут люди, нет растений и животных.

-А теперь посмотрите учебный фильм. (дети смотрят фильм о животном и растительном мире Арктики)

Учитель вопросом побуждает к осознанию противоречия:

-Вы сначала как думали?

-Что в Арктике нет жизни.

-А как на самом деле?

- В Арктике есть растения и животные.

-Какой возникает вопрос?

-Как растения и животные приспособились к условиям Арктики.

4 приём состоит в том, что детям даётся практическое задание, несходное с предыдущим.

Побуждением к осознанию противоречия являются вопросы:

-Вы смогли выполнить задание?

-В чём затруднение?

Побуждением к формулированию проблемы будет: - Какой возникает вопрос? Или – Какая будет тема урока?

Например, на уроке математики при изучении темы «Письменное умножение на двузначное число» учитель сначала даёт задание на изученный материал -

-Решите пример, вычисляя в столбик: 456 · 4

(дети легко справляются с заданием)

-Теперь решите пример 387 · 32

Дети пытаются решить, но испытывают затруднение – возникает проблемная ситуация.

Учитель вопросами побуждает к осознанию противоречия:

-В чём затруднение?

-Таких примеров мы ещё не решали.

-А чем этот пример не похож на предыдущий?

-Умножали на однозначное число, теперь надо умножить на двузначное.

Побуждение к формулированию проблемы:

-Какова сегодня тема урока?

-Умножение на двузначное число.

(неточная формулировка)

-Какое умножение?

-Письменное умножение на двузначное число.

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал

закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и   регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного       сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой.

            Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС, что и требовалось доказать.

                                                     

 

                                                       Литература

1. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.школе . Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011.   2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения . Е.Л. Мельникова . Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008.

3.  Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя . Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.

Ключевые понятия проблемно-диалогической технологии. Ее теоретическое обоснование, сущность, структура  технологии. Рассматриваются результаты применении технологии проблемного диалога....

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС

Загадка: «Надо ли учителю боятьсяновых стандартов?»Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют,меньше класса не дадут!»...

Мастер-класс: «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС».

Данный мастер-класс " Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС" предназначен для учителей начальных классов. В работе содержатся примерные задания для создания проблемных ...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Технология проблемного диалога – это ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос:КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний....

"Технология проблемного обучения - как средство реализации ФГОС НОО"

В статье приведены примеров с уроков по технологии проблемного обучения...